Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана
Авторы: Аллаярова Мастура Кудратуллаевна, Абдуллаев Мухаммадамин Вали угли
Рубрика: Предпринимательство
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (13) март 2018 г.
Дата публикации: 06.03.2018
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Аллаярова, М. К. Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана / М. К. Аллаярова, М. В. Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 2 (13). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/83/3200/ (дата обращения: 16.11.2024).
Динамика экономического развития Узбекистана в годы независимости наглядно демонстрирует эффективность и состоятельность выработанной «узбекской модели» перехода к рыночной экономике. Происходит много знаковых событий и преобразований. Это служит ярким подтверждением масштаба и взаимосвязанности осуществленных в стране кардинальных преобразований по реформированию экономики, а также объективным свидетельством того, что, несмотря на все трудности, проблемы, вызовы и испытания, которые приходиться преодолевать, в Узбекистане наблюдается поразительные перемены в динамике и структуре экономики, развитии производственного и экспортного потенциала, социальной сферы, уровне и качестве жизни населения.
В условиях становления новой модели социально-экономического развития страны конкурентоспособность предпринимательских структур занимает главенствующее положение в системе национального хозяйствования. Именно в конкурентоспособности отечественных предпринимателей концентрируется основные экономические категории — качество продукции и цена, товарная политика, маркетинг, научно-технический и производственный потенциал.
Согласно Указа Президента Республики Узбекистан были приняты программы для повышения путей развития предпринимательской деятельности и конкурентоспособности малого бизнеса, разработанной Ш. Мирзиёевым «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021гг». В основу стратегий действий легли концептуальные вопросы общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития и модернизации страны, либерализация всех сфер жизни.
В стратегию действий включены 5 приоритетных направлений развития страны:
- Совершенствование государственного и общественного строительства.
- Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системой.
- Развитие и либерализация экономики.
- Развитие социальной сферы.
- Обеспечение безопасности межнационального согласия и религиозной толерантности.
На сегодняшний день во исполнение Стратегии действий принято 15 законов и свыше 700 других нормативно — правовых актов, направленных на развитие всех сфер государственной и общественной жизни. Они направлены на коренное реформирование действующей системы валютного регулирования, предоставление равных условий для всех частников внешнеэкономической деятельности, унификацию валютных курсов и распределение ресурсов на основе рыночных принципов позволят Центральному банку перейти к денежно-кредитной политики, ориентированный на поддержание стабильности и способной эффективно контролировать инфляцию, проведение налоговой политики, направленный на последовательное сокращение налогового бремени, расширение свободы предпринимательской деятельности, создание мощных стимулов для устойчивого и динамичного развития экономики, повышения доходности хозяйствующих субъектов и их активного участия в инвестиционной деятельности.
В 2017–2021 годах планируется реализовать отраслевые программы, предусматривающие в общей сложности 649 инвестиционных проектов на сумму 40 миллиардов долларов США. В результате в последующие 5 лет производство промышленных товаров увеличится в 1,5 раза, его доля в ВВП (включая строительство) — до 32,9 процентов, доля перерабатывающей отрасли — до 80,3 процентов.
В сельской местности запланировано строительство 15 тысяч доступных жилых домов, 415 км путей водоснабжения, 316 км — газоснабжения и 291 км — внутренних дорог. В целях улучшения качества оказания транспортных услуг населению намечается ввести 86 новых автобусных направлений и приобрести 537 современных автобусов.(1)
Высокая приспособляемость современных предпринимательских структур и массовый охват всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивает устойчивость развития экономики. В этой связи совершенствование методического инструментария обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур посредством диверсификации характеризуется высокой значимостью, обусловленной стратегической ролью данного фактора.
Диверсификация — мера разнообразия в совокупности. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность. Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов. Стратегией диверсификации обычно подразумевает не только внесения разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности региона на новые, не пересекающие с уже освоенными сферами хозяйственной деятельности.
Модернизация и диверсификация производства поставила перед страной задачи по обновлению производственного потенциала страны, связанные и с расширением деятельности созданных в Узбекистане специальных индустриальных зон. Этому свидетельствует накопленный опыт в деятельности созданных в Узбекистане специальных индустриальных зон «Навои» и «Ангрен». С момента создания свободная индустриальная экономическая зона «Навои» и на ее территории введены в эксплуатацию производства по 19 инвестиционным проектам на общую сумму свыше 100 миллионов долларов. Надо особо отметить, что ассортимент продукции составляет такие современные виды продукции, как модемы и ТВ-приставки, электронные счетчики электроэнергии, силовые кабели, отопительные и водонагревательные котлы, мобильные и стационарные телефонные аппараты, готовые лекарственные средства и другие.
Свободная индустриальная зона «Ангрен» за короткий срок наладила производство высокотехнологичной продукции по 5 проектам на общую сумму около 44 миллионов долларов — энергосберегающих светодиодных ламп, медных труб различного диаметра, брикетного угля, а также завершено строительство нового завода по производству сахара и других предприятий. Учитывая накопленный опыт, в Джизакской области была создано специальная индустриальная зона «Джизак» с филиалом в сырдарьинской области, в которой активно ведутся работы по опережающему развитию транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Вследствие модернизации и диверсификации технологически обновляются практически все отрасли экономики, в структуре ВВП доля промышленности в настоящее время составляет более 24,2 процента против 14,2 процента в 2000 году. (2)
Таким образом, сегодня мы можем гордо говорим, что за исторически короткий период Узбекистан превратился в современное, независимое и суверенное государство, развивающееся устойчивыми и стабильными темпами.
Литература:
- Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 года. Газета // Народное слова от 8.02.2017 года.
- И. Каримов. Указ № УП-4707 от 4 марта 2015 года «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы».