Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (10) июль 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Семенюк, Е. В. Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы / Е. В. Семенюк. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 3 (10). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/65/2508/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).

Ключевые слова: управление, цель, показатель, программный продукт, эффективность

Постановка проблемы.Всовременных условиях хозяйствования и рыночной трансформации экономики страны решающим значением в повышении конкурентоспособности является изменение подхода к управлению социально-экономической системы.

В практике современного менеджмента одним из наиболее проблемных участков является сфера эффективного управления, в связи с этим актуальным заданием для социально-экономической системы является изучение успешного зарубежного опыта и целесообразности внедрения инновационных моделей управления.

Анализ исследований и публикаций. Изучению проблематики концепции управления по целям занимались такие ученые, П. Друкер, Р. Каплан и Д. Нортон, Т. Кузнецова, В. Нифатова, А. Шелепаева, А. Музыченко-Козловский, О. Туровец, А. Жемчугов и др. Однако проблема реализации подхода МВО (Management by objective) в России остается недостаточно изученной и нуждается в дальнейших разработках.

Основной материал исследования. Идея управления по целям принадлежит представителю системного подхода П. Друкеру, который впервые сформулировал базовые принципы МВО в работе «The Practice of Management». По его мнению, данная концепция — это метод повышения эффективности, согласно которому деятельность любого работника оценивается не процессом, а по результату.

В конце 20-го века Р. Каплан и Д. Нортон предложили новый подход к оценке результатов деятельности, который позволяет преодолеть ограниченность традиционных методов. Согласно этому подходу был расширен набор показателей к оценке социально-экономической системы: помимо финансовых, предлагались нефинансовые показатели, например, информация о конкурентах, внутренних процессах и потенциале развития [1].

Д. Мак-Грегор считал МВО методом управления. По его убеждению, использование этого метода целесообразно, так как дает возможность руководителю низшего звена определять конкретные производственные цели и средства их достижения совместно с руководителем высшего звена [2].

Джордж Одиом относился к MBO как «процесс, где руководство и подчиненные сообща определяют общие цели, разграничивают зоны личной ответственности в части ожидаемых результатов и используют эти цели при управлении подразделениями и оценке вклада каждого сотрудника». [3]

Джон Хамбл определял MBO как «динамическую систему, которая стремится интегрировать потребности компании в идентификации и достижении финансовых результатов и целей по развитию с потребностями менеджера развиваться и чувствовать свой вклад. Это и требующий, и вознаграждающий стиль ведения бизнеса». [4]

Внедрение процесса управления по целям в социально-экономической системе можно разделить на совокупность последовательных этапов: по установлению конкретных целей, разработке планов и определения средств их достижения, систематическому контролю и оценке результатов, сравнению полученных результатов с поставленными целями и определению корректирующих мер.

Разработка поэтапного подхода, для дальнейшего внедрения в социально-экономическую систему, метода управления по целям имеет определенные выгоды. С одной стороны, позволяет достичь рационального использования ресурсов для изменения системы управления, минимизировать финансовые и организационные риски, а с другой стороны, получать определенные результаты до окончания завершения работ по внедрению МВО. Это является очень ценным, так как в современных условиях позволит постепенно совершенствовать систему управления [5].

Управление по целям и показателям деятельности (KPI) дает возможность быстрее выявлять узкие места в системе управления. Система целевых показателей должна переплетаться со всеми процессами, которые происходят. Благодаря этому инструментарию обеспечивается результативность деятельности, а также, контролируется рациональное использование ресурсов.

Данные технологии применяют в современном программном обеспечении, что позволяет рассчитывать показатели результативности в режиме реального времени.

Автоматизация системы целевого управления — это необходимое условие эффективного использования MBO. В случае отсутствия программного обеспечения, аккумулирование показателей может стать не формализованным, и требовать огромное количество административных ресурсов. При ручном сборе, данные и проведенные расчеты запаздывают, и существует вероятность при принятии управленческих решений, использование неактуальной информации [6].

На сегодняшний день, существуют программные продукты, которые позволяют решать задачи целевого управления и KPI. Управление по целям и KPI, относится к категории систем управления эффективностью бизнеса. Они помогают осуществлять стратегическое и оперативное управление, оценивать результативность работы команд и лично каждого работника. Предоставляемые функции программы позволяют решать основные задачи в области управления и оценки эффективности системы [7].

Данные программные продукты представляют KPI как информационную панель показателей. Панель является инструментом графической визуализации главных показателей для контроля и управления. Этот подход позволяет менеджерам проводить мониторинг показателей в динамике [8].

С использованием инструмента определения эффективности сотрудников и подразделений, менеджеры могут связать стратегические цели системы и операционную деятельность. Программный продукт позволяет создавать MBO-матрицы результативности для каждой должности и подразделения, наглядно демонстрировать вклад конкретного сотрудника в результаты системы.

Продукт предоставляет возможность учитывать объективные и субъективные показатели, основанные на мнении экспертов. Регулярность сбора данных о персонале позволяет отобразить уровень соответствия внутренним требованиям определенным числовым значением.

