Туризм — важное направление развития экономики Грузии
Автор: Шарабидзе Нана Ревазовна
Рубрика: Туризм
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 04.11.2016
Статья просмотрена: 1473 раза
Библиографическое описание:
Шарабидзе, Н. Р. Туризм — важное направление развития экономики Грузии / Н. Р. Шарабидзе. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 88-93. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1517/ (дата обращения: 19.12.2024).
Туризм является важным направлением экономики, как для высокоразвитых, так и развивающихся стран. Целью работы является анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы и определение перспектив на будущее. Показано, что на сегодняшний день наблюдается тенденция соблюдения роста количества визитеров в стране. Однако, для повышения доли туристов необходимо повышение эффективности маркетинговой кампании национальной администрации туризма и креативное мышление туристических предприятий с целью создания инновационных, привлекательных и конкурентных туров.
Ключевые слова: доходы от туризма, динамика приезда визитеров, цели визита, расходы на туристические продукты.
В структуре мировой экономики четко прослеживается тенденция повышения удельной доли двух направлений — высоких технологии и потребительского сервиса. В сфере сервиса на одной из лидирующих позиции находится туризм. Туризм является важным направлением экономики высокоразвитых стран мира, таких как Франция, Канада, США, Германия, Швейцария, Великобритания, Бельгия, Израиль. А для менее развитых постсоциалистических стран туризм стал основным «двигателем» экономики. Так как развитие туризма стимулирует развитие ряда отраслей народного хозяйства: строительства, транспорта, инфраструктуры. При этом туризм дает возможность малому и среднему бизнесу, мелким предпринимателям проявлять инициативу, активность, предприимчивость, фантазию с целью обеспечения эффективной и устойчивой деятельности. Поэтому, во многих странах мира забота о росте туристической привлекательности собственных стран является задачей государственного значения [1].
Целью работы является анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы и определение перспектив на будущее.
Анализ доли туризма в валовом внутреннем продукте показывает, что с 2006 года она выросла незначительно (на 03 %). При этом, она колебалась в зависимости от стабильности в стране и мировой экономике. Однако, позитивным можно считать тот факт, что с 2013 года наметилась тенденция роста доли туризма в ВВП (рис.1). По данным I и II кварталов 2016 года эта тенденция сохраняется [2].
Рис. 1. Доля туризма (%) в ВВП Грузии
Стратегию развития туризма разрабатывает и осуществляет национальная администрация туризма (НАТ). Развитие внешнего и внутреннего туризма, разработка новых туристических продуктов и диверсификация рынка является основной и главной задачей национальной администрации туризма [3,4].
По данным национальной администрации туризма за 2015 год доходы от туризма составили до 2 миллиарда долларов (рис.2). А за I квартал 2016 года по сравнению с 2015 годом доходы выросли на 148 миллион долларов.
Рис. 2. Доходы от туризма (млн. долларов)
Примечательно, что в 2015 году 88 % визитеров приезжали из соседних стран. При этом 47,4 % визитеров находились в стране однодневным визитом, 16,7 % — проездом, а 35,9 % — являлись туристами. Основные визитеры приехали из соседних стран: Азербайджана (31,1 %), Турции (24,1 %), Армении (20,2 %), России (12,8 %), Украины (2,8 %).
С 2015 года НАТ проводит активную маркетинговую кампанию с целевыми аудиториями на различных ринках, что и приводит к определенным результатам.
По данным НАТ за 9 месяцев 2016 года количество международных визитеров составило 4879031 человек, что на 8,6 % больше, чем прошлогодний показатель того же времени. Рост количества туристов отмечен из следующих стран: Азербайджана (24 %), Ирана (21 %), России (20 %), Израиля (6 %), Украины (6 %), Индии (4 %), Казахстана (2 %), остальных (17 %). Надо отметить, что количество туристов (время визита 24 ч и больше) с каждым годом растет и на сегодняшний день (октябрь 2016 года) составляет 2 156 731 человек (44 %)(рис.3).
Рис. 3. Динамика количества туристов
Среди визитеров, которые заходят в страну через сухопутные границы, как правило, превалируют транзитные путешественники и визитеры, которые, не ночуя уезжают обратно. Естественно доходы от таких визитов меньше.
