Использование земель сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах Саратовской области (на примере районов: Энгельсского, Базарно-Карабулакского, Красноармейского, Калининского) | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (11) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.08.2017

Статья просмотрена: 1644 раза

Библиографическое описание:

Клипина, Е. А. Использование земель сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах Саратовской области (на примере районов: Энгельсского, Базарно-Карабулакского, Красноармейского, Калининского) / Е. А. Клипина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2674/ (дата обращения: 16.11.2024).



Земля занимаемая, муниципальными образованиями Саратовской области делится, на участки, имеющие то или производственное назначения (пашня, залежи, целина сенокосы, многолетние насаждения и т. д.).

В процессе использования земель сельскохозяйственного назначения муниципалитетами одни угодья переходя в другие, например, малоурожайные пастбища в пашню.

Чтобы определить степени использования земель, следует, прежде всего, проанализировать структуру земельного фонда муниципалитетов.

Анализируя структуру земель сельскохозяйственного назначения того, или иного муниципалитета необходимо выявить, происходило и расширение земель сельскохозяйственного назначения за счет неиспользованных ранее участков (Табл.1).

При анализе структуры земельного фонда муниципалитета необходимо выявить используются ли земля в полном обороте, нет ли дополнительных участков, для расширения сельскохозяйственных угодий [1,3,4,5,6]

Таблица 1

Структура земельного фонда Саратовской области, га на 2015 год

Область, район

Общая земельная площадь

Итого пахотных земель

(пашня, залежи)

Земель сельскохозяйственного назначения

(сенокосы, многолетние насаждения, пастбища)

Всего земель, не использованных

(Лесные массивы, древесно-кустарниковые растения, пруды иводоемы

Саратовская

2990799

2605991

352294

20133

Калининский

143103

122266

15946

6907

Энгельсский

76989

73722

2825

627

Базарно-Карабулатский

81215

59112

17849

2870

Красноармейский

44323

34902

8405

15

[Источник: составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства Саратовской области]

В Саратовской области общая площадь земель сельскохозяйственного назначения 2990799га, из них удельный вес пахотных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения 87,1 %, удельный вес земель сельскохозяйственного назначения во всем земельном фонде 11,7 %, всего неиспользованных земель 0,67 %.

Для того чтобы изучить степень использования земель в муниципалитетах, необходимо установить отношение площади всех угодий к общему итогу земель [2] занимаемыми исследуемыми муниципалитетами (табл. 2).

Таблица 2

Степень использования различных угодий ванализируемых муниципалитетах

Муниципальный район

Удельный вес пахотных земель всоставе земель сельскохозяйственного назначения

Удельный вес земель сельскохозяйственного назначения во всем земельном фонде муниципалитета

Удельный вес лесных массивов, древесно-кустарных растений, прудов иводоемов

Калининский

122266х100=85,4 %

143103

15946х100=11,1 %

143103

6907х100=4,8 %

143103

Энгельсский

73722х100=95,7 %

76989

2825х100=3,6 %

76989

627х100=0,8 %

76989

Базарно-Карабулатский

59112х100=72,7 %

81215

17849х100=21,9 %

81215

2870х100=3,5 %

81215

Красноармейский

34902х100=78,7 %

44323

8405х100=18,9 %

44323

15х100=0,03 %

44323

[Источник: составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства Саратовской области]

Приведенный пример свидетельствует, что муниципалитеты хозяйственную деятельность, которую анализируем, мероприятия по использованию земель сельскохозяйственного назначения используется не в полном объеме. Однако по сравнению с показателями Энгельсского муниципального района (95,7 %) освоению пахотных земель, другие муниципалитеты не смогли достичь желаемых результатов Калининский муниципальный район (85,4 %), Базарно-Карабулатский и Красноармейский районы (72,7 % и 78,7 % соответственно). В дальнейшем, исходя, из обеспечения отстающих муниципалитетов сельскохозяйственной техникой и рабочей силы, взаимодействуя с К(Ф)Х и ЛПХ должны повысить свои показатели, возможно используя земли под лесными массивами, древесно-кустарными растениями.

При управлении земельным фондом муниципалитетов Саратовской области определяются показателями: землями, находящиеся в собственности, арендованные земли, неоформленные земли, изъятие земель сельскохозяйственного назначения (табл. 3).

Таблица 3

Площади земель вСаратовской области находящиеся всобственности, аренде, неоформленные, га на 2015 год

Область, район

Земли, находящиеся всобственности

Арендованные земли

Неоформленные земли

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения

Саратовская

708364

2127324

114721

-

Калининский

41283

95044

1844

-

Энгельсский

12461

58307

5643

-

Базарно-Карабулатский

7160

62754

3342

-

Красноармейский

7834

27803

7670

-

[Источник: составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства Саратовской области]

В таблице 3 приведены площади, находящиеся в собственности по Саратовской области. В общей сложности они составляют 708364га, из которых 114721га не оформлены, а 2127324 сданы в аренду.

Для управления земельным фондом в муниципалитетах Саратовской области определим соотношением площади всех угодий к землям, находящиеся в собственности, арендованным землям, неоформленным землям (табл.4).

