Формирование и развитие имиджа организации
Автор: Харламова Ирина Юрьевна
Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.
Дата публикации: 08.01.2017
Статья просмотрена: 7092 раза
Библиографическое описание:
Харламова, И. Ю. Формирование и развитие имиджа организации / И. Ю. Харламова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1881/ (дата обращения: 15.11.2024).
Формирование имиджа играет важную роль при координации действий в рамках коммуникационной политики организации. Формируя определённое, удовлетворяющее стратегические цели, общественное мнение, предприятие создаёт во внешней среде условия, благоприятствующие реализации функциональных задач, ставящихся перед комплексом продвижения в целом. Поэтому деятельность по формированию общественного мнения является первичной по отношению к другим элементам комплекса продвижения в целом. Формирование общественного мнения по времени может начинаться ранее, может совпадать, интегрироваться с другими видами коммуникационной деятельности, но оно никогда не может начинаться после них.
Имидж, или образ, определяется как совокупность всех представлений, знаний, опыта, желаний, чувств, связанных с определённым объектом, в качестве которого выступает организация. Имидж строится в основном на эмоциональных ассоциациях и между действительным образом организации и её восприятием потребителями всегда существует разрыв в достоверности. То есть имидж обозначает более или менее иллюзорное отражение
С точки зрения объектов воздействия имидж организации (не зависимо от сферы деятельности, типа организации и пр.) можно разделить: на внешний и внутренний. Под внутренним имиджем понимается атмосфера внутри организации, позитивное или негативное отношение между сотрудниками, политика организации. При этом персонал рассматривается и как целевая группа общественности и как источник информации об организации для внешней аудитории.
К составляющим внутреннего имиджа можно отнести:
1) образ (имидж) руководителя организации, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях, социально-психологических характеристиках, а также о его внешних данных;
2) образ (имидж) персонала, отражающий физические, психофизиологические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиальные особенности и т. д.;
3) корпоративная культура организации, её стиль, социально-психологический климат, представление персонала о комфортности и надежности своей организации, создающие мощный потенциал для формирования позитивного имиджа.
Для формирования внутреннего имиджа организации применяют такие программы как: кадровая политика организации (решения в отношении уровня заработной платы, полномочий сотрудников в той или иной должности, возможностей продвижения по служебной лестнице, премий и внутренних коммуникации), ориентация и тренинги сотрудников, программы поощрения сотрудников и пр.
Внешний имидж организации выходит за рамки организации. К составляющим внешнего имиджа можно отнести:
1) бизнес-имидж организации — складывается из представлений партнёров об организации как субъекте определённой деятельности. Здесь учитывается деловая репутация, надёжность, лояльность к партнёрам, информационная открытость, объём продаж;
2) социальный имидж организации — складывается из представлений широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Он формируется посредством информирования общественности о социальных аспектах деятельности — спонсорстве, меценатстве, поддержке общественных движений, участие в проблемах экологии, занятости, здравоохранения, борьбы с терроризмом и т. д.;
3) имидж организации для государственных структур — складывается из представлений об организации, региональной администрации, исполнительной и законодательной власти. Параметрами имиджа для государственных структур являются: значимость организации для региона, степень участия вуза в региональных социальных программах, выполнение вузом региональных и федеральных законов, количество предоставляемых рабочих мест и т. п.;
4) имидж организации у потребителей. Имидж организации у потребителей состоит из представлений относительно данной организации и его уникальных характеристик, которые отличают данную организацию от других. Это касается качества обслуживания и предоставляемых услуг, дизайна, системы скидок, фирменного стиля, миссии и пр.
В каждом сегменте рынка целевые группы общественности формируют для себя имидж организации исходя из показателей, которые им кажутся наиболее значимыми. Таким образом, одна и та же организация может по-разному восприниматься потребителями, инвесторами, государственными структурами, общественностью.
Позитивный имидж организации можно сконструировать и внедрить в сознание целевых групп общественности. Б. Джи в книге «Имидж фирмы» предлагает создавать имидж организации в соответствии с определённым «Мастер-планом», состоящим из четырёх частей: создание фундамента, внешнего имиджа, внутреннего имиджа и неосязаемого имиджа [4]. Каждая из частей направлена на достижение трёх главных задач: достижение высокого уровня компетенции и эффективной работы с покупателем; поддержание имиджа успешной организации, который заставит покупателя поверить в неё; установление эмоциональной связи с покупателем и обществом.