Надо отметить, что среди Российских визитеров 64 % приезжают более чем на 24 часа. Однако, если проанализировать цели визита, станет ясно, что и среди них не все являются туристами.
Проанализировав цели визита, можно сказать, что только треть визитеров являются туристами, т. е. потребителями туристических продуктов и сервисов. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение визитеров по цели приезда (%)
Цель визита |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
I квартал |
II квартал |
|||
Отдых, развлечение, рекреация |
2,8 |
7,6 |
3,4 |
7,4 |
Приезд к родственникам / друзьям |
57,3 |
54,5 |
56,3 |
51,9 |
Учеба / образование |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
1,1 |
Лечение /оздоровление |
10,3 |
10,3 |
12,7 |
11,5 |
Религия / паломничество |
1,7 |
1,8 |
1,6 |
2,4 |
Шопинг |
12,6 |
11,4 |
12,2 |
12,1 |
Приезд в собственный дом / дачу |
5,6 |
6,6 |
7,0 |
6,4 |
Профессиональная / экономическая деятельность |
8,2 |
6,0 |
5,0 |
4,8 |
Другая |
1,0 |
1,2 |
1,1 |
2,4 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ цели визитов показывает, что в Грузии визитеры приезжают, в основном, чтобы повидаться с близкими и друзьями, а так же в целях лечения и шопинга. Можно с уверенностью сказать, что больше 60 % визитеров — это люди, которые находятся за рубежом (в основном, в России и Турции), которые время от времени приезжают домой либо для продления виз, либо чтобы повидаться с семьей. Около 12 % визитеров приезжают для торговли. К ним относятся дилеры из Турции, Ирана, Азербайджана и Армении, которые торгуют преимущественно сельскохозяйственной продукцией, а так же «вторичными» автомобилями. 10 % визитеров это приезжие, в основном из бывших союзных республик, которые пока еще помнят о Грузинских курортах и лечебницах. А с целью отдыха, развлечений и рекреации в Грузию приезжают 7,5 % визитеров.
Имеющая структура визитеров отражается в объеме производства туристической сферы (таблица 2). Из таблицы 2 видно, что производство в различных туристических сферах растет. Особо важно, что рост объема производства отмечается в сфере деятельности туристических предприятий (туристических фирм, туроператоров, туристических агентств и т. п.). Если сопоставить показатели объема производства туристической сферы с количеством туристов, то получится, что доход составляет 1100–1400 лари на визит.
Таблица 2
Объем производства (млн. лари) втуристической сфере
Сфера производства |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
I квартал |
II квартал |
|||||
Обслуживание в гостиницах или кемпингах |
234,4 |
324,7 |
390,6 |
499,3 |
110,5 |
128,3 |
Обслуживание в ресторанах, барах, столовых и предоставление готовых блюд |
831,1 |
842,6 |
932,7 |
1 051,2 |
266,8 |
284,4 |
Железнодорожный транспорт |
123,4 |
123,2 |
124,7 |
134,0 |
26,7 |
23,8 |
Сухопутный и водный транспорт |
742,0 |
531,3 |
717,2 |
692,5 |
150,1 |
229,1 |
Воздушный транспорт |
139,0 |
162,8 |
183,0 |
203,9 |
41,0 |
48,6 |
Деятельность туристических предприятий; предоставление помощи туристам |
549,8 |
651,0 |
721,2 |
931,2 |
222,6 |
222,8 |
Всего |
2623,7 |
2635,7 |
3069,4 |
3 512,1 |
817,8 |
937,0 |
Производство на 1 визитера (лари) |
1466 |
1276 |
1377 |
1539 |
1137 |
1303 |
Таким образом, анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы показал, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста визитеров в стране. Однако, доля туристов не превышает 40 %. Для привлечения большего количества туристов необходимо повышение эффективности маркетинговой кампании национальной администрации туризма и креативное мышление туристических предприятий с целью создания инновационных, привлекательных и конкурентных туров, как на базе известных «брендов», так и новых региональных туристических объектов.
