Разработка рекомендаций по организации электронного офиса современной туристской фирмы
Авторы: Фролов Виталий Николаевич, Валишина Диана Айдаровна
Рубрика: Туризм
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (15) июль 2018 г.
Дата публикации: 16.06.2018
Статья просмотрена: 1122 раза
Библиографическое описание:
Фролов, В. Н. Разработка рекомендаций по организации электронного офиса современной туристской фирмы / В. Н. Фролов, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 4 (15). — С. 39-48. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/97/3453/ (дата обращения: 15.11.2024).
В ходе работы было рассмотрено современное состояние туристской деятельности. В частности, был проведен анализ туристской деятельности, рассмотрено значение IT в туристической сфере и возможности ее автоматизации. Нами было уделено внимание анализу деятельности туристических фирм на примере агентств: «Пилигрим», «Магеллан Трэвел», «Желтый страус» — дана общая характеристика и проведен SWOT-анализ. Также были проанализированы ИКТ туристических фирм и даны рекомендации по применению инновационных форм организации электронного «офиса» турфирм.
Ключевые слова: сайт, туристическая фирма, CRM, агентство, обратная связь, сфера туризма, клиент, работа, тур, конкуренция, информация.
Объектом исследования настоящей работы является «офис» современной туристической фирмы. Предмет исследования данной работы — разработка рекомендаций по совершенствованию применения «офиса» туристической фирмой.
В качестве теоретической основы исследования были выделены научные основы и достижения менеджмента, маркетинга, туристического дела и гостиничного бизнеса. Выдвинутые задачи и достижение поставленной цели решались посредством применения общенаучных методов познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, аналогии, системного и логического методов, а также частно-научных методов: аналитического, метода сравнения, SWOT-анализа.
Рассматриваемая проблема является междисциплинарной и для ее решения мы обратились к работам авторов различных сфер, а именно: сферы IT, организации бизнес-деятельности и туристской деятельности. Перечислим некоторых из авторов, которые внесли большой вклад в разработку обозначенных проблем. Бакшт К. генеральный директор и собственник компании «Baksht Consulting Group», автор технологии построения профессиональных отделов продаж, который входит в ТОП-3 самых издаваемых и читаемых бизнес-авторов в России, ведущий эксперт и лучший бизнес тренер по продажам и управлению продажами. Гаранин Н. И., Забаев Я. А., Сеселкин А. И. авторы книг о применении информационных технологий в туризме. Попова Р. Ю. занимающаяся изучением влияния маркетинга, рекламы и информации в сфере туризма. Сазонов В. М. рассматривающий в своих работах сравнительный анализ социально-сетевых проектов. Рассмотренные авторы каждый в свое время произвели фурор в разработке данной темы, также для изучения вышеозначенного вопроса были использованы работы и других авторов.
«Международный туризм продолжает устойчиво расти и способствовать созданию рабочих мест и благосостоянию людей по всему миру», — отмечает Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи [1]. Последнее исследование экспертов ЮНВТО демонстрирует уверенность в позитивных показателях 2017 года — 63 % респондентов (около 300 человек) ожидают, что 2017 год продемонстрирует «значительно лучший» результат для туризма [2].
О масштабности индустрии туризма можно судить по тому факту, что в настоящее время в индустрии, по данным международных туристских организаций, заняты около 100 миллионов работников разного уровня, разных специальностей и квалификаций. За последние десятилетия, туризм испытал дальнейшее расширение и диверсификацию, став одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся секторов экономики в мире.
Все это диктует необходимость автоматизации работы для более эффективной деятельности. Самая элементарная автоматизация работы турагентства начинается обычно с использования таблиц в «Excel» для ведения списка заказов и «Word» — для печати бланков. Довольно часто агентства прибегают к использованию бесплатного программного обеспечения, позволяющего автоматизировать печать шаблонов договоров и кассовых ордеров. К недостаткам подобного подхода можно отнести отсутствие возможности совместной работы над файлами и необходимость постоянного ввода одних и тех же данных. Например, ФИО клиента необходимо ввести как минимум трижды: в список, в договор и в приходный кассовый ордер. Большое количество агентств находятся на стадии подобной «автоматизации», но оставшаяся часть идет дальше. Следующей ступенью автоматизации является Office 365. А организации, желающие автоматизировать работу, которые при этом не хотят работать с нелицензионным «Офисом», отдают предпочтение коммерческим профессиональным программам [3, с. 58].
Коммерческие программы обходятся не дороже профессионального «Офиса», а возможностей в них намного больше. Отличия между популярными программами во внешнем интерфейсе, а их функции остаются неизменными: справочник клиентов, список заказов, туристические справочники, реестр платежей, печать различных документов, справочник пользователей, подразделений и управление правами доступа.
