Налогообложение прибыли предприятий: актуальные проблемы и перспективы развития | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 2850 раз

Библиографическое описание:

Мамиёк, Л. А. Налогообложение прибыли предприятий: актуальные проблемы и перспективы развития / Л. А. Мамиёк. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1799/ (дата обращения: 15.11.2024).



Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Применение налогов является одним из экономических способов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Переход нашего государства на новые уровни развития экономики, приумножается многоаспектное значение прибыли акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе присуждать, для каких мер и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория — это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и совокупностью затрат для этой деятельности.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы приобретаем один из видов налога, через которые налоговая система государства может исполнять принадлежащие ей функции — это налог на прибыль организаций.

Однако постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом числе издаваемых изменений и дополнений неоднократно не позволяет предприятиям регулярно осваиваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, которое приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, с помощью налогов государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких действий и ликвидации убыточных предприятий.

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит аппаратом перераспределения национального дохода. Данный налог является прямым, т. е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В положении рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Впрочем, государство может влиять на этот процесс с помощью разных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы исполняется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, разделения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет многозначительную ценность ради обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических задач.

Налог на прибыль предприятий и организаций — главный вид налога юридических лиц. Основная ставка налога на прибыль -20 %. Из них 2 % уплачивается в федеральный бюджет, 18 % — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5 %. [1].

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем случаем, что налог на прибыль является некоторым из главных прибыльных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Проблема исследования состоит в повышении качества налогового контроля за исчислением налога на прибыль организации.

Рассмотрим деятельность Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея, которая является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в подчинении Управления ФНС России по Республике Адыгея и ФНС России и Управления. Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей в пределах компетенции налоговых органов.

По итогам 2015 года от налогоплательщиков республики в доход консолидированного бюджета Российской Федерации поступило налоговых платежей в сумме 10800,0 млн. руб., что на 13 % (или 1200,0 млн. руб.) больше, чем в 2014 году (см. табл. 1).

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Республики Адыгея (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

2014

2015

фактически

исполнено

в % к

утвержденному бюджету

фактически

исполнено

в % к

утвержденному бюджету

Доходы— всего

16461,1

100,0

16091,5

99,3

в том числе:

налоговые доходы

9600,0

101,3

10800,0

100,0

из них:

налог на прибыль организаций

1479,7

99,1

1554,6

107,8

налог на доходы физических лиц

3296,6

103,5

3442,2

99,6

налог на добавленную стоимость

-

-

-

-

акцизы

1339,8

100,1

1365,5

94,6

налог на имущество

1294,6

102,1

1363,1

97,6

неналоговые доходы

609,9

103,1

691,1

103,6

безвозмездные поступления

7690,9

98,7

6834,3

98,8

Расходы— всего

16946,5

94,2

16908,7

94,8

из них на:

общегосударственные вопросы

1416,0

96,4

1398,9

96,3

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

106,3

97,1

107,1

89,9

национальную экономику

2925,5

93,5

2709,5

84,1

в том числе:

сельское хозяйство и рыболовство

710,6

96,2

774,6

93,7

социально-культурные мероприятия

11119,7

94,1

11843,8

97,5

другие расходы

1378,9

94,5

849,4

94,3

Дефицит (-), профицит (+)

-485,4

-

-817,2

-

По налогам, зачисляемым в федеральную казну, темп роста составил 146 %, что на 800,0 млн. руб. выше 2014 года, всего собрано 2,5 млрд. рублей. 75 % или 1,9 млрд. руб. в общем объеме поступлений федерального бюджета приходится на бюджетообразующий налог — НДС. [2]

В доходную часть территориального бюджета поступило налоговых платежей в сумме 8,3 млрд. руб., что на 6 % или на 0,4 млрд. руб. больше, чем в 2014 году, в том числе:

– в части республиканского бюджета поступило платежей в сумме 6,0 млрд. руб., с темпом роста 105 %;

– в части местного бюджета поступило 2,2 млрд. руб., с темпом роста 108 %.

Основная доля доходов консолидированного бюджета региона сформирована за счет поступлений следующих бюджетообразующих налогов:

– налога на доходы физических лиц — 3,5 млрд. руб. или 43 % от общего объема поступлений в территориальный бюджет;

– налога на прибыль организаций –1,4 млрд. руб. (17 %);

– имущественные налоги –1,5 млрд. руб. (19 %).

