Необходимость развития инновационного маркетинга в экономике Узбекистана
Авторы: Аллаярова Мастура Кудратуллаевна, Бозоров Мухаммад Облокул угли
Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (13) март 2018 г.
Дата публикации: 06.03.2018
Статья просмотрена: 272 раза
Библиографическое описание:
Аллаярова, М. К. Необходимость развития инновационного маркетинга в экономике Узбекистана / М. К. Аллаярова, М. О. Бозоров. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 2 (13). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/83/3156/ (дата обращения: 19.12.2024).
В основе инновационного развития экономики лежит процесс создания, подготовки, поиска и реализация нововведений, то есть, обеспечении превращения идеи в инновацию. Инновации — это принципиально новый продукт или технология, являющаяся конечным результатом целенаправленной инновационной деятельности, носящей рисковой характер. Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, маркетинга и другой формы творческой деятельности. Ключевыми критериями классификации инноваций выступают потенциал и степень новизны, отражающие уровни технико-экономического прогресса общества и определяющие деловые циклы.
Выделяют следующие особенности инновационного маркетинга:
– конкурентоспособность будущего конечного продукта зависит от правильности выбора направления исследований в период проведения НИОКР по его разработке, так как между разработкой и применением научно-технической продукции существует значительный промежуток времени, где результат может проявиться в том или ином будущем периоде;
– поскольку продукт научно — технической деятельности является исходным звеном конечного продукта, то маркетинг первого не может быть эффективным без изучения рынка второго;
– маркетинговые усилия должны быть направлены на изучение потребительной стоимости интеллектуального продукта, так как он экономить живой и овеществленный труд в сфере материального производства;
– интеллектуальный продукт подвержен более быстрому моральному старению. Это определяет необходимость приложения усилий по защите и сохранению прав интеллектуальной собственности, по обеспечению его патентной части, которая предпринимается в процессе маркетинга научно-технической продукции;
– созданный интеллектуальный продукт в зависимости от характера и направленности может продаваться на различных рынках разным потребителям, где поиск тиражирования является одной из задач маркетинга.
Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становится основными факторами роста объема производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынке.
На основе объединения ключевых положений теории инновации и теории конкуренции предложено определение инновационной конкурентоспособности, под которым понимается создание конкурентных преимуществ от внедрения инноваций в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, то есть, способность хозяйствующих субъектов, основанная на активной инновационной деятельности, конкурировать со своими соперниками.
Непременным условием реализации маркетинга инновационных продуктов является необходимость изменения системы ценообразования. Для решения этой задачи целесообразно использовать экономическую концепцию «pricedown — costdown», которая базируется на прогрессивном методе целевого стратегического управления затратами (таргет-костинг). Таргет-костинг особенно актуален при производстве инновационных продуктов, когда осуществляется выпуск принципиально новых по качеству и доступных по цене изделий. Если таргет-костинг будет сочетаться с элементами системы бизнес модели «сообщества», то предприятия, желающие продать свою продукцию, получат широкую возможность общаться с покупателями своей продукции в сети, учитывая требования к качеству продукции, ее цене, рекламируя товар с помощью потребителей.
Использование системы таргет-костинга приводит к снижению затрат времени и денежных средств, потому что в традиционных системах маркетинга себестоимость и цена продукции определяются только на последнем этапе разработки новой продукции и если цена получается выше рыночной, то процесс проектирования приходиться начинать сначала.
В настоящее время предприятия стоят перед необходимостью обновления технологической базы производства, улучшения качества выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта, что предполагает проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии.
Для Узбекистана достижение инновационного развития является важным фактором производство конкурентоспособной продукции, рациональное использование природных ресурсов, повышение эффективности отраслей экономики, а также повышение конкурентоспособности на мировом рынке.
В целях развития инновационной деятельности в нашей стране, на сегодняшний день ведется работа по разработке закона Республики Узбекистан «Об инновациях и инновационной деятельности» и концепции инновационного развития Республики Узбекистан до 2020 года.
В Узбекистане рынок инноваций находится на этапе становления и имеет ряд особенностей, обусловленных состоянием экономики. Рынок инноваций можно разбить на несколько крупных секторов: промышленные компании, венчурные технологические фонды, государственные фонды поддержки НИОКР и инноваций, иностранные компании, малые инновационные компании. Крупные отечественные компании самостоятельно инвестируют средства в технологии, создают фонды, специализирующие на новых технологиях. К таким компаниям относится Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», Узфармсаноат, Ассосиация «Узпахтасаноат», Национальная авиакомпнаия «Узбекистон хаво йуллари», Акционерная компания «Узавтосаноат», Государственная-акционерная железнодорожная компания «Узбекистан темир йуллари», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узбекенгилсаноат».
Участниками рынка инноваций в Узбекистане являются также международные корпорации, занимающиеся скупкой технологий и бизнеса, переманивающие перспективных ученых и специалистов, открывающие собственные специализированные исследовательские центры. Еще одним потенциально перспективным участником инновационного сектора Узбекистана могут стать крупные иностранные технологические венчурные фонды. Это такие лидеры мирового венчурного бизнеса, как, Moorgate Capital Management, Intel Corporation, New Enterprise Associates и Caulfield Byers.
Таким образом, концепция маркетинга рассматривает инновационный потенциал в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая оказывает влияние на его формирование, но и сама меняется под его воздействием. Системность предполагает, что инновационный потенциал экономики и ее отраслей является средой для развития потенциала предприятия.
Литература:
- Носова Н. С. Конкурентная стратегия, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. / Н. С. Носова.- 2-е изд. –М.: — торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
- Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан в 2013 г.-Ташкент. Госкомстат. 2014.