Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Аллаярова, М. К. Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане / М. К. Аллаярова, М. К. Шодибоева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 2 (9). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/58/2106/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Узбекистане для большинства предпринимателей, да и самих консультантов, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Поэтому консультантам приходится решать вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности предприятий, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта и заниматься много еще чем — от взыскания дебиторской задолженности до приватизации, реструктуризации и поиска иностранных инвесторов.

Консалтинговые услуги, как и всякий товар, производятся для того, чтобы быть проданными. С экономической точки зрения консалтинг является интеллектуальным продуктом, в покупке которого должен быть заинтересован потребитель.

«Технологическая» цепочка оказания консалтинговых услуг имеет следующую последовательность: знакомство с клиентом и выявление его потребностей, на этом этапе определяются опыт и знания заказчика, специфика его деятельности, оценивается реальность будущего контракта; формирование портфеля услуг; определение степени изученности проблемы и целей исследования; выбор методов исследования в соответствии с поставленными целями; формирование рабочей группы; определение стоимости консалтингового проекта; проведение работ — анализ рынка, его емкости, структуры и особенностей отдельных сегментов; анализ деятельности конкурентов; исследование проблем клиента и возможностей их решения; подготовка отчета с выводами и рекомендациями.

Эффективность проводимой правительством Узбекистана политики углубления реформ, направленной на дальнейшую либерализацию экономики и увеличение значимости частного сектора, в большой мере зависит от инвестиционного климата в стране. Привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, является важнейшим условием развития цивилизованных экономических взаимоотношений и вхождения Узбекистана в мировое сообщество в качестве полноправного участника процессов глобализации.

В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. [2]

В Узбекистане потребность в инвестиционных консультантах возникла благодаря проведению экономических реформ, приватизации и акционированию государственных предприятий, формированию отечественного рынка ценных бумаг. Преобразуемые в новые организационно-правовые формы предприятия нуждаются в помощи при оценке стоимости имущества, формировании уставного капитала, разработке учредительных документов, бизнес-планов, проспектов эмиссии выпускаемых в обращение ценных бумаг.

Определенным толчком в развитии и совершенствовании рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA), в рамках реализации проектов которых были привлечены как известные иностранные консалтинговые фирмы, так и лидеры местного консалтингового рынка.

Программа развития консультационных услуг (BAS) Европейского банка реконструкции и развития при поддержке правительства Японии реализуется в Узбекистане с октября 2001 года. Она нацелена на помощь малому и среднему бизнесу (посредством содействия в получении квалифицированных консалтинговых услуг по вопросам ведения бизнеса и покрытия 50 % стоимости консультаций на грантовой основе) и на дальнейшее развитие рынка консультационных услуг. Спектр консалтинговых услуг, поддерживаемых Программой BAS, достаточно широк: разработка бизнес-планов для получения финансирования; проведение маркетинговых исследований; содействие в поиске партнеров и инвесторов; реструктуризация и реорганизация предприятия; выбор и оценка оборудования; внедрение систем управления качеством (ISO-9000); разработка и внедрение энергосберегающих технологий; содействие во внедрении автоматизированных систем управления и бухгалтерского учета; совершенствование системы учета и контроля; совершенствование системы корпоративного управления.

На сегодняшний день сотрудниками Программы BAS координируется более 120 проектов по различным направлениям консалтинга, и уже можно с полной уверенностью утверждать, что по отдельным видам услуг сложились устойчивые сегменты рынка. На них активно работает ряд специализированных компаний, имеются все признаки конкуренции и сложившийся ценовой диапазон. К таким услугам относятся разработка бизнес-планов для получения кредитов и оборудования в лизинг, привлечения инвесторов и выпуска корпоративных облигаций. Примечательно, что структура бизнес-планов включает в себя тщательно разработанный план маркетинга, основанный на изучении рынка, и учет рисков, присущих данному бизнесу, а также комплекс мер по их снижению. Показательны проекты разработки бизнес-планов для компаний «УзКсерокс», «Мax Hurosson», «Osyo Granit».

К результатам реализации Программы BAS можно отнести внедрение некоторых стандартов консалтинговой деятельности; содействие предприятиям малого и среднего бизнеса в идентификации проблем, формулировании технического задания по проекту; достижение понимания необходимости привлечения признанных экспертов для решения конкретных задач по оптимизации бизнеса; развитие культуры взаимоотношений клиентов с консультантами. Подавляющая часть управленческого звена предприятий, получивших консультационную помощь в рамках нашей Программы, либо продолжают двухсторонние отношения с консультантами, либо готовы привлекать их при возникновении потребности.

Помощь Программы BAS при осуществлении проекта состоит из трех компонентов:

1) помощь в организации проекта;

2) мониторинг и оценка выполненных проектов;

3) грант, покрывающий 50 % всей стоимости проекта.

Данный процесс оказания содействия в организации проекта является одним из важнейших пунктов в деятельности Программы BAS. Хотя каждый случай уникален, этот процесс может включать в себя:

Помощь руководству компании в более четком определении самой бизнес-проблемы в виде постановки конкретных задач перед консультантом. К примеру, топ-менеджмент компании понимает, что нужно увеличивать объемы продаж. Однако из-за недостаточного опыта в бизнес-управлении руководство не может четко сформулировать и поставить цели перед консультантом. Не может именно в том смысле, когда для лучшего понимания и эффективного контакта необходимо взаимодействие со знанием номенклатурной лексики. Сотрудники BAS часто помогают менеджерам сделать этот первый концептуальный шаг, обычно выражающийся в наброске технического задания потенциального проекта.

Выбор консультанта осуществляется непосредственно самим клиентом. Очень важно то, чтобы клиент сам убедился в способностях и возможностях консультанта. Тем не менее, Программа BAS предоставляет потенциальным клиентам информацию о консультантах, квалификация которых уже проверена. Менеджеры предприятий-клиентов зачастую интересуются опытом работы и характеристиками потенциальных консультантов.

В процессе реализации проекта Программа BAS осуществляет контроль над ходом его исполнения и оценивает результаты после завершения. Сотрудники Программы BAS, как минимум, присутствуют на текущих и заключительных презентациях, проведение которых обязательно для консультантов-участников. Также персоналом BAS рассматриваются отчеты по проектам.

Программа является рыночно-ориентированной, и предоставление бизнес-консультаций диктуется реальными нуждами предприятий. Консультационные услуги, получаемые заказчиком в пропорции их выплаты 50 х 50, становятся доступными именно для тех компаний, которые без такой помощи Программы не смогли бы выделить на необходимые маркетинговые исследования достаточно средств. В то же время, многие предприятия малого и сред­него бизнеса в Центральной Азии неохотно платят за консультации, т. к., во-первых, не имеют опыта работы с консультантами, во-вторых, еще не убеждены в ценности и необходимости таких услуг. Для таких компаний предлагаемые гранты Программой BAS снижают этот порог препятствий до минимума, мотивируя и убеждая их в необходимости проведения маркетинговых исследований.

Учитывая свой, уникальный, путь развития, Узбекистан в данной ситуации не может ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Понятно одно — любой кризис, будь то политика или экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще неокрепшей и не достигшей должного уровня развития.

Литература:

  1. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в Узбекистане. — Т.: Узбекистан. 2009.
  2. Доклад Президента Республики Узбекистан И. Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. Народное слова от 16 января 2016 года.
  3. Уткин Э. А. Консалтинг. — М.: ЭКМОС. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): BAS, консультант, Узбекистан, ADB, EBRD, IFC, JICA, TACIS, USAID, техническое задание.
Задать вопрос