Управление финансовыми рисками фитнес-клуба
Автор: Табаран Максим Геннадьевич
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (13) март 2018 г.
Дата публикации: 04.03.2018
Статья просмотрена: 1167 раз
Библиографическое описание:
Табаран, М. Г. Управление финансовыми рисками фитнес-клуба / М. Г. Табаран. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 2 (13). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/83/3165/ (дата обращения: 19.12.2024).
В период финансового кризиса сфера услуг пострадала в меньшей степени. К таким видам деятельности можно отнести индустрию красоты, здоровья и ЗОЖ. Салоны красоты, медицинские центры, фитнес-индустрия показывали рост, в том числе и в смежных сферах деятельности, куда можно отнести производство товаров для сферы услуг. Это объясняется тем, что у людей, которых можно отнести к среднему классу, оказавшихся в кризисной ситуации по тем или иным причинам, появилось много свободного времени. А их финансовая «подушка безопасности», накопленная за предыдущий период работы, позволяла вести свободный образ жизни в течение длительного периода времени.
Однако рост рынка фитнес-услуг не может продолжаться до бесконечности. Рынок труда начинает сейчас немного оживать, количество безработных менеджеров среднего и высшего звена понемногу сокращается. Поэтому, уже в настоящее время имеется определенная стагнация в фитнес-сфере (объемы прироста обеспечиваются не столько притоком новых клиентов, сколько ростом цен). Но это, скорее всего, не скажется на всех сегментах. Эконом-класс по-прежнему будет расти. У аудитории есть потребность в недорогих фитнес услугах. Даже у сетей премиум сегмента появились эконом — проекты, хотя это не совместимо со стратегией продвижения премиальных фитнес клубов. С другой стороны это является логичным шагом и с точки зрения финансирования открытия новых клубов: для премиум-фитнес-клуба нужен большой объем инвестиций, получить который сейчас сложно. В текущей ситуации доступнее открыть несколько недорогих проектов и охватить тем самым большую аудиторию, за счет масштаба окупить затраты на несколько экономичных проектов можно быстрее, чем за счет высоких цен на услуги премиальных клубов, однако такой подход эффективнее только в период кризисных тенденций.
Кроме этого специалисты предполагают, что будет прогрессировать и другая тенденция. Сегодня все меньше и меньше люди отдают предпочтение пафосу. Качество тренерского состава и специалистов в фитнес центре премиум и эконом класса не всегда различаются. Разница — в месторасположении, наличии бассейна, оборудовании, дизайне интерьера, парковке и инфраструктуре.
Состоятельные граждане тоже живут за городом и предпочитают посещать те фитнес центры, которые находятся по близости их дома. А такие фитнес центры, как правило, не составляют категорию премиум класса (в Москве класс фитнес центра определяется близостью к центру).
В таблице 1 представлена динамика основных факторов влияния на выбор в пользу того или иного клуба.
Таблица 1
Анализ динамики факторов влияния на выбор фитнес клуба, в% от общего количества посетителей
Фактор влияния на выбор |
2014 год— 2015 год |
2016 год— 2017 год |
(+,-) |
имидж фитнес-клуба (элитарность, торговая марка, престиж) |
21,8 |
14,5 |
-7,3 |
местоположение фитнес-клуба |
39,2 |
41,8 |
2,6 |
уровень цен |
16,4 |
22,8 |
6,4 |
качество услуг |
22,6 |
20,9 |
-1,7 |
Представленные данные показывают, что если до кризиса имидж клуба в том числе престижность торговой марки клуба и его элитарность составляли порядка 21,8 % в общем выборе посетителей фитнес клубов, то уже в период кризиса данный фактор влияния составляет порядка 14,5 % (снижение на 7,3 п.п.), при этом очевидна положительная динамика факторов влияния цен на услуги фитнес клуба и местоположение клуба (рост 2,6 п.п. и 6,4 п.п. соответственно). Как уже было показано выше несущественная разница в качестве предоставления фитнес услуг между премиальным и экономичным сегментом потенцирует снижение данного фактора влияния на выбор потребителя.
