К вопросу улучшения инвестиционного климата в минерально-сырьевом комплексе Казахстана | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаметова, А. А. К вопросу улучшения инвестиционного климата в минерально-сырьевом комплексе Казахстана / А. А. Шаметова, К. Б. Тажибекова, А. К. Уразбеков. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1.1 (8.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1754/ (дата обращения: 15.11.2024).



Процесс трансформации системы управления и улучшения инвестиционного климата в минерально-сырьевом комплексе ставит цель - создание необходимых условий для развития и рационального использования сырьевого потенциала Казахстана, являющегося основой развития отрасли.

На конец 2015 года общее число действующих объектов недропользования в Казахстане составило 2 600, включая 271 по углеводородному сырью, 478 – по твердым полезным ископаемым, 180 – по подземным водам, а также 1 671 – по общераспространенным полезным ископаемым. За период с 2000 года по 2015 год в недропользование минерально-сырьевого комплекса было инвестировано $248 млрд., в том числе около $180 мрд.(73%) направлено в освоение месторождений углеводородного сырья и $64,3 млрд. (26%) – твердых полезных ископаемых. За это время общий объем капиталовложений увеличился в 5 раз – только в прошлом году он составил порядка $20 млрд. При этом $625,6 млн. (3% от всех инвестиций) выделено на проведение геологоразведочных работ. Ожидается, что к концу 2016 года эти показатели достигнут соответственно $22 млрд. и $694 млн.

Если говорить о структуре инвестирования по видам полезных ископаемых, то в 2015 году здесь по-прежнему лидировала нефтегазовая отрасль. В ней было освоено $14,1 млрд., или 71,5% всех капиталовложений в минерально-сырьевой комплекс. За ней следуют горнорудный сектор - $5,3 млрд., или 27,1%, общераспространенные полезные ископаемые - $195 млн., или 1%, и подземные воды - $60,9 млн., или 0,3%.

В горнорудном секторе приоритетными направлениями инвестирования остаются недропользование полиметаллов - $1 124,1 млн., меди - $1 003 млн., угля - $833,8 млн., урана - $729,9 млн., золота - $625,9 млн., а также железа и марганца - $565,9 млн. Необходимо отметить, что инвестиции в геологоразведку в 2015 году возросли с 1,6% до 2,4% от всего объема капиталовложений в недропользование твердых полезных ископаемых.

Начиная с 2000 года в недропользование твердых полезных ископаемых в Казахстане, инвестировано уже $64,3 млрд. При этом на долю геологоразведки пришлось только 2,8% от этой суммы. [1]

Для рационального использования сырьевого потенциала, являющегося основой развития отрасли, в Казахстане необходимы качественные геологические изыскания для открытия новых месторождений, инвесторы, готовые финансировать строительство новых шахт и высококвалифицированные инженерные кадры для проведения горных работ.

Главным приоритетом в этом направлении, для правительства Казахстана, сегодня является модернизация государственного управления в сфере недропользования. В число первоочередных мер входят:

- кодификация законодательства о недрах и недропользовании как законодательного Акта высокого юридического статуса;

- исключение противоречий с другими нормативно-правовыми актами путем упорядоченного и комплексного регулирования вопросов недропользования;

- внедрение принципа добросовестности недропользователя с учетом реализации рыночных механизмов регулирования;

- оптимизация требований экономического и технологического характера при разработке месторождений;

- переход на международные стандарты по подсчету запасов как гибкий и рыночно ориентированный метод;

- дифференциация полезных ископаемых с учетом специфики технологий разработки месторождений;

- защита прав инвесторов при разработке месторождений, включая гарантии возврата вложенных средств, стабильность правового режима, а также право на арбитраж, в том числе международный. [2]

Разработка и принятие нового Кодекса «О недрах», призвана закрепить основополагающие принципы и институты в сфере недропользования, как следствие, улучшить инвестиционный климат во всех звеньях ГМК: от разведки до разработки месторождений полезных ископаемых.