В настоящее время вариантов автоматизации фирмы большое количество, среди них можно выделить: онлайн-приложения, CRM, SaaS и облачные решения.
Исходя из проведенного исследования выделим требования к возможностям идеальной программы: она должна позволять вести учет заказов тура и клиентов; печатать договор с клиентом и прочие печатные формы; учитывать работу с кассой и безналичными платежами; вести учет обращений клиентов и строить «воронку продаж», демонстрирующую количество обращений или звонков, ставших заказами; поддерживать обмен данными с «1С Бухгалтерией». Сверх того, возможна интеграция программы и с «банк-клиентом» для автоматического выполнения безналичных платежей [4].
Индустрия туризма, представляет собой одну из крупнейших отраслей мировой экономики, которая развивается семимильными шагами. Благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу за последние десятилетия туризм стал доступен широким слоям населения. В условиях, которые диктует наше время, турфирмы вынуждены бороться за свое место на этом рынке, а при наличии возможностей, стремиться к расширению своего бизнеса.
Хорошая современная турфирма — это та турфирма, которая умеет зарабатывать деньги. То есть обладает всеми признаками правильно выстроенного туристического бизнеса. С этой точки зрения, важнейшими факторами для успешного развития бизнеса туристической компании являются: офис, ассортимент услуг и «товаров», технология работы, персонал, рекламная кампания, сайт и т.п [5, с. 50].
Нами были рассмотрены три туристические фирмы города Казани: 1. Турагентство «Пилигрим»; 2. Туристическое агентство «Магеллан Трэвел»; 3. Агентство путешествий «Желтый страус», которые мы изучили с помощью SWOT-анализа. Структура анализа обозначена на рисунке 1:
Рис. 1. SWOT-анализ
SWOT-анализ является центральным методом экспертной оценки уровня развития туристических фирм в рамках проведения экономической диагностики, осуществляемой в процессе стратегического планирования. [6, с. 93]
Итак, перейдем к результатам анализа туристических агентств.
- У «Туристического агентства «Пилигрим» есть сильные стороны, которые отличают его от других. Это агентство с почти двадцатилетней историей, у которого есть хороший, красочный сайт, также стоит отметить присутствие турагента в социальных сетях. Агентство представило календарь туров для клиентов на своем сайте, так, каждый желающий может выбрать тур, который будет соответствовать потребностям, погодным условиям и т. п. Отметим, что забота о клиентах, способствует наращиванию базы клиентов и их лояльности, что в перспективе положительно сказывается на развитии турагентства. При этом заметим, что необходима работа со слабыми сторонами. У агента плохо развиты услуги по предоставлению турпродуктов внутреннего туризма, однодневных туров и туров на выходные дни внутри РФ. Проработав данные стороны можно увеличить приток клиентов, а значит, и повысить уровень доходов агентства. Сейчас турагентство «Пилигрим» может освоить новый рынок сбыта на территории РТ, расширив свое представительство на территории республики. Принимая в расчет высокую конкуренцию, агентству нужно продолжать наращивать свой потенциал. Повысить уровень информирования населения о своих услугах посредством размещения скрытой рекламы. Продолжать разрабатывать рекламу, которая отличала бы продукты данного турагентства от других.
- У агентства «Магеллан Трэвел» можно выделить больше положительных черт, нежели отрицательных, которые коренным образом отличают его от выбранных к рассмотрению турагентств. Так, агентство «Магеллан Трэвел» предоставляет широкий спектр доступных турпакетов, на сайте можно найти горящие туры, акции. Отдельным направлением выделено предоставление туристических услуг в городе Казань в формате однодневных туров, туров для школьников, сборных туров. У агентства есть свой живой журнал, такое дополнение может привлечь клиентов, предоставить им дополнительную информацию о путешествиях, развеять сомнения и мифы, важно отметить примечательную ссылку, турагент позаботился о том, чтобы журнал был интересен и мужчинам, для которых есть отдельная тематическая ссылка. На сайте можно найти информацию о наградах и сертификатах от ведущих туроператоров России, что может способствовать повышению уровня лояльности клиентов турагенту. Турагентство располагает единой справочной службой, представительство агентства выходит за пределы столицы, есть офисы в Нижнекамске и Альметьевске. Также отличительной чертой, которая является достаточно привлекательной и комфортной в покупке и выборе туров — это опции корзины, понравившиеся туры можно добавить в корзину и оплатить онлайн, также можно заказать звонок и помощь в подборе тура. К сторонам, которые требуют доработок можно отнести не красочность сайта, назойливо всплывающее окно консультанта с неприятный звуком и «заброшенность» сайта в вопросе истории агентства, что не допустимо в условиях жесткой конкуренции (нет обновления с 2015 года).
