Изменения в налоговом законодательстве Крыма | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 24.10.2016

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Рысина, В. А. Изменения в налоговом законодательстве Крыма / В. А. Рысина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1401/ (дата обращения: 16.11.2024).



Налоговое законодательство Российской Федерации начало действовать в Республике Крым в полной объеме с 1 января 2015 г., что повлекло за собой внесения в Налоговый кодекс РФ и налоговые нормативные акты изменений, касающиеся вопросов применения российского законодательства в области налогообложения в Республике Крым. При этом были расширены права крымских властей относительно регулирования отдельных налогов. При этом на территории республики до 1 января 2015 г. применялось переходное законодательство.

Крымские региональные доходы, которые были предусмотрены бюджетом на 2015 г., были небольшими. При этом доходы не обеспечивались расходами: из 63 млрд. руб. доходов почти 48 млрд. руб. — это передача из федерального бюджета РФ.

Структура налоговых доходов Республики Крым сильно отличается от структуры налоговых доходов других регионов. К основным налоговым доходам здесь относятся: налог на доходы физических лиц, составляющий 55 % всех доходов, акцизы — 15 %, налог на имущество организаций — 14 %.

В доходах регионального бюджета за 2015 г. налог на прибыль составляет всего лишь 9 %. Большая доля налога на доходы физических лиц объясняется тем, что заработная плата в регионе выросла за 2015 г. почти в три раза, а также со сравнительно небольшим контингентом плательщиков налога на прибыль.

Правила расчета налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц, а также налоговое администрирование данного налога мало отличаются от общепринятых в других российских регионах. Некоторые особенности применения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц содержатся в Письме Федеральной налоговой службы от 29.12.2014 № БС-3–11/4537@ «О налоге на доходы физических лиц» [1]. В этом Письме указывается порядок определения статуса налогового резидентства для налогоплательщиков Республики Крым.

Согласно данному письму налоговыми резидентами в Республике Крым в 2015 г. признаются те физические лица, которые фактически находились в РФ на территории данной республики не менее 183 календарных дней в течение 18.03. — 31.12.2014 г. Все остальные физические лица заплатили данный налог по ставке 30 % и налоговые вычеты им не предоставлялись.

На территории Республики Крым с 1 января 2015 г. начал действовать налог на добычу полезных ископаемых. В налоговом законодательстве региона данного налога ранее не было. Поэтому в части 1 статьи 335 Налогового Кодекса РФ были внесены дополнения об обязанности постановки на учет в качестве налогоплательщиков пользователей недр в Республике Крым в налоговом органе по месту нахождения участков недр, переданных в пользование, по правилам, действующим для российских налогоплательщиков.

Помимо федеральных налогов в налоговой системе РФ имеется три региональных налога: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Все эти налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов Федерации и обязательны для применения в этих субъектах. Законодательные органы Республики Крым разработали нормативные законодательные акты, имеющие региональные особенности при исчислении и уплаты этих налогов.

Налог на имущество организаций вводится с 1 января 2015 г. Законом Республики Крым от 19.11.2014 «О налоге на имущество организаций» [2]. Разработчики предполагают, что в 2015 г. в доходы бюджета Республики Крым от данного налога поступит свыше 2 млрд. руб. Законом установлены ставки налога, порядок и сроки его уплаты, специальные налоговые льготы, основания для их использования. Остальные положения законодательства определяются гл. 30 НК РФ. Главная особенность применения налога в Республике Крым заключается в понижении ставки налога: 1 % — в общем случае и 0,5 % — для организаций, которые производят сельскохозяйственную продукцию. Список льгот достаточно обширен, их перечень дан в ст. 6 рассматриваемого регионального Закона. Особые льготы предоставляются участникам инвестиционных проектов.

Транспортный налог вводится в действие Законом Республики Крым № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге» от 19.11.2014 г. [3]. До 1 января 2015 г. транспортного налога в Крыму не было. В 2015 г. в доход бюджета от введения транспортного налога поступит около 80 млн. руб., так как налог будет уплачивать только юридические лица. Физические лица заплатят налог в 2016 г., так как постановка на российский учет транспортных средств населения началась в 2015 г.

Региональным законодательством определены ставки налога на достаточно низком уровне. В расчет принимается возраст автомобиля, что не характерно для нормативных актов других субъектов РФ: если возраст автомобиля более 10 лет, то ставка понижается на 20 %, более 15 лет — на 30 %, более 20 лет — на 50 %.

Налог на игорный бизнес вводится в Крыму Законом Республики «О налоге на игорный бизнес» от 03.12.2014 г. № 21-ЗРК2014 [4]. В документе определяются объекты налогообложения и налоговые ставки, соответствующие нижним границам налоговых ставок, предложенных в НК РФ. Поступления от этого налога в бюджете Крыма 2015 г. не предусмотрены, хотя налог считается перспективным.

Налоговое законодательство РФ предусматривает для налогоплательщиков возможность применять специальные налоговые режимы. Например, для стимулирования малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день существует ряд правовых решений по налогообложению, предоставляемые региональными и местными органами власти.

Единый сельскохозяйственный налог могут выбрать многие налогоплательщики Крыма. Например, это касается сельхозпредприятий и предприятий рыбопромышленного комплекса. При этом налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу может быть уменьшена: с 2015–2016 гг. — до 0 %; с 2017–2021 гг. — до 4 %.

