Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бородавкина, Н. Ю. Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области / Н. Ю. Бородавкина, В. В. Липатрова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1590/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма.

Сегодня сформированный туристический потенциал нашего региона определяет направление дальнейшей деятельности и развития региона. Для Калининградской области, в силу ее эксклавного положения, туризм является отличительной особенностью, влияющей как на экономическое, так и на социальное и демографическое развитие.

Правительством страны Калининградская область обозначен, как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения внутреннего и въездного туризма. При этом отмечается, что благоприятные природно-климатические условия (морское побережье, мягкий климат, бальнеологические ресурсы: лечебные грязи, минеральные воды и пр.), уникальные природные объекты (национальный парк «Куршская коса», который является объектом культурного наследия ЮНЕСКО; природное месторождение янтаря), наличие курортов федерального значения и историко-культурных памятников способны обеспечить конкурентоспособность территории.

Ежегодно наблюдается динамика показателей развития туризма. Согласно данным, приведенным в таблице 1, увеличение туристского потока на территорию Калининградской области составляет в среднем 15-25% в год. Динамика предшествующих периодов (2010-2012 годы) была также положительная, но составляла 7–10% в год [2].

Таблица 1

Динамика показателей развития туризма в Калининградской области

Наименование

показателя

Единица измерения

Значения показателей

2013 год

2014 год

2015 год

Объем платных туристских услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных, предприятий общественного питания

млрд руб.

2,2

2,3

3,49

Число гостиничных предприятий

шт.

85

89

175

Численность граждан, зарегистрированных в коллективных средствах размещения

тыс. чел.

337

350

389

Количество туристов

тыс. чел.

550

600

1000

Количество граждан, занятых в сфере туризма и отдыха

тыс. чел.

4,6

4,7

5,0

Номерной фонд коллективных средств размещения

тыс. номер.

7,7

7,8

8,5

В 2015 году количество туристов (посетителей области с туристической целью) превысило 1 млн. человек, а в первое полугодие 2016 года, по предварительным эта цифра увеличилась в 2 раза. Планируется увеличение турпотока до 6 млн. человек в год к 2020 году. Стоить отметить, что существует определенная структура туристического потока.

Как мы видим на рисунке, подавляющее большинство туристов (87%) приезжают в Калининградскую область из других регионов России (жители Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленской и Мурманской областей, а также регионов Сибири и Урала). Как правило, их цель – лечебно-оздоровительный (48%) и культурно-познавательный туризм (28%).

Рис. 1. Доля иностранных и российских туристов в туристическом потоке Калининградской области

Доля иностранных туристов составляет всего 13% (жители Германии, Польши, стран Балтии, Скандинавских стран, Белоруссии). Они выбирают культурно-познавательный (46%) и деловой туризм (35%) [4].

Согласно данным, на территории Калининградской области на конец 2014 года на действовало 111 туристическая фирма, из них: 7 занимались туроператорской деятельностью, 35 туроператорской и турагентской деятельностью, 64 туроператора и 5 фирм, которые занимаются только экскурсионной деятельностью, а число обслуженных турфирмами туристов составило 80 955, что составляет всего 15 % от общего количества туристов, посетивших Калининградскую область в 2014 году [3].

Следует отметить, что прямое воздействие туристической отрасли на экономику региона выражается его вкладом доходную часть бюджета и влияет на формирование валового регионального продукта. Туристическая отрасль оказывает косвенное воздействие, потому что более широка по своей социально-экономической природе, а ее совокупное воздействие намного преобладает над прямым экономическим и социальным эффектом.

Туристическая отрасль имеет ярко выраженный мультипликативный эффект, который затрагивает практически все сферы экономической деятельности. Достаточно вспомнить, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) включает в себя 11 разделов кодов, фиксирующих все виды экономической деятельности в туризме, куда входит множество видов: от перевозки до организации культурно-массовых мероприятий [1].

Существование туризма в рамках рыночной экономики определяет необходимость исследования организационно-правовых, экономических и социальных аспектов туризма, особенностей и перспектив развития туризма на государственном и региональном уровне и на уровне туристской фирмы, а также рассмотрения возможностей и специфики отдельных видов и направлений туризма.

Сейчас Калининградскую область следует рассматривать, как один из самых привлекательных для туристов регионов. В будущем, в рамках множества программ развития планируется выделить негативные тенденции, сдерживающие эффективное формирование сфер туризма региона и на основе программных действий добиться множества целей, которые измеряются в показателях:

- численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения;

- число принятых туристов;

- число мест в коллективных средствах размещения;

- доходы организаций, предоставляющих услуги гостиниц и иных коллективных средств размещения.