В целом, в 2015 году производство в горнодобывающей промышленности составило 98,4%. В железорудной сфере объем производства товарной железной руды упал на 26,4% по сравнению с 2014 годом. Одной из основных проблем для казахстанского горно-металлургического комплекса является истощение сырьевой базы крупных предприятий. Выход из этой ситуации, без привлечения новых инвесторов, готовых вкладывать капиталы в рискованные геологоразведочные проекты, не представляется возможным. В мировой практике, решением подобных вопросов, в основном, занимаются многочисленные юниорские компании. В Казахстане данный сегмент отраслевых игроков отсутствует, а потому их необходимо привлекать из-за рубежа.

Поэтому государство поставило задачу пересмотра и реформирования существующей практики с целью обеспечения ее привлекательности и конкурентоспособности для инвесторов. В том числе, переход на международные стандарты отчетности о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасах KAZRC (CRIRSCO). Это позволит всем заинтересованным игрокам получать и анализировать информацию, принимать решения о работе в нашей стране и, соответственно, о привлечении необходимых инвестиций.

Принимая решение о вложении средств, инвесторы желают опираться на проверенную информацию о проекте, с четким обоснованием его экономики и просчитанными рисками. Представленные потенциальному инвестору материалы должны быть составлены по понятным ему стандартам и не вызывать сомнений в правильности оценки минерально-сырьевых активов.

Необходимость перехода на международные стандарты отчетности связано со стратегическим Планом развития Казахстана до 2050 года, где поставлена цель - войти в 30 наиболее развитых стран мира. Это обусловлено в свою очередь, вступлением Казахстана в Комитет по стали ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. Руководящие принципы, или стандарты ОЭСР, содержат требования к раскрытию отчетности о результатах деятельности государственного и частного секторов, включая, независимый внешний аудит по международным стандартам. В сфере недропользования твердых полезных ископаемых, общепризнанным в мире стандартом является стандарт CRIRSCO. При оценке активов горнодобывающих предприятий, финансовые и инвестиционные организации, банки и биржи принимают отчеты о минеральных ресурсах и запасах, только если они составлены по международным стандартам (CRIRSCO). Общая капитализация горнопромышленных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах стран, применяющих стандарты CRIRSCO, составляет более 80% от общемирового горнопромышленного капитала, прошедшего биржевой листинг, и эта доля продолжает неуклонно увеличиваться. [3]

В отличие от действующей системы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, международные стандарты отчетности CRIRSCO признаются практически всеми мировыми биржами и банками, что позволяет недропользователям привлекать инвестиции в их проекты разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых. Сегодня более 80% глобальных объемов инвестиций в недропользование привлекаются компаниями, которые применяют стандарты отчетности CRIRSCO. Почему это происходит? Основная причина в том, что благодаря этим международным стандартам значительно снижается главный риск для инвесторов: не подтверждение ресурсов и запасов, заявленных в отчетности недропользователей. Стандарты CRIRSCO содержат весьма жесткие требования к составлению отчетности, в том числе к авторам отчетов, которые должны соответствовать критериям компетентных лиц, признанных профессионалов. Ключевым отличием стандартов CRIRSCO является иная классификация ресурсов и запасов, согласно которой в зависимости от степени геологической достоверности результатов геологоразведочных работ и анализа экономических факторов определяются три категории минеральных ресурсов. При этом к запасам относится лишь та их часть, для которой определены все факторы, обеспечивающие жизнеспособность горного проекта, включая добычу, а также потери при добыче и сбыт продукции.