Фундамент обеспечивает создание, развитие и сохранение положительного имиджа организации. Для постройки фундамента имиджа и репутации необходимо произвести ревизию деловых принципов организации, опираясь на которые можно разработать положение о целях бизнеса; определить принципы и цели организации; определить долгосрочные задачи и перечень правил и стандартов, которым должны следовать сотрудники. Такого типа правила должны базироваться на результатах ревизии принципов и целей.
Неосязаемый имидж обуславливает ответную реакцию покупателя на обслуживание и отношение к нему сотрудников организации.
Моисеева Н., Пискунова Н. и Костина Г. в статье «Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения» считают, что обеспечить реализацию составляющих имиджа организации возможно с использованием интеграции двух основных способов — маркетинговых (маркетинговые коммуникации) и организационно-экономических (создание фонда развития имиджа, включающего госбюджетное и контрактное финансирование; определение структуры и ответственных органов за обеспечение имиджа; формулирование системы стимулов создания благоприятного имиджа) [9].
По их мнению, построение системы формирования и поддержания имиджа организации проходит в два этапа. Первый этап включает в себя: исследование психологических основ и организационно-экономических предпосылок формирования имиджа; комплексное представление и изучение потребностей в системе «потребитель — окружающая среда»; выбор ориентиров оценки имиджа на основе модели соответствия потребностей производителей и потребителей; разработку модели оценки и регулирования имиджа. Второй этап предусматривает организацию работ по запуску системы в действие, управление работами по оперативному слежению за ситуацией в конкурентной среде и корректировке составляющих комплекса маркетинга.
Галумов Э. А. считает, что основными инструментами для создания имиджа являются: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат и вербализация [3] (см, табл. 1).
Таблица 1
Инструменты создания имиджа
Инструмент |
Описание |
Позиционирование |
Создание особого места товара относительно других товаров в сознании потребителя |
Манипулирование |
Используется для поддержания корпоративного имиджа организации в моменты кризисных ситуаций. Переключение внимания на другой объект: искренность, открытость, уверенность в себе, отсутствие волнения |
Мифологизация |
Использование мифа для формирования имиджа. Использование мифологем: герой мифа должен соответствовать народной психологии и традициям |
Эмоционализация |
Перевод текста с рационального языка на эмоциональный. |
Вербализация |
Привлечение внимания к информации в ходе выступлений |
Формат |
Характеристика коммуникационной среды. (Митинги, теледебаты) |
Используя существующие подходы к построению системы формирования корпоративного имиджа можно предложить следующий алгоритм его создания (см. рис. 1) [10].
Рис. 1. Алгоритм формирования корпоративного имиджа
В предлагаемой концепции предусматривается проведение мониторинга состояния макросреды и систематические маркетинговые исследования.
Каждая организация стремится к формированию положительного имиджа, но прежде чем пытаться его создать, необходимо составить чёткий план действия, в котором предложен механизм взаимодействия отдельных элементов плана. Организация сможет преуспеть только в том случае, если она сконцентрируется на реализации самых важных пунктов плана по созданию имиджа, однако, если остальные аспекты плана будут игнорироваться, общий имидж и репутация организации могут пострадать.
Руководителям необходимо помнить, что работа по формированию объективного представления об организации — это не одно или несколько отдельных мероприятий, а вся система деятельности организации и что для его создания необходима система мероприятий не разового, а постоянного характера. Поэтому организации необходимо постоянно оценивать и корректировать свою деятельность по созданию корпоративного имиджа и только в этом случае можно рассчитывать на долговременный успех.
Литература:
- Войнов Д. А. Технологии политического диалога в интернет-пространстве // Сборник научных трудов: Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии. — Москва, 2015. — С. 4–22.
- Войнов Д. А. Креативность интернет-коммуникаций как способ индивидуального политического участия граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2012. — № 1. — С. 117–126.
- Галумов Э. А. Основы PR. — М.: Летопись XXI, 2004. — 359 с.
- Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
- Дружинин А. М. Аудит внешних коммуникаций современного вуза (на примере выставочной деятельности МГСУ) // Вестник МГСУ. — 2011. — № 4. — С. 376.
- Дружинин А. М. Провокационные практики в политическом влиянии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2016. — № 4. — С. 58–65.
- Мартышенко Н. С. Исследование структуры потребления туристских услуг по турам Владивосток-Китай // Практический маркетинг. — 2010. — № 5 (159). — С. 24–32.
- Мартышенко Н. С. Исследование структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 26 — С. 60–68.
- Моисеева Н. И., Пискунова Н. А., Костина Г. В. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения: По материалам маркетингового исследования // Маркетинг. — 1999. — № 5. — С. 77–89.
- Харламова И. Ю. Формирование комплекса продвижения организации сферы услуг: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сибирский университет потребительской кооперации. — Новосибирск, 2006.