Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области
Авторы: Кенжебеков Нуржан Досович, Кабдыбай Ассель Кабдысулатовна, Замбинова Гульмира Кайратовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.
Дата публикации: 20.12.2016
Статья просмотрена: 494 раза
Скачать Спецвыпуск Учет, анализ, аудит и оценка: тенденции, стратегии и перспективы развития (pdf)
Библиографическое описание:
Кенжебеков, Н. Д. Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области / Н. Д. Кенжебеков, А. К. Кабдыбай, Г. К. Замбинова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1.1 (8.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1740/ (дата обращения: 19.12.2024).
Социальная модернизация казахстанского общества требует существенного совершенствования системы государственного управления. Важное место в развитии казахстанской государственности в этой связи отводится формированию в республике местного самоуправления как неотъемлемого атрибута демократического государства и непременного условия дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Местное самоуправление как непосредственное выражение власти народа максимально приближено к населению, затрагивает интересы каждого гражданина, решает большинство его повседневных проблем. Местное самоуправление позволяет гражданам сознательно участвовать в процессе создания достойных условий жизни на своей территории, формирует ответственность за решение местных проблем, повышает их социальную и гражданскую активность, служит реальным механизмом контроля населения за деятельностью органов управления [1, с. 141].
В этой связи местное самоуправление рассматривается как важный институт, который предотвращает конфликты между отдельными группами граждан, способствует социально-экономическому развитию территории и устойчивому развитию страны в целом. В республике принята Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента РК от 28 ноября 2012 года.
В соответствии с данной Концепцией развитие местного самоуправления (далее - МСУ) осуществляется в два этапа [2, с. 9].
В рамках первого этапа реализации Концепции законодательно закреплены нормы по определению полномочий органов местного самоуправления и их ответственности, регламентации порядка формирования, проведения собраний и сходов местного сообщества, проведению выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, расширению их полномочий.
В рамках второго этапа Концепции будут приняты меры по дальнейшему разграничению функций местного государственного управления и самоуправления, формированию бюджета и собственности органов МСУ.
Законопроект предусматривает регулирование общественных отношений, возникающих при внедрении самостоятельного бюджета МСУ и коммунальной собственности МСУ, расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью МСУ.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный и Гражданский кодексы, Законы РК «О государственном имуществе», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
Бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как 4-й уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 чел., а с 2020 года – повсеместно.
В соответствии с рекомендациями Национальной комиссии бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села.
Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института «коммунальной собственности МСУ», которого сегодня нет. Законопроектом вносятся нормы в Гражданский кодекс и в Закон «О государственном имуществе», определяющие понятие коммунальной собственности МСУ, порядок формирования и управления данной собственностью.
Имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны (средства бюджета МСУ, иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами.
Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ будет осуществляться по аналогии с коммунальным имуществом района.
При этом, в соответствии с рекомендациями Национальной комиссии управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в части наделения маслихатов районов полномочиями по утверждению бюджета МСУ, расширения полномочий акима села и его аппарата по исполнению бюджета МСУ и управлению коммунальным имуществом МСУ.
В результате полевого обследования развития местного самоуправления в Акмолинской области были выявлены следующие проблемы местного самоуправления.
1.В настоящее время работа по определению фактических поступлений 6 видов налогов (по налогу на имущество физических лиц, земельный налог на земли населенных пунктов с физических и юридических лиц, налог на транспортные средства с физических и юридических лиц) проводится «вручную», что занимает длительное ежемесячное рабочее время органов местного самоуправления, учитывая то, что в аппаратах акимов с/о, поселков, городов районного значения для осуществления новых функций не хватает штатной численности.
2.Отсутствие базы (системы) в органах дорожной полиции по количеству автотранспорта в разрезе административно-территориальных единиц, необходимой для проведения сверки (согласования) и постоянному мониторингу по фактическому наличию автотранспорта в каждом населенном пункте.
3.Неравномерность развития регионов, узкая налогооблагаемая база многих сельских районов. Согласно п.5 статьи 45 Бюджетного кодекса РК трансферты общего характера (субвенция и бюджетные изъятия) направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечения равных фискальных возможностей для предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленных Бюджетным кодексом РК за каждым уровнем бюджета.
По действующему бюджетному законодательству при выравнивании расходов района с доходами не учитывается, что 6 видов поступлений районного бюджета перечисляются на контрольный счет наличности (КСН) местного самоуправления, и не предусмотрена передача расходов, закрепленных бюджетным законодательством за районным бюджетом. То есть передача части доходов местному самоуправления без передачи соответствующих расходов приводит к дефициту бюджета района.