- Исходя из анализа Агентства путешествий «Желтый страус», можно сделать следующие выводы: к положительным сторонам, которые повышают статус и престижность агентства путешествий можно отнести сотрудничество с ведущими туроператорами России, чье число постепенно растет. Также можно отметить, что выделено отдельное направление туристических предложений: детского, молодежного, санаторного отдыха, свадебных туров и т. д. На сайте агентства можно найти отзывы клиентов. Но также можно выделить и недочеты в его работе. Web-сайт является лицом фирмы и обратной связью с клиентами, как имеющимися, так и будущими. На сайте отсутствует возможность обратной связи, сайт мало привлекателен внешне и не очень удобен в использовании. Также неблагоприятным является и расположение офиса, отдаленно от центра города и при этом отсутствует вывеска турагентства на здании. Недостаточно сильно развиты предложения по внутреннему туризму, что может быть хорошим подспорьем в условиях нестабильного финансового положения из-за частой смены валют. Агентство путешествий «Желтый страус» достаточно молодая фирма, ввиду чего она является малоизвестной, в условиях жесткой конкуренции необходимо обращаться к эффективным методам раскрутки и рекламы, включение специальных предложений, доступных только данной фирме, которые будут отличать их от других агентств на рынке туристической сферы.
Как видно из SWOT-анализа и опыта развития туристической отрасли предыдущих лет — роль ИКТ в туризме велика, ведь именно информация является объектом деятельности туристской отрасли, а они способны обработать информацию оптимально, с максимальной эффективностью для отрасли. Можно сказать, что ИКТ — это средство связи. Сюда мы отнесем компьютерные сети (телефонные, компьютерные), сотовую связь, электросвязь (оптоволоконные, радио, спутниковая), компьютерные устройства (компьютеры, сотовые телефоны, телевизоры, ТВ-панели, принтеры, сканеры, 3д-принтеры, игровые приставки, симуляторы) и т. д. [7].
В настоящее время наиболее перспективными технологиями, которые применяют в турфирмах, являются облачные технологии. В процессе использования облачных сервисов моментально станут очевидны преимущества, а именно: доступность, мобильность, экономичность, арендность, гибкость, высокая технологичность, надежность. В качестве облачных программных продуктов можно перечислить следующее: программа МоиДокументы-Туризм, система онлайн бронирования, калькулятор расчета себестоимости туров, встраиваемые онлайн формы, бронирование гостиниц и т. п.
МоиДокументы-Туризм — это программа, которой достаточно для успешных продаж и организации туристического бизнеса. Она предоставляет возможность общаться с клиентами, формировать документы и отчеты, управляйте своими задачами, контролировать продажи в любом месте. МоиДокументы-Туризм упрощает работу, делая ее быстрой, простой и удобной, а значит и эффективной [8].
В наше время практически у всех туристических фирм в России есть свой Web-сайт. Сайт помогает продавать продукты турфирм, выделим составляющие идеального сайта для туристических агентств:
- Дизайн сайта для турфирмы имеет очень большое значение. Пользователи зачастую не доверяют сайтам, которые имеют ошибки в html-верстке, некорректно отображающимся в разных браузерах, созданных на основе бесплатных шаблонов. Дизайн сайта — это лицо туристической фирмы.
- Материалы и фотографии, которые представлены на сайте фирмы. Клиентам нужна наиболее детальная информация о предстоящем отдыхе, поэтому на сайте необходимо наличие: подробного описания отеля, включенных и не включенных в стоимость тура экскурсий, информации о местных достопримечательностях и т. п.
- Поиск тура и онлайн бронирование.
- Скидки и акции. Ни что не стимулирует продажи так, как понижение цен.
- Интеграция с социальными сетями, которые для многих людей являются основным каналом коммуникации.
- FAQ.
- Возможности для печати станиц.
Сайты при недостатке денег можно создавать самостоятельно на бесплатных платформах. Они менее функциональны, но при этом можно найти и настроить на них: живую ленту, чаты, диски, календарь, группы и многое другое, а главное бесплатно. Сайты в CRM. Такой сайт или лендинг можно создать за 15 минут.
Расширяет возможности фирмы IP-телефония, для начинающих бизнес в туристической сфере можно использовать: виртуальные АТС от Яндекс. Это удобный, качественный, простой и главное не требующий больших финансовых вложений бонус в работе фирмы.
Также нельзя обойти стороной LockChain — это один из многообещающих проектов на базе блокчейн в сфере туризма, предполагающий упрощение отношения между отелями, арендодателями и арендаторами жилой недвижимости