Возможности программного продукта позволяют связать KPI с системой вознаграждения, сформировать алгоритмы расчета вознаграждения и рассчитывать размер премиальной части заработной платы сотрудника [9].

При использовании МВО необходимо не забывать о недостатках и изъянах. Поэтому необходимо соблюдении следующих условий:

  1. использование осуществляется на всех уровнях управления;
  2. вовлеченность со стороны персонала;
  3. менеджеры активно поддерживают, принимают участие и имеют определенные обязательства;
  4. МВО является частью системы управления;
  5. распределение времени и ресурсов осуществляется в зависимости от конкретной ситуации и степени внедрения МВО;
  6. налажена обратная связь, позволяющая получать своевременно информацию для оценивания прогресса и возникающих несоответствий, а персоналу получать своевременные указания и разъяснения.

Также для повышения результативности и эффективности управления необходимо уделить особое внимание следующим этапам:

  1. определение целей и KPI менеджерами и своевременное доведение их до персонала;
  2. совместное определение индивидуальных целей с вовлеченностью всего персонала (необходимы доверительные отношения);
  3. обеспечение необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей (осуществляется совместно);
  4. предоставление возможностей исполнителям получать необходимые разъяснения и конкретизацию, а также поддержку от менеджеров;
  5. осуществление периодических проверок прогресса, заблаговременная оценка и выявление несоответствий по достижению целей, проводить корректировку при необходимости.

Выводы. В результате внедрения концепции управления по целям в социально-экономическую систему можно добиться повышения эффективности работы за счет мобилизации имеющихся ресурсов, эффективного использования организационного и ресурсного потенциала, а также переориентации персонала на достижение высоких результатов деятельности.

Применение инструментов программных продуктов является эффективным для постановки и поддержания системы на всех уровнях, а также систематизирует управление, делает более результативной деятельность социально-экономической системы.

Внедрение и осуществление управления по целям с использованием KPI и специального программного продукта, с одной стороны позволит оптимизировать и сделать более обоснованными затраты, что улучшит финансовые показатели, а с другой стороны реализовать эффективную систему оплаты труда работников.

Литература:

  1. Друкер П. Практика менеджмента / Пер. с англ. — М.: ИД Вильямс, 2012. — 400 с.
  2. Кузнецова Т. Целеполагание по правилам // Новый менеджмент. — 2007. –№ 1. — С. 15–16.
  3. Odiorne, George S., “Management by Objectives; a System of Managerial Leadership”, New York: Pitman Pub., 1965.
  4. John William Humble “Management by objectives”, Management Publications, 1972.
  5. Нифатова В. В. Разработка эффективного управления на предприятии // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. — 2016. № 7. С. 32–38.
  6. Шелепаева А. Х. Информационные системы управления // Журнал руководителя управления образованием. — 2016. № 1. С. 48–50.
  7. Музыченко-Козловский А. В. Управленние по целям как инновационная модель развития предприятия // Формирование рыночной экономики. — 2011. — С. 109–113.
  8. Туровца О. Г. Организация производства и управления предприятием. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2014. — 381 с.
  9. Жемчугов А. М. Управление по целям. Система показателей А. М. Жемчугов, М. К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — № 04 (32). — С. 4–15.
Основные термины (генерируются автоматически): KPI, MBO, социально-экономическая система, программный продукт, система управления, достижение, метод управления, рациональное использование ресурсов, целевое управление, эффективное использование.

Похожие статьи

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Система сбалансированных показателей как концепция и инструмент развития современной образовательной организации

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием современной образовательной организации, основанной на использовании системы сбалансированных показателей. В контексте рассматрива...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Проблемы интеграции системы риск-менеджмента в предпринимательских структурах

В статье анализируются особенности интегрированного подхода к управлению рисками в предпринимательских структурах. Перечислены основные элементы и преимущества интегрированной системы управления рисками. Обосновывается важность перехода к интегрирова...

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Особенности создания клиентско-продуктовых команд

В современных условиях клиентоориентированность и быстрота реакции на поведение рынка является одним из главных преимуществ, а важнейшим вопросом для руководителей организаций становится выбор наиболее успешного стиля управления, формирования среды д...

Похожие статьи

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Система сбалансированных показателей как концепция и инструмент развития современной образовательной организации

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием современной образовательной организации, основанной на использовании системы сбалансированных показателей. В контексте рассматрива...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Проблемы интеграции системы риск-менеджмента в предпринимательских структурах

В статье анализируются особенности интегрированного подхода к управлению рисками в предпринимательских структурах. Перечислены основные элементы и преимущества интегрированной системы управления рисками. Обосновывается важность перехода к интегрирова...

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Особенности создания клиентско-продуктовых команд

В современных условиях клиентоориентированность и быстрота реакции на поведение рынка является одним из главных преимуществ, а важнейшим вопросом для руководителей организаций становится выбор наиболее успешного стиля управления, формирования среды д...

Задать вопрос