Национальный и региональный рынки электрической энергии Республики Беларусь в рыночных условиях
Автор: Лючевский Сергей Александрович
Рубрика: Отраслевая экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (11) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 12.10.2017
Статья просмотрена: 321 раз
Библиографическое описание:
Лючевский, С. А. Национальный и региональный рынки электрической энергии Республики Беларусь в рыночных условиях / С. А. Лючевский. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2758/ (дата обращения: 16.11.2024).
Уровень современного развития Республики Беларусь позволяет говорить о национальной экономике, как о рыночной. Даже традиционно монополистическая отрасль электроэнергетики сегодня фактически функционирует в условиях рынка.
Особенно актуально вопрос становится в преддверии ввода в эксплуатацию Белорусской атомной станции, которая потенциально дает возможность Беларуси стать экспортером электрической энергии, как в страны СНГ, так и в страны Европейского Союза, технические возможности у страны имеются. Особенно важно такие возможности не упустить и реализовать их потенциал в полной мере.
Учитывая цены и балансы рынков электрической энергии в странах соседках, приоритетными импортерами для Беларуси являются Литва и Польша. В свою очередь, Литва и Польша связаны энергетическим мостом «LitPol Link» и входят в Европейское сообщество операторов магистральных сетей в области электроэнергетики (ENTSO-E), включающее в себя объединенные энергетические системы стран Балтии, Скандинавских стран, Великобритании, Ирландии и стран континентальной части Европы, что фактически означает выход на открытый рынок стран Европейского союза [1], [2].
Однако, наряду с возможностями экспорта электрической энергии, в отрасли сконцентрировались определённые проблемы, требующие либерализации электроэнергетического рынка и структурных изменений, как на уровне национального рынка, так и на уровне региональных энергетических систем.
Рассматривая экспорт электроэнергии важно понимать необходимость интеграции схем купли-продажи энергии Беларуси и предполагаемых стран-импортеров.
В настоящее время в стране производство, передача и распределение, а также продажа энергии сосредоточена в руках республиканских унитарных предприятий — областных энергетических системах. В то же время существуют и другие производители электроэнергии, причем как производители, которые не имеют собственных потребителей, так и те, которые частично или полностью производят электроэнергию для собственных нужд. Областные энергетические системы в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь обязаны выкупать абсолютно всю электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии, а также излишки электроэнергии, произведенной предприятиями-потребителями для собственных нужд, независимо от того есть ли спрос на эту энергию, зачастую одновременно с наличием собственной излишней энергии в определенные временные зоны [3]. Такое положение дел не позволяет рынку развиваться на основе принципов конкуренции. В передаче и распределении, а также продаже электроэнергии непосредственно потребителям за государством сохраняется чистая монополия, за исключением возможности владельца блок-станции осуществлять транзит на собственные объекты.
Купля-продажа электрической энергии в Польше и Литве осуществляется через энергетические биржи «TGE» и «Nord Pool Spot» соответственно, посредством таких механизмов как долгосрочные двусторонние прямые договоры между потребителем и производителем электроэнергии, рынок на сутки вперед (РСВ) и балансирующий рынок (БР).
Основными различиями подобных механизмов и инструментов торговли электрической энергией от Белорусского национального рынка является раздельная деятельность компаний производящих электрическую энергию — электростанций, компаний системно-сетевых операторов — высоковольтные электрические сети и энергосбытовых компаний — продавцы розничного рынка, владельцы низковольтных электрических сетей.
Таким образом, электростанции занимаются исключительно производством электрической энергии, продажа которой осуществляется на оптовом рынке. Покупателями оптового рынка выступают крупные потребители и энергосбытовые компании. Связь между участниками оптового рынка осуществляет системно-сетевой оператор, который устанавливает цену за свои услуги по передаче и распределению электроэнергии не зависимо от цен на нее.
В свою очередь энергосбытовые компании и более мелкие потребители формируют розничный рынок.
Таким образом, цена, которую платят конечные потребители электрической энергии, состоит из следующих составляющих:
‒ производство;
‒ передача и распределение;
‒ поставка и налоги.
Следует обратить внимание на то, что потребители за услугу по передаче и распределению всегда платят одинаковую цену, которую производители и поставщики электроэнергии не могут изменить.
Теперь у потребителей есть возможность выбрать независимого поставщика электроэнергии и так сократить ту часть цены на электричество, которая зависит от компаний производящих и поставляющих электроэнергию.
При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам.
На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы планового почасового производства/потребления электроэнергии относительно объёмов договоров.
На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии. Равновесную цену определяет максимальное ценовое предложение электростанции, заявленные объемы электроэнергии которой ещё востребованы рынком. В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить своё производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.
Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. На балансирующем рынке поставщики подают заявки системно-сетевому оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ.