Таблица 4

Удельный вес земель муниципалитетов Саратовской области находящиеся всобственности, аренде, неоформленные, га на 2015 год

Муниципальный район

Удельный вес земель, находящихся всобственности

Удельный вес арендованных земель

Удельный вес неоформленных земель

Калининский

41283х100=28,8 %

143103

95044х100=66,4 %

143103

1844х100=1,2 %

143103

Энгельсский

12461х100=16,1 %

76989

58307х100=75,7 %

76989

5643х100=7,3 %

76989

Базарно-Карабулатский

7160х100=8,8 %

81215

62754х100=77,2 %

81215

3342х100=4,1 %

81215

Красноармейский

7834х100=17,6 %

44323

27803х100=62,7 %

44323

7670х100=17,3 %

44323

[Источник: составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства Саратовской области]

Удельный вес земель находящиеся в собственности по Саратовской области составляет 23,0 %, в аренде 71,1 %, неоформленные 3,8 %.

По муниципалитетам Саратовской области эти показатели даются в графиках.

Рис. 1. Удельный вес земель находящихся в собственности муниципальных районов Саратовской области. Наибольшая площадь земель находящиеся в собственности Калининском районе (28,8 %), в Красноармейском (17,6 %), Энгельсском (16,1 %) и Базарно-Карабулатском районах — 8,8 %. [Источник: составлено автором]

От эффективного использования площадей находящихся в собственности муниципалитетов зависит пополнения бюджетов муниципальных образований земельными платежами.

Площадь арендованных земель составило в Базарно-Карабулатском районе (77,2 %), наименьшая площадь арендованных земель в Красноармейском районе (66,4 %).

При анализе 2 графика рыночный оборот арендуемых муниципальных земель характеризуется высокими показателями.

Рис. 2. Удельный вес арендованных земель муниципальных районов Саратовской области. Проблемами остаются неоформленные земли муниципальных районов, которые не имеют своего хозяина, их сельскохозяйственное использование, оставляет желать лучшего. Наибольшая площадь неоформленных земель в Красноармейском районе (17,3 %), наименьшая площадь земель в Калиниском районе (1,2 %). Н другие районы Энгельсского и Базарно-Карабулатского процент неоформленных земель составил (4,1 % и 7,3 %). [Источник: составлено автором]

Рис. 3. Удельный вес неоформленных земель в муниципалитетах Саратовской области. [Источник: составлено автором]

В настоящее время взаимодействие муниципальных органов власти с хозяйствами всех форм собственности направленно на сбор статистических данных их обработку и передачу в подведомственные органы Министерства сельского хозяйства.

Государственное финансирование программ по развитию растениеводства в муниципалитетах Саратовской области осуществляется, централизовано без учёта задолженности на 2015 год составило — 29129,008 тыс. руб. из них: начислено из федерального бюджета — 27821,132 тыс. руб., регионального — 1307,876тыс.руб., из муниципального бюджета — ноль.

Возможность муниципальным образованиям экспериментировать в организационных структурах управления землями сельскохозяйственного назначения отразилось впрямую на жизнь исследуемого региона.

С целью выявления особенностей и эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и хозяйствами всех форм собственности в управлении землями сельскохозяйственного назначения был проведен опрос в 2016–2017гг., глав хозяйств и агрономов.

Результаты опроса показали низкий уровень взаимодействия хозяйств всех форм собственности и муниципальными органами (специалистами) в области управления: 20 % никогда не взаимодействовали со специалистами органов управления, 0 % взаимодействовали с Россельхознадзором 11 %, и взаимодействовали с Земельным комитетом 69 % [8,9].

При взаимодействии с органами управления земельными ресурсами каждый 18 % проходил проверку земельного законодательства, 82 % не знают органы, которые проводят проверку по соблюдению земельного законодательства, знают об органах управления земельными ресурсами из средств массовой информации, интернета 22 % (табл. 5).

Таблица 5

Пути взаимодействие хозяйств иорганов управления земельными ресурсами

Наименование органа проводивший проверку

количество проверок, по данным опроса

годы

2010

2012

2014

2015

2016

Россельхознадзор

1

1

4

2

3

Земельный комитет

нет данных

1

3

2

1

[Источник: составлено автором по данным анкетирования]

При анализе графика 4 — основные направления земельного законодательства, по которым хотели бы хозяйства всех форм собственности получать информацию, распределились: 17 % упрощение передачи муниципальных земельных ресурсов в пользование граждан Российской Федерации, 12 % права юридических и физических лиц на земельные участки, равные права на земельные ресурсы, 12 % выдел, раздел, объединение, перераспределение муниципальных земельных долей, 27 % ужесточение земельного законодательства в отношении нецелевого использования муниципальных земельных ресурсов, 32 %затруднились ответить.