Упрощенная система налогообложения предполагает пополнение регионального бюджета на 483 млрд. руб., что составит около 3 % от общего объема налоговых доходов.

Согласно республиканскому Закону от 29.12.2014 г. № 59-ЗРК/2014 налоговые ставки для налогоплательщиков, которые выбрали объектом налогообложения доход минус расход, в 2015 году устанавливаются на уровне 7 % вместо 15 %, доход — на уровне 3 % вместо 6 %. В 2017 году планируется увеличить ставки до 4 % и 10 % соответственно. То есть в Крыму применяются более низкие ставки, чем в большинстве других российских регионов.

Единый налог на вмененный доход и патентная форма налогообложения — это принудительные формы налогообложения, потому что они не увязываются с конечными показателями деятельности налогоплательщиков, но при этом механизм их действия прост, а ставки при этом небольшие.

Единый налог на вмененный доход вводится в действие НК РФ и законодательными актами органов власти местного самоуправления. Последние при этом наделены широкими полномочиями по выбору видов деятельности, установлению базовой доходности и коэффициента К2, который регулирует сумму налога в зависимости от условий деятельности налогоплательщика.

В Крыму введены ряд местных законов городских округов, регулирующие правила обложения ЕНВД. Подобный налог введен на территории муниципального образования городского округа Ялта, где установлены виды деятельности, переводимые на ЕНВД, значение корректирующего коэффициента, зонирование муниципального образования.

Закон о патентной форме налогообложения принят Госсоветом Республики Крым Законом от 06.06.2014 № 19-ЗРК «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» [5]. Указанный Закон устанавливает размер потенциально возможного к получению годового дохода по различным видам деятельности в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, обособленных объектов. Подобных видов деятельности 47 видов, например, сдача помещений в аренду, экскурсионные услуги, транспортные услуги, услуги бытового обслуживания. Ставка налога — 6 %, то есть стоимость патента небольшая, если сравнивать подобные данные в других регионах.

Рассчитать стоимость патента может любой налогоплательщик, так как механизм расчета очень прост. Для этого необходимо знать размер потенциального дохода и физические показатели деятельности, которые приведены в Законе.

29 ноября 2014 г. принят Федеральный закон № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым устанавливается торговый сбор [6].

В соответствии с принятым решением торговый сбор пока может быть введен только в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Механизм расчета сбора построен по принципу налогообложения вмененного дохода, то есть является принудительным налогом.

Закон предусматривает освобождение от уплаты торгового сбора индивидуальных предпринимателей, которые применяют патентную форму уплаты налогов и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом предусматривается дифференциация ставок сбора и возможность использования нулевой ставки, уменьшение платежей по налогу на прибыль на сумму уплаченного торгового сбора для юридических лиц и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также сумму налога на доходы с физических лиц для индивидуальных предпринимателей.

С 2015 до 2020 г. предусмотрен переход к налогообложению имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества Налоговым кодексом РФ по мере готовности регионального законодательства в части кадастровой оценки имущества и составления реестра имущества. Пока Крым к таким регионам не относится.

До подготовки и принятия нового законодательства владельцы имущества, которое является объектом налогообложения, в Республике Крым будут платить налог исходя из его инвентаризационной стоимости. В бюджете Крыма на 2015 г. поступлений от налога на имущество физических лиц не предусматривается.

В 2014 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Закон о создании в Республике Крым свободной экономической зоны, срок действия которой составляет 25 лет. Законом в Крыму предусмотрены особенности налогообложения и осуществления государственного контроля, въезда, функционирования этой зоны. Сущность введения зоны в том, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут быть включены в реестр участников свободной экономической зоны в том случае, если осуществляют бизнес в таких сферах деятельности: санаторно-курортной сфере, туризме, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслях экономики, логистической (портовой и транспортной) инфраструктуре и судостроении.

Положения Закона упрощают визовый режим, сокращают ставки налога на прибыль. В частности, в Крыму ставка налога на прибыль для резидентов свободной экономической зоны составляет 2 % в течение первых трех лет, 6 % с четвертого по восьмой годы, 13,5 % с девятого года. Законами Республики Крым ставка налога на прибыль от деятельности в СЭЗ может устанавливаться в пониженном размере. При этом ставка налога не может быть более 13,5 %.

Участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет, а также — земельного налога на три года. Также крупные инвесторы могут пользоваться дополнительными налоговыми льготами, которые предоставляются органам власти Республики Крым. Кроме того, резиденты СЭЗ в Крыму будут уплачивать страховые взносы по пониженным ставкам в течение 10 лет.

Таким образом налоговый потенциал Республики Крым пока не может наполнить региональный бюджет собственными налоговыми доходами, но в ближайшем будущем по мере адаптации налогового законодательства доходы должны увеличиваться и бюджет перестанет быть дотационным.

Литература:

  1. Письмо Федеральной налоговой службы от 29.12.2014 № БС-3–11/4537@ «О налоге на доходы физических лиц».
  2. Закон Республики Крым от 19.11.2014 «О налоге на имущество организаций».
  3. Закон Республики Крым № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге» от 19.11.2014 г.
  4. Закон Республики Крым № 21-ЗРК2014 «О налоге на игорный бизнес» от 03.12.2014 г.
  5. Закон Республики Крым № 19-ЗРК «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» от 06.06.2014.
  6. Федеральный закон № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.11.2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, налог, доход, РФ, ставок налога, транспортный налог, имущество организаций, лицо, Республика, игорный бизнес.
Задать вопрос