Отличительной особенностью купли-продажи электроэнергии на таких рынках является почасовое прогнозирование и планирование, а также стоимость потребления/выработки электроэнергии. Необходимо отметить, что в Беларуси давно ведется подобная практика, однако в расчетах часовые значения не используются, очевидно, что идет подготовительная работа по интеграции в модели рынков соседних стран.
Кроме обозначенных проблем присущих рынку электрической энергии на национальном уровне, существуют проблемы и на региональном уровне.
Региональным рынкам свойственно наличие значительного количества мелких производителей электроэнергии, доступ на оптовый рынок которых ограничен по объективным причинам, ввиду малых объемов вырабатываемой электрической энергии, затрат на обеспечение деятельности в качестве участников оптового рынка, потерь электрической энергии на ее технологический транспорт.
Развитие возобновляемых источников энергии в общем является положительным явлением и решает множество задач в интересах общества и государства, таких как децентрализация энергетической системы, что в свою очередь решает проблему меньшей зависимости граждан страны и всей экономической инфраструктуры от нескольких крупных энергогенерирующих объектов, обеспечивает высокую эффективность в деле экологического оздоровления страны и помогает воспитывать у граждан бережное отношение к природе, стимулировать их к экономному и бережному использованию энергии, как жизненноважной ценности земной цивилизации.
Однако, следует учесть, что цена электрической энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, по оценкам Министерства энергетики Республики Беларусь выше цены энергии, полученной из традиционных источников, на 0,15 $, в то время как производство 1 кВт∙ч электрической энергии из газа обходится 0,06 $ [4].
Процесс развития возобновляемых источников малой мощности среди граждан испытывает трудности на законодательном уровне. Законом о возобновляемых источниках энергии не предусмотрены коммерческие взаимоотношения с физическими лицами, что отрицательно сказывается на инициативе экологически ответственной части населения. Ввиду отсутствия возможности продать излишки, произведенной гражданином электрической энергии, приходится выбирать между высокими капитальными вложениями в аккумуляторные установки и отказом от идеи производства экологически чистой электрической энергии.
Для блок-станций малой мощности, в том числе источников электрической энергии граждан, наиболее оптимальным решением является объединение их в виртуальные электростанции. Виртуальная электростанция — это сеть объединенных одиночных рассредоточенных источников энергии малой мощности на основе их функциональной, физической и логической интеграции.
Вспомогательным фактором, объединяющим виртуальную окружающую среду, являются информационные системы. Важной задачей информационных систем координация процессов принятия решений как внутри виртуальных электростанций, между ними, так и на оптовом рынке электрической энергии.
В модели виртуальной электростанции можно выделить три уровня: функциональный, физический и логический [5].
Функциональный уровень представляет собой внутренние процессы структуры во взаимодействии с внешней средой.
Физический уровень представляет собой статичную структуру виртуальной среды электростанции во взаимодействии с энергетической системой. Он объединяет все оборудование, входящее в состав электростанции.
Логический уровень — совокупность контроллеров (контроля/управления), обобщенных в виртуальной среде электростанции.
Важно еще раз подчеркнуть, что все уровни виртуальной электростанции очень тесно взаимосвязаны между собой и представляют единую структуру.
Организованная таким образом виртуальная электростанция может участвовать в двух сегментах рынка электрической энергии — оптовый и розничный сегменты. В случае объединения когенерационных установок, таким же образом виртуальная электростанция может интегрироваться и в локальный рынок тепловой энергии.
Перспективную схему купли-продажи электрической энергии национального и регионального рынков Республики Беларусь представим на рисунке 1.
Рис. 1. Перспективная схема купли-продажи электрической энергии
Литература:
- About the project//LitPol Link Sp. Z o. o. [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: http://www.litpol-link.com/about-the-company/litpol-link. — Дата доступа: 27.04.2017.
- Who is ENTSO-E?//ENTSO-E [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: https://www.entsoe.eu/about-entso-e/Pages/default.aspx. — Дата доступа: 27.04.2017.
- Об утверждении Правил электроснабжения: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 окт. 2011 г., № 1394: в ред. постановлений Совмина от 08.05.2013 г., от 16.04.2014 г., от 23.10.2015 г., от 29.04.2016 г., от 03.06.2016 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2011. — № 121–5/34630.
- Тарифы на электроэнергию для реального сектора экономики нужно снижать — Потупчик // Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/tarify-na-elektroenergiju-dlja-realnogo-sektora-ekonomiki-nuzhno-snizhat-potupchik-234770–2017/. — Дата доступа: 27.02.2017.
- Nazarko J. Narzędzia informatyczne w zarządzaniu i inzynierii produkcji / J. Nazarko, L. Kieltyka. — Warszawa: Centrum Doradztwa I Informacji Difin sp. z o. o., 2008. — 256 с.
- О возобновляемых источниках энергии: Закон Респ. Беларусь, 27 дек. 2010 г., № 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2011. — № 2. — 2/1756.
- Об использовании возобновляемых источников энергии: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 май 2015 г., № 209 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2015. — 1/15808.