Рис. 4. Направление земельного законодательства в информационно-консультационной поддержке хозяйств всех форм собственности. [Источник: составлено автором по данным анкетирования]

Необходимость получения информации от органов управления земельными ресурсами по следующим направлениям: 19 % предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, 7 % рациональное использование земельных ресурсов, 15 % планируемые проверки по соблюдению земельного законодательства, 11 % список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, 8 % спорные моменты в вопросах межевания земель в муниципальных районах, 8 % установление границ земельных участков для введения сельского хозяйства, 32 % затруднялись ответить (график 5).

Рис. 5. Информационно-консультационная поддержка органов управления хозяйств всех форм собственности[Источник: составлено автором по данным анкетирования]

Основным показателям эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и хозяйств разных форм собственности является уровень доверия к полученной информации.

Особенно ярко проявляется уровень доверия в хозяйствах всех категорий в зависимости от размеров сельскохозяйственных территорий. Чем меньше нарушений по земельному законодательству в муниципалитете, тем лучше работают органы управления земельными ресурсами, чем больше то взаимодействие натянутое, или отсутствует.

Таблица 6

Распределение ответов по пятибалльной шкале воценке получения выбранной информации по управлению земельными ресурсами

Разграничение хозяйств разных форм собственности на формы

%

Опрошенных

Варианты ответа:

1

2

3

4

5

Колхозы

3

0

0

+

0

+

ИП

28

0

+

+

+

+

К(Ф)Х

42

0

+

+

+

+

ООО

27

0

+

+

+

+

[Источник: составлено автором по данным анкетирования]

Особый интерес для исследования вызвало информированность хозяйств разных форм собственности о деятельности органов управления земельными ресурсами в муниципалитете. Основную информацию они получали: из газет — 25 %, телевидения — 11 %, радио — 0 %, 28 % интернет, книги и брошюры, в результате проверки — 18 %, затруднились ответить — 18 %

Делая, выводы по исследованию муниципальных органов в управлении землями сельскохозяйственного назначения в Саратовской области в рамках своих полномочий и прав они справляются, но степень эффективности в принятии решений может быть значительно выше, привлекая дополнительные информационные ресурсы как специалиста по землям сельскохозяйственных отношений.

Литература:

  1. Министерство сельского хозяйства Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://minagro.saratov.gov.ru/about/
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации 2015г.- Режим доступа: https://rosreestr.ru/
  3. Администрация Калининского муниципального района Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://kalininsk.sarmo.ru/
  4. Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://engels-city.ru/
  5. Администрация Базарно-Карабулатского муниципального района Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://bkarabulak.sarmo.ru/
  6. Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://krasnoarmeysk.sarmo.ru/
  7. Управление Россельхознадзора по Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://rsn-saratov.ru/
  8. ФГУ «Земельная Кадастровая палата» по Саратовской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: https:// saratovmer.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Саратовская область, сельскохозяйственное назначение, земля, форма собственности, удельный вес, земельное законодательство, муниципалитет, сельское хозяйство, удельный вес земель, автор.

Похожие статьи

Экономический анализ использования земельных угодий (на примере Белгородской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей)

Исследование минеральных и родниковых вод Гафурийского района (на примерах Красноусольских источников № 12, № 11, Кутлугузинского родника и родника «Потапыч»)

Особенности первичной обращаемости пациентов, проживающих за пределами Астраханской области (на примере приемного отделения ЧУЗ «Медико-санитарная часть» г. Астрахани)

Анализ состояния сельхозугодий для проектирования комплекса лесомелиоративных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия эрозионных процессов на территории бывшего колхоза «Рассвет» Пугачевского района Саратовской области

Исследование пассажиропотоков на участках дорожной сети г. Волгограда на примере «Аэропорт — Центральный район»

Изучение производства зерновых культур в районах Крайнего Севера на примере СХНПК «Поиск» Олекминского района РС(Я)

Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов (на примере чрезвычайной ситуации в г. Орске)

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области)

Планирование инновационно-инвестиционного проекта по внедрению ресурсосберегающей почвообрабатывающей техники на предприятии (на примере ООО «Новосергиевское» Крыловского района Краснодарского края)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Похожие статьи

Экономический анализ использования земельных угодий (на примере Белгородской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей)

Исследование минеральных и родниковых вод Гафурийского района (на примерах Красноусольских источников № 12, № 11, Кутлугузинского родника и родника «Потапыч»)

Особенности первичной обращаемости пациентов, проживающих за пределами Астраханской области (на примере приемного отделения ЧУЗ «Медико-санитарная часть» г. Астрахани)

Анализ состояния сельхозугодий для проектирования комплекса лесомелиоративных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия эрозионных процессов на территории бывшего колхоза «Рассвет» Пугачевского района Саратовской области

Исследование пассажиропотоков на участках дорожной сети г. Волгограда на примере «Аэропорт — Центральный район»

Изучение производства зерновых культур в районах Крайнего Севера на примере СХНПК «Поиск» Олекминского района РС(Я)

Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов (на примере чрезвычайной ситуации в г. Орске)

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области)

Планирование инновационно-инвестиционного проекта по внедрению ресурсосберегающей почвообрабатывающей техники на предприятии (на примере ООО «Новосергиевское» Крыловского района Краснодарского края)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Задать вопрос