Таким образом, все аргументы очевидны в сторону дальнейшего развития эконом класса либо среднеценового класса. Если говорить о развитии индустрии на региональном уровне, то там рост незначителен, он едва достигает 10 %, а в некоторых регионах, с низким уровнем дохода, роста вообще нет, хотя и падения тоже. По-прежнему, основная часть оборота рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург, которые сосредоточили более 70–80 % общего объема рынка. Конечно, если сравнивать потенциал у регионального и столичного рынка, в регионах он гораздо выше, поскольку там предложения полностью не сформированы. Кроме того, региональный рынок интересен тем, что там ниже стоимости арендуемой площади и услуги специалистов стоят дешевле.
Сегодня здоровый образ жизни становится моден. Следовательно, фитнес-услуги приобретают все более массовый характер. А поскольку не все располагают большим количеством свободного времени, становятся востребованными фитнес-занятия, рассчитанные на 30–35 минут. В спальных районах Москвы даже в период открывается все больше спортивных центров, которые не отличаются большими масштабами, но зато предлагают доступные расценки для граждан. Количество локальных проектов растет, а сильные сетевые представители открывают все новые и новые центры в рамках своего региона. Так в Москве продолжают развиваться сети:
– бюджетные варианты фитнес клубов (центров, залов) — «Спорт Лэнд», «Физкульт»,
– средние варианты фитнес клубов (центров, залов) — «World Class», «CityFitness», «SportLife».
Нужно отметить, что представленные в среднем варианте фитнес клубов игроки рынка также развивают и премиальный и бюджетный сегменты, это в полной мере обосновывает выводы по влиянию кризиса на фитнес индустрию, представленные выше.
Частично эксперты году зафиксировали и падения, однако на фоне этого фитнес центры увеличили ассортименты предлагаемых услуг, что также является одной из положительных тенденций развития рынка. Новинки всегда привлекают, особенно в период кризиса, даже несмотря на то, что фитнес относится к досугу, на котором в период экономических сложностей экономят в первую очередь.
Однако в настоящее время все-таки существует проблема эффективного управления финансовыми рисками в сфере фитнес услуг. Факторами, способствующими повышению финансовых рисков, явились глобализация финансовых рынков, рост международной конкуренции, увеличение волатильности рынков и возрастание интенсивности дефолтов.
Управление финансовыми рисками осуществляется на уровне всей компании, охватывает все стороны финансовой деятельности и выступает как стратегический инструмент оптимизации использования капитала с учетом риска.
Качество финансового управления и управления рисками считается одним из важнейших компонентов корпоративного управления и оказывает непосредственное влияние на рыночную стоимость фитнес-клуба. Поэтому система управления как совокупными рисками фитнес клуба, так и финансовыми рисками не является статичной и изменяется в соответствие со средовой динамикой.
Практически во всех крупных и крупнейших компаниях создаются специализированные подразделения риск-менеджмента, которые несут ответственность не только за разработку стратегии управления рисками, в том числе и финансовыми, но и за качественную реализацию данной стратегии. Для управления финансовыми рисками фитнес клуба используется совокупность следующих основных методов: локализация, диверсификация, уклонения, компенсации. Это позволяет обеспечивать минимизацию влияния рисковых факторов и снижение финансовых потерь.
В финансовом риск-менеджменте под риском (risk) преимущественно понимается возможность потери хозяйствующим субъектом части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления предпринимательской деятельности, что соответствует понятию чистой неопределенности.
Риск-менеджмент, в том числе и финансовый не состоит в устранении риска, поскольку данное явление неустранимо из хозяйственной деятельности, но в управлении им. Риск-менеджмент, в том числе и финансовый, выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента: функции объекта управления и функции субъекта управления.
Реализация целей и задач, а также функций управления риском возможна только при разработке соответствующей методологии управления финансовыми рисками.
Анализ риска — в узком смысле понимается как характеристика и оценка риска, сравнение количественно оцененных значений анализируемого риска с другими видами риска с целью определения степени приемлемости и выработки приоритетов управления.
Методологическую схему принятия решений в отношении финансового риска, как правило, принято подразделять на два крупных блока — оценку и/или анализ финансового риска и управление финансовым риском. Основными способами снижения рисков в фитнес клубе являются страхование, резервирование (самострахование), хеджирование, распределение, диверсификация, минимизация (управление активами и пассивами) и избежание (отказ от связанной с риском операции). Каждый из перечисленных выше инструментов и методов снижения финансовых рисков имеет как определенные преимущества, так и недостатки, поэтому обычно используют комбинации этих инструментов в системе риск-менеджмента отдельно взятой компании.