Литература:
- Шарабидзе Н., Цагареишвили С. О рациональном туризме. // Периодический научный журнал Кутаисского научного центра «Новация», № 8, 2011г., ст.144–148
- http://www.geostat.ge
- http://gnta.ge
- http://factcheck.ge
Ключевые слова
доходы от туризма, динамика приезда визитеров, цели визита, расходы на туристические продуктыПохожие статьи
Современная ситуация, состояние, проблемы туризма в России и Республике Башкортостан
Проведён анализ туризма, как комплексной системы отраслей одного из самых прибыльных видов бизнеса. Направление туристских потоков в России охватывает все больше регионов и объективной необходимостью стало перенос ответственности в решении проблем ра...
Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии
В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...
Анализ рынка гостиничных услуг в г. Ростове-на-Дону
Для привлечения потенциальных клиентов и удержания постоянных, рынку гостиничных услуг необходимы качественный сервис, создание новых гостиничных услуг и внедрение инновационных идей. В статье рассматривается гостиничный рынок Ростовской области, кот...
Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях финансового кризиса
В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской ...
Особенности и тенденции инвестиционной системы на современном этапе развития российской экономики
Инвестиционный климат в России определяет многие бизнес-тенденции и их результативность. От заинтересованности инвесторов в национальных или зарубежных проектах, а также от объемов инвестиций в отрасли зависит скорость и возможности для развития как ...
Анализ существующих форматов ресторанов в России и предложения по созданию новых
В условиях постоянно меняющегося ландшафта ресторанной индустрии в России важно проанализировать существующие форматы, чтобы понять, как они адаптируются и развиваются. Понимая текущее состояние ресторанов в России, предприятия могут принимать обосно...
Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан
Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...
Факторы, влияющие на объем инвестиций
Одна из главных задач государства — развитие конкуренции. Особенно актуален этот вопрос из-за вступления России в Всемирную торговую организацию (ВТО). Важно направить инвестиции в те отрасли, которые в них нуждаются. Для этого необходимо пробудить и...
Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...
Становление гостиничного дела в России
В соответствие с данными Всемирной организации исследования туризма, прогнозируется развитие гостиничной индустрии в мире на 4 % ежегодно. Россия в данном направлении смотрится достаточно привлекательно с точки зрения инвестиций (в том числе вследств...
Похожие статьи
Современная ситуация, состояние, проблемы туризма в России и Республике Башкортостан
Проведён анализ туризма, как комплексной системы отраслей одного из самых прибыльных видов бизнеса. Направление туристских потоков в России охватывает все больше регионов и объективной необходимостью стало перенос ответственности в решении проблем ра...
Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии
В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...
Анализ рынка гостиничных услуг в г. Ростове-на-Дону
Для привлечения потенциальных клиентов и удержания постоянных, рынку гостиничных услуг необходимы качественный сервис, создание новых гостиничных услуг и внедрение инновационных идей. В статье рассматривается гостиничный рынок Ростовской области, кот...
Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях финансового кризиса
В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской ...
Особенности и тенденции инвестиционной системы на современном этапе развития российской экономики
Инвестиционный климат в России определяет многие бизнес-тенденции и их результативность. От заинтересованности инвесторов в национальных или зарубежных проектах, а также от объемов инвестиций в отрасли зависит скорость и возможности для развития как ...
Анализ существующих форматов ресторанов в России и предложения по созданию новых
В условиях постоянно меняющегося ландшафта ресторанной индустрии в России важно проанализировать существующие форматы, чтобы понять, как они адаптируются и развиваются. Понимая текущее состояние ресторанов в России, предприятия могут принимать обосно...
Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан
Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...
Факторы, влияющие на объем инвестиций
Одна из главных задач государства — развитие конкуренции. Особенно актуален этот вопрос из-за вступления России в Всемирную торговую организацию (ВТО). Важно направить инвестиции в те отрасли, которые в них нуждаются. Для этого необходимо пробудить и...
Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...
Становление гостиничного дела в России
В соответствие с данными Всемирной организации исследования туризма, прогнозируется развитие гостиничной индустрии в мире на 4 % ежегодно. Россия в данном направлении смотрится достаточно привлекательно с точки зрения инвестиций (в том числе вследств...