4.При внедрении самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления, а также расширении полномочий органов местного самоуправления в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью возрастет нагрузка на сельские округа (ведение учета коммунальной собственности, разработка проектов бюджета, его утверждение и уточнение, мониторинг доходной и расходной части органа МСУ, составление отчета об исполнении и т.д.).
При этом, передача штатных единиц из местных исполнительных органов районного уровня в местные органы самоуправления для ведения самостоятельного бюджета (сельского уровня) не представляется возможным, поскольку на районном уровне количество функций не уменьшается. (в 2013 году для выполнения дополнительных выделенных 7 функций на укрепление аппаратов акимов сельских округов сел, поселков дополнительно доведено 199 единиц, однако штатная численность аппаратов акимов по-прежнему недостаточна (в среднем 4 единицы на аппарат акима).
5.Расходы местного самоуправления осуществляются на основании представленного счета к оплате. Из-за отсутствия кодов бюджетной классификации, местные органы самоуправления не составляют план государственных закупок, тем самым не имеют доступ к Веб-порталу «государственные закупки».
6.Опрос местных жителей выявляет проблему неготовности многих местных руководителей брать на себя реальную ответственность, а также неготовности жителей участвовать в управлении местными делами, у местных жителей отсутствует понимание задачи и функций МСУ, они не верят в возможность реальных перемен своими силами.
Помимо вышеназванных организационно-экономического, финансово-бюджетных и налоговых проблем, существуют еще и административно-территориальные барьеры для развития МСУ на уровне сельских округов, сел, поселков, городов районного значения.
Можно выделить 2 типа административно-территориальных барьеров для развития МСУ: пространственная изоляция; ресурсная изоляция [3, с. 38].
Пространственная изоляция.
В Акмолинской области немало МСУ пространственно удалённых от районного центра и имеющих транспортную связь только с одним ближайшим соседом. Это «концевых» сел, сельских округов, располагающихся на самом конце единственного транспортного ребра, связывающего его с районным центром. Они располагаются не только по окраинам казахстанского пространства, многие находятся на региональных границах.
В этом отношении основными барьерами выступают удалённость и труднодоступность.
Ресурсная изоляция.
МСУ, располагающий особыми или существенно большими (меньшими) ресурсами, чем его соседи, будет различными способами изолироваться.
В случае достаточности основных ресурсов, сельский округ будет заведомо лучше развиваться по сравнению с более бедными условиями, что может привести к неравномерности и диспропорциям в развитии и усугублению миграционных потоков.
Значительное сокращение располагаемых ресурсов МСУ приводит местное общество к состоянию постоянной дефицита финансовых ресурсов, создающему специфические проблемы развития самоуправления. Такие МСУ могут вообще не быть изолированными в пространстве, располагаясь даже в пригороде регионального центра.
На основе выявленных проблем предложены рекомендации по совершенствованию механизма функционирования местного самоуправления в Акмолинской области.
1.Необходимо в первую очередь, решить проблему нехватки квалифицированных кадров для МСУ.
2.Необходимо разработать программное обеспечение с возможностью определения фактического поступления данных видов налогов по административно-территориальному значению, а также программное обеспечение с возможностью автоматического зачисления поступлений напрямую в административно-территориальные единицы, что позволит сократить трудозатраты.
3.Необходимо разработать единую базу данных по транспорту с разбивкой по населенным пунктам, с указанием владельцев транспорта и объемов двигателей, что сократит трудозатраты работников аппаратов акимов с/о, поселков, городов районного значения (постоянный подворовый обход, с учетом постановки на учет (снятие с учета) транспортных средств и т.д.), а также улучшит планирование налогов.
4.Необходимо рассмотреть вопрос по открытию доступа органами МСУ к порталу государственных закупок.
5.Поскольку доходную часть передают на уровень местного самоуправления, на законодательном уровне необходимо вместе с доходными источниками решить вопрос с передачей и расходной части.
Результатом предлагаемых мер в конечном итоге как раз и будет реализация политики развития местного самоуправления, которая в свою очередь приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:
1)повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов местного значения;
2)повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте;
3)повышение политической стабильности в регионе и государстве в целом.
Литература:
- Мидельский С.Л. Проблемы и перспективы становления местного самоуправления в Казахстане на современном этапе. // Инновационные форматы образования как ресурс развития региона: Материалы I Межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции 24-25 апреля 2013 года. Ижевск, 2013. – 236 с.
- Указ Президента РК «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» от 28 ноября 2012 года № 438.
- Плюснин Ю.М. Факторы развития местного самоуправления. Оценка значения изоляции и изоляционизма. // Вопросы государственного и муниципального управления, М.: Изд-во ГУ-ВШЭ. – 2008. - № 3. – С. 38 – 50.