Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Жилищно-коммунальное хозяйство

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (13) март 2018 г.

Дата публикации: 14.02.2018

Статья просмотрена: 2175 раз

Библиографическое описание:

Рыжкова, К. Ю. Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов / К. Ю. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 2 (13). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/83/3140/ (дата обращения: 16.11.2024).



На территории Российской Федерации значительная часть многоквартирных домов имеет физический износ более 50 %, в связи с чем, актуальным вопросом нескольких десятилетий оставалась проблема сохранения жилищного фонда страны и восстановление технических характеристик многоквартирных домов.

Необходимость создания эффективной системы обеспечения жилищного фонда страны, и регионов в частности, качественным и своевременным капитальным ремонтом, определила введение в 2012 году в Жилищном кодексе Российской Федерации нового раздела «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Субъектами РФ были разработаны и утверждены областные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также созданы региональные операторы. Согласно законодательству фонд капитального ремонта мог формироваться либо на счете регионального оператора, либо на счете специализированной организации. Собственниками многоквартирных домов стала производиться оплата взносов на капитальный ремонт в соответствующие фонды. Созданный «механизм» по проведению капитального ремонта заработал.

На сегодняшний день статистика сложилась таким образом, что более 85 % многоквартирных домов фонд капитального ремонта формируют на счете регионального оператора. В связи с этим, можно предположить, что эффективность исполнения (реализации) областных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов во многом зависит от работы региональных операторов¸ расположенных на территории субъектов РФ.

В целях представления и защиты интересов региональных операторов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, жилищным законодательством допускается возможность создания ассоциаций и союзов региональных операторов.

Два года назад на территории г. Москвы была создана некоммерческая организация «Ассоциация региональных операторов капитального ремонта в многоквартирных домах».

Согласно Уставу данной организации, основной целью является объединение региональных операторов с целью координации и регулирования их совместной деятельности, защиты прав и законных интересов членов организации и объединения усилия для повышения эффективности своей деятельности.

Выполнив анализ предмета деятельности Ассоциации можно выделить наиболее значимые направления работы организации:

– оказание методической, консультационной, юридической и иной помощи и поддержки членам организации в реализации их обязанностей и функций, установленных жилищным законодательством РФ;

– анализ и систематизация зарубежного и российского опыта в сфере деятельности организации;

– установка и поддержание связи с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и учреждениями по вопросам, отвечающим целям Ассоциации.

Таким образом, созданная вышеуказанная организация должна объединить усилия всех регионов и выработать эффективную политику, эффективный алгоритм действий, в рамках действующего законодательства, по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

На сегодняшний день Ассоциации удалось объединить всех региональных операторов страны и стать площадкой для выработки консолидированных решений по основным вопросам организации и проведения капитального ремонта.

Ассоциация занимает активную позицию и на федеральном уровне, занимается, в том числе, и подготовкой кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляет интересы региональных операторов в Экспертном совете Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, Экспертного совета по городской среде Минстроя России и т. д.

По инициативе Ассоциации в прошлом году стартовал проект по ускоренной замене лифтового оборудования в рамках программ по капитальному ремонту. Участие в данном проекте принял 21 субъект РФ. В течение года совместная работа позволила произвести замену (ремонт, восстановление) лифтового оборудования практически в 13 тыс. многоквартирных домах.

На площадке Ассоциации в постоянном режиме действует рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере капитального ремонта, проводятся встречи с юристами с целью обсуждения конкретных законодательных инициатив по улучшению функционирования системы капитального ремонта.

На сайте организации размещена новостная лента со ссылкой на значимые события того или иного региона, на проводимые межрегиональные конференции, обучающие семинары, выдающиеся результаты по исполнению плана капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории определенного субъекта РФ, новшества, применяемые регионами в рамках совершенствования системы организации и проведения капитального ремонта, и многое другое. Помимо всего прочего, на сайте размещена информация о действующих нормативно-правовых актах напрямую или косвенно регулирующих отношения в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также судебная практика регионов, памятки для собственников помещений многоквартирных домов.

Изучив деятельность Ассоциации региональных операторов капитального ремонта в многоквартирных домах, хотелось бы остановиться на одном из интереснейших разделов сайта данной организации, посвященного лучшим практикам регионов по реализации областных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

На сегодняшний день, среди лучших практик регионов отмечены подходы к реализации программ капитального ремонта Самарской, Новосибирской, Калининградской, Свердловской и Белгородской областей. Рассмотрим практики данных регионов поподробнее.

Самарская область творчески подошла к ремонту фасадов многоквартирных домов и многоэтажки украсили граффити с портретами людей, которые навсегда останутся в истории Самары, как ее герои. Проект «Первые» реализуется на средства меценатов, которыми выступили подрядчики, готовящие город к чемпионату мира по футболу 2018 года. Все изображения согласованы с родственниками героев и жителями домов.

Данный проект, ко всему прочему, позволил добиться и определенного социального эффекта — благоустройство городской среды со смыслом, жители города «познакомились» со своими именитыми земляками.