Необходимо отметить, что ввиду высокой волатильности и неопределенности внешней и внутренней среды формирование эффективного механизма управления финансовыми рисками становится обязательным и неотъемлемым условием ведения бизнеса и в итоге позволит стабилизировать хаотические процессы в деятельности фитнес клуба.
Недооценка финансовых рисков может выражаться через финансовые убытки, уменьшение стоимости акций и капитала, уход ценных сотрудников, увольнения топ-менеджеров и, как возможный финал, банкротство и полное разорение. Для создания эффективной системы управления рисками в фитнес-клубе необходимо выполнить ряд последовательных шагов:
– понять потребность в управлении рисками;
– оценить уровень проблем, рисков и общего состояния компании;
– обобщить сводные данные о фактических потерях и их причинах за прошлые периоды;
– спрогнозировать тенденцию изменения этих потерь на обозримое будущее;
– сформировать систему управления рисками с точки зрения принципиальной контролируемости и управляемости последних.
Управление финансовыми рисками в фитнес клубах зачастую основываются на диверсификации.
Диверсификация финансовых рисков может быть проведена одним из трех основных способов:
– технологическим, который предполагает изменение технологий финансового управления и управления рисками, в том числе посредством использования современных информационных корпоративных систем;
– организационным, который предполагает реформирование структуры управления финансами, рисками, иными видами деятельности компании;
– контрольным, который предполагает усиление и расширение перечня контрольных мероприятий над факторами финансовых рисков, их выявлением и идентификаций.
Реализация какого-либо одного способа не представляется оптимальным решением, в данном случае требуется вся совокупность мер, реализуемая в единой структурно-логической схеме.
Совокупность мер по диверсификации рисков определяет необходимость создания новой финансовой организационной структуры. Это обусловлено тем, что как показывает практика, для сетей фитнес клубов, распределённых по географическому принципу, необходима консолидация финансового управления в едином центре на уровне управляющей компании. В управляющую компанию передаются функции финансовой дирекции фитнес-клуба, которая централизованно решает основные вопросы финансового управления (планирование, управление, учет и контроль).
Реорганизованная структура и соответственно система финансового управления в обязательном порядке должна включать в себя подсистему управления финансовыми рисками и взаимодействует в этом вопросе с Управлением риск-менеджмента фитнес клуба.
В рамках данной схемы управления финансовыми рисками взаимодействуют две функциональные структуры — Управление риск-менеджмента и Центральное отделение учета, финансов и экономики. При этом предельно допустимый уровень финансовых рисков должен быть снижен — по отношению к доходам не более 5 %, по отношению к чистой прибыли — не более 10 %.
Система оценивания финансовых рисков состоит из двух групп показателей:
1 группа — это динамические количественные показатели. В процессе анализа и оценки финансовых рисков рассчитывается сумма совокупных финансовых потерь по видам, при этом темп прироста совокупных финансовых потерь должен быть ниже темпа прироста доходов и расходов по всем видам деятельности компании;
2 группа — это качественные относительные показатели. В процессе анализа и оценки финансовых рисков, как и прежде, рассчитывается удельный вес потерь в сумме совокупных доходов и прибыли.
Рекомендации по диверсификации финансовых рисков за счет комплекса организационных, технологических и контрольных решений, заключающихся в создании централизованной структуры управления финансами в фитнес клубе и обновлении схемы управления финансовыми рисками является эффективным и экономически целесообразным решением.
Это дает возможность прогнозировать снижение уровня рисков в фитнес клубе в прогнозном периоде, а также резюмировать, что контроль и управление финансовыми рисками в компании становится всеобъемлющим и более объективным.
Поэтому представленные выше рекомендации по совершенствованию управления финансовыми рисками в фитнес клубе рекомендуется реализовать в полном объеме для повышения как общего качества системы риск-менеджмента, так и системы управления финансовыми рисками.
Литература:
- Вишняков Я. Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков.– М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 368 с.
- Домащенко Д. В., Финогенова Ю. Ю. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности. — М.: Магистр, 2010. — 240 с.
- Евстафьев И. Н. Тотальный риск-менеджмент. — М.: Эксмо-М, 2012. — 208 с.
- Сапегин В. В. Управление финансовыми рисками // Теория и практика управления. — 2010. — № 5 (3). — С. 109–115.