Перечисленные виды налогов обеспечили 79 % или 6,5 млрд. рублей от общего объема поступлений в консолидированный бюджет Республики Адыгея.

По итогам 2015 года количество плательщиков налога на прибыль организаций в Республике Адыгея осталось практически на уровне аналогичного периода 2014 года (рост на 2 единицы).

Несмотря на небольшой рост количества организаций, налоговая база по налогу на прибыль организаций за 2015 год возросла по сравнению с базой 2014 года на 1 123,6 млн рублей или в 1,7 раза и составила 2 668,8 млн рублей. В результате увеличения налоговой базы соответственно увеличилась сумма исчисленного налога в 1,7 раза, или на 224,7 млн рублей и составила 533,7 млн рублей.

При администрировании налога на прибыль организаций приоритетным направлением в работе налоговых органов Республики Адыгея является контроль за деятельностью убыточных организаций, рассмотрение их на комиссиях по легализации объектов налогообложения.

В рамках заседаний Комиссий по легализации объектов налогообложения и урегулированию задолженности за 2015 год в территориальные налоговые органы приглашались руководители 184 убыточных организаций, общая сумма убытков которых составляла 1 122,6 млн рублей. По итогам работы Комиссий 78 налогоплательщиков представили уточненные декларации по налогу на прибыль с уменьшением убытков на 379 млн рублей. В дальнейшем, после проведения налоговых проверок убытки были уменьшены еще на 366,5 млн рублей.

За 2015 год количество убыточных организаций увеличилось на 2 единицы (или на 1,7 п/п), а их доля в общем количестве плательщиков налога на прибыль на 0,1 %. Следует отметить, что в республике отмечается снижение суммы убытка на 228,4 млн рублей или на 10,4 % (на 01.10.2015 года сумма убытка составила 1 965,6 млн рублей).

За январь 2016 года по данным статистического наблюдения проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, за финансовым состоянием организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (без банков, страховых и бюджетных организаций), отрицательный финансовый результат (прибыль минус убыток) составил 607,7 млн. рублей (за этот же период прошлого года был отрицательный финансовый результат в размере 661,7 млн. рублей).

В январе 2016 года число убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 17,4 %, сумма убытка увеличилась на 17,1 % и составила 808,4 млн. рублей. Число прибыльных организаций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось на 10,5 %, сумма прибыли уменьшилась на 35,8 % и составила 200,7 млн. рублей. Удельный вес предприятий, имеющих просроченную задолженность в бюджет, в общем количестве обследованных предприятий составил на 1 февраля 2016 года 9,8 %.

Обширная нормативно-правовая база, регулирующая исчисление и уплату налога на прибыль организаций, постоянно совершенствуется, и основная роль в этом возложена на налоговое консультирование, как в общем, так и в рамках налога на прибыль, в частности. Осуществляя свою профессиональную деятельность в рамках анализа и оценки формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, консультант по налогам и сборам разрабатывает четкую стратегию своих действий, основанную на концептуальных основах налогового консультирования в этой области.

Литература:

  1. m.gazeta-unp.ru Ставки налога на прибыль в 2016 году для юридических лиц.
  2. www.nalog.ru/ifns imns01
Основные термины (генерируются автоматически): налог, прибыль организаций, Адыгея, рубль, млрд, налоговая база, общий объем поступлений, прибыль, темп роста, форма собственности.

Похожие статьи

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Информатизация регионального сельского хозяйства: обстановка и перспективы

Развитие отечественного рынка банковских карт: проблемы и перспективы

Предприятия транспортировки нефти на современном этапе: проблемы и перспективы развития

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Финансовые риски в банковской сфере: информационная составляющая и современные способы оценки

Электронные средства платежа: проблемы правового регулирования и актуальные вопросы судебной практики

Игорный бизнес в России: проблемы правового регулирования и судебная практика

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций: проблемы, оценки

Похожие статьи

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Информатизация регионального сельского хозяйства: обстановка и перспективы

Развитие отечественного рынка банковских карт: проблемы и перспективы

Предприятия транспортировки нефти на современном этапе: проблемы и перспективы развития

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Финансовые риски в банковской сфере: информационная составляющая и современные способы оценки

Электронные средства платежа: проблемы правового регулирования и актуальные вопросы судебной практики

Игорный бизнес в России: проблемы правового регулирования и судебная практика

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций: проблемы, оценки

Задать вопрос