В Калининградской и Новосибирской областях проведена работы по повышению собираемости платы за капитальный ремонт. Так, в Калининградской области региональным оператором с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области 05.06.2017 заключено соглашение о взаимодействии. В рамках данного соглашения в соответствии с утвержденным графиком еженедельно осуществляются совместные выездные мероприятия по должникам, имеющим просроченную задолженность более трех тысяч рублей. Данная работа позволила значительно повысить платежную дисциплину в регионе.

В Новосибирской области к решению аналогичной проблемы подошли немного иначе: в ежемесячном платежном документе указывается, что при наличии задолженности оно имеет силу досудебной претензии. Далее региональный оператор осуществляет телефонное информирование должников в автоматическом режиме (заключен договор с энергосбытом) и проводит судебную работу. Кроме того, процесс подготовки документов в суд частично автоматизирован (автоматическое формирование заявления на выдачу судебного приказа из реестра должников). В результате проводимой работы уровень собираемости взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора значительно повысился (2016 год — 93 %, 6 мес. 2017 года — 97,5 %).

В рамках упрощения системы взаимодействия между участниками капитального ремонта в Фонде содействия реформированию ЖКХ Белгородской области была внедрена система электронного документооборота «Selma», в которую интегрированы сотрудники органов местного самоуправления, являющиеся техническими заказчиками, сотрудники подрядных организаций, выполняющие работы по капитальному ремонту. Внедрение данной системы позволило вести регистрацию и учет входящих писем, заключаемых договоров, документов для оплаты выполненных работ, в привязке к объектам программы капитального ремонта. Это позволяет вести статистику поступающих обращений от собственников, просматривать ранее поступившие обращения по отдельно взятому объекту, и более оперативно принимать решения. Оптимизация данной работы позволила добиться следующих эффектов:

– упрощено взаимодействие между участниками процесса капитального ремонта;

– исключена возможность утери документов, которые ранее доставлялись на проверку в бумажном виде;

– снижено время проверки документации для оплаты выполненных работ по капитальному ремонту;

– появилась возможность просмотра статистики поступления обращений по каждому объекту капитального ремонта.

Одним из наиболее интересных примером региональных практик была отмечена в Свердловской области. В рамках оптимизации ряда процессов была разработана компьютерная программа и мобильное приложение для оперативной отчетности о ходе проведения капитального ремонта по каждому конкретному дому в режиме реального времени.

Программа позволяет:

  1. оптимизировать работу регионального оператора (снижение нагрузки на специалистов Фонда за счет автоматизированного структурирования большого объема информации);
  2. осуществлять оперативный контроль качества работ на объектах и сроков их выполнения;
  3. исключить вероятность фальсификации данных в отчетности организаций строительного контроля путем ее формирования с использованием фотографий с геометкой;
  4. в режиме реального времени получать оперативную справку по конкретному объекту капитального ремонта (процент выполнения работ, фото процесса ремонта, динамика хода работ и т. п.).

Таким образом, изучив направления деятельности Ассоциации региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день создано достаточное количество предпосылок и площадок для организации эффективной работы региональных операторов по своевременному и качественному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Наличие лучших практик в регионах также свидетельствует о заинтересованности рядя субъектов РФ в данной работе, поиске наилучшего решения в рамках возложенных полномочий по проведению капитального ремонта, и оптимизации существующих процессов.

Однако, несмотря на данную регионам возможность наладить эффективную работу по своему направлению, предоставленную действующим жилищным законодательством (ч. 4.2. ст. 178 ЖК РФ), официальная статистика указывает все еще на различный уровень исполнения областных программ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных в субъектах Российской Федерации. Соответствующая работа по повышению эффективности деятельности проводится далеко не во всех регионах страны. В связи с чем, говорить о конкретных общих результатах в рамках существующей системы капитального ремонта многоквартирных домов на сегодняшний день сложно.

Литература:

  1. Практики реализации программ капитального ремонта // АРОКР. URL: http://arokr.ru/practik (дата обращения: 10.02.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): капитальный ремонт, общее имущество, дом, региональный оператор, оператор, работа, субъект РФ, Белгородская область, Калининградская область, Новосибирская область.

Похожие статьи

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области

Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти в сфере ЖКХ

Размеры платы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Правовое регулирование управляющих организаций

Структура рынка лизинга подвижного состава

Гражданско-правовая ответственность застройщика в сфере строительства многоквартирных домов в Российской Федерации

Методика определения спроса на микрофинансовые услуги на региональном уровне

Государственное регулирование рынка наружной рекламы в Самарской области

Похожие статьи

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области

Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти в сфере ЖКХ

Размеры платы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Правовое регулирование управляющих организаций

Структура рынка лизинга подвижного состава

Гражданско-правовая ответственность застройщика в сфере строительства многоквартирных домов в Российской Федерации

Методика определения спроса на микрофинансовые услуги на региональном уровне

Государственное регулирование рынка наружной рекламы в Самарской области

Задать вопрос