Стандарты, аналогичные шаблону CRIRSCO для предоставления публичной отчетности по результатам геологоразведочных работ, запасам и ресурсам минеральных ресурсов, были приняты за основу при разработке национальных кодексов и стандартов в Австралии, Бразилии, Канаде, Чили, Европейском союзе, Монголии, России, Южной Африке и в США. Ожидается, что уже в июне 2016 года Казахстан присоединится к этой группе. Основными преимуществами Кодекса отчетности по стандартам CRIRSCO являются:

- Единообразие использования терминов, включая классификацию минеральных ресурсов и минеральных запасов для всей международной горнодобывающей промышленности, инвесторов и финансовых учреждений;

- Отчетность, которая воплощает в себе принципы существенности, прозрачности и компетенции, а также содержит сбалансированное представление о рисках и возможностях, сопровождающих декларации о ресурсах и запасах полезных ископаемых.

- Отчеты готовятся и подписываются компетентными лицами, которые имеют минимум пять лет опыта работы по рассматриваемому характеру минерализации и типу месторождения. При этом компетентное лицо обязано соблюдать кодекс этики профессионального сообщества.

- Инвестор должен иметь больше доверия к заявлениям компетентного лица.

Инвестиционное сообщество работает на международном уровне. Оно привыкло к тому, что отчеты компетентных лиц – это средство для определения физических характеристик месторождений полезных ископаемых и основа для достоверной экономической оценки. Система, совместимая с CRIRSCO, уравняет шансы и возможности для казахстанских месторождений в плане привлечения инвестиций и облегчит их оценку за счет использования процедур, которые широко используются в мире.

Оценку ресурсов и запасов по стандартам CRIRSCO могут выполнять только признанные квалифицированные специалисты, так называемые компетентные лица. В шаблоне CRIRSCO указаны четкие требования к ним. Во-первых, это должен быть специалист, являющийся действительным членом признанной профессиональной организации, родственной по своему профилю той деятельности. Во-вторых, компетентное лицо должно иметь, как минимум, пятилетний опыт работы, аналогичной по своему содержанию (типу месторождения и характеру промышленной минерализации) той, которой он собирается заняться. [4]

В Казахстане по шаблону CRIRSCO разработаны стандарты отчетности KAZRC, которые официально вошли в июне 2016 года в семейство международных стандартов и, соответственно, получили мировое признание.

Таким образом, преимущества стандартов CRIRSCO в том, что они позволяют снижать риски для инвесторов, что приводит к увеличению объемов разведочных работ и, соответственно, к развитию ресурсной базы для горнодобывающей и металлургической отраслей.

Литература:

  1. Джантуреева Э. Недропользование: запасы, добыча, инвестиции 2000-2015.//. Журнал «Kazakhstan». - Алматы, 2016. -№3. –с.73-76
  2. www. agmp.kz. сайт Республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.
  3. Стандарты ОЭСР – целевые индикаторы для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира //www.Inform.kz. сайт Международного информационного агенства kazinform.
  4. Блиц- опрос. Стандарты CRIRSCO снижают риски. // Журнал «Kazakhstan». - Алматы, 2016. -№3. –с.36-39.
Основные термины (генерируются автоматически): CRIRSCO, Казахстан, ископаемое, стандарт, KAZRC, разработка месторождений, компетентное лицо, международный стандарт отчетности, минерально-сырьевой комплекс, сфера недропользования.

Похожие статьи

Проблемы и пути повышения эффективности развития нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей Казахстана

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние на продовольственную безопасность страны

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва

Тенденции развития нефтедобывающей отрасли республики Казахстан

Перспективы развития межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых

Анализ экологического состояние окружающей среды горнодобывающих регионов Казахстана

Исследование туристского потенциала Мангистауской области

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза

Анализ условий развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае

Похожие статьи

Проблемы и пути повышения эффективности развития нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей Казахстана

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние на продовольственную безопасность страны

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва

Тенденции развития нефтедобывающей отрасли республики Казахстан

Перспективы развития межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых

Анализ экологического состояние окружающей среды горнодобывающих регионов Казахстана

Исследование туристского потенциала Мангистауской области

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза

Анализ условий развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае

Задать вопрос