Отметим, что согласно Государственной программе Калининградской области «Туризм», к 2020 году ожидается достижение показателей, отличных от тех, которые сформулированы в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, в частности: рост численности граждан РФ, зарегистрированных в коллективных средствах размещения, должен достигнуть 1100 тысяч человек; количество иностранных граждан, зарегистрированных в коллективных средствах размещения, должно составить 400 тысяч человек; номерной фонд коллективных средств размещения должен включать 9 тысяч номеров. Можно предположить, что плановые показатели программы к 2020 году будут достигнуты или даже в разы превосходить их.

Однако, стоит отметить, что на развитие отрасли влияет не только реализация государственных программ развития отрасли, но и, конечно же, повлияло то, что Калининград является городом, который примет матчи в рамках Чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 году, а также появление в регионе многих событийных массовых мероприятий.

Изучение рынка туристских услуг в Калининградской области регионе, которое должно проводиться в рамках системного подхода, может стать методологической основой разработки и совершенствования региональной концепции развития туризма. Результаты комплексного системного исследования туристской деятельности могут быть использованы для государственного регулирования туристской сферы, обоснования ресурсного обеспечения и инвестиционной политики (в том числе источников и способов ее финансирования), а также разработки методов эффективного системного управления туристической отраслью региона.

Литература:

  1. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 12.05.2016)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения 27.10.2016).
  2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области «Туризм» за 2015 год // Официальный сайт Министерства по туризму Калининградской области. URL:http://tourism.gov39.ru/activities/programma.php/(дата обращения 25.10.2016).
  3. Калининградская область в цифрах. 2016 / Краткий статистический сборник. — Калининград: Калининградстат, 2016. — 124 с.
  4. Песоцкая С. Наше янтарное чудо в центре Европы // Российская газета. 30 ноября 2015 г. № 6841. URL: https://rg.ru/2015/11/30/cukanov.html (дата обращения 25.10.2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, коллективное средство размещения, туристическая отрасль, экономическая деятельность, динамик показателей развития туризма, номерной фонд, турист, туристический поток, численность граждан.

Ключевые слова

туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма

Похожие статьи

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

В данной статье рассмотрены перспективы и проблемы развития туристической отрасли, представлены результаты анализа изменения ключевых показателей, а также дана характеристика текущей ситуации в отрасли.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Анализ современного состояния туристской отрасли в Республике Саха (Якутия)

В данной статье проведен аналитический обзор развития туристической отрасли Республики Саха (Якутия).

Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона

Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...

Перспективы развития регионального туризма

В статье рассмотрены проблемы, перспективы и основные мероприятия развития регионального туризма в рамках утвержденной Государственной программы социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года.

Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования

В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулиро...

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Проблемы использования и перспективы использования туристического потенциала Хабаровского края для развития внутреннего туризма

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае. Дана характеристика сущности и особенностей внутреннего туризма. Раскрыта организация внутреннего туризма в России. Определены проблемы и перспективы использов...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в Калининградской области

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Статистическое отражение инновационных процессов в Калининградской области

В статье приведены данные статистического наблюдения, которые позволяют судить о развитии инновационных процессов в Калининградской области, представлен уровень затрат на инновации и источники их финансирования. Обозначен круг проблем внедрения иннов...

Похожие статьи

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

В данной статье рассмотрены перспективы и проблемы развития туристической отрасли, представлены результаты анализа изменения ключевых показателей, а также дана характеристика текущей ситуации в отрасли.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Анализ современного состояния туристской отрасли в Республике Саха (Якутия)

В данной статье проведен аналитический обзор развития туристической отрасли Республики Саха (Якутия).

Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона

Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...

Перспективы развития регионального туризма

В статье рассмотрены проблемы, перспективы и основные мероприятия развития регионального туризма в рамках утвержденной Государственной программы социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года.

Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования

В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулиро...

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Проблемы использования и перспективы использования туристического потенциала Хабаровского края для развития внутреннего туризма

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае. Дана характеристика сущности и особенностей внутреннего туризма. Раскрыта организация внутреннего туризма в России. Определены проблемы и перспективы использов...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в Калининградской области

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Статистическое отражение инновационных процессов в Калининградской области

В статье приведены данные статистического наблюдения, которые позволяют судить о развитии инновационных процессов в Калининградской области, представлен уровень затрат на инновации и источники их финансирования. Обозначен круг проблем внедрения иннов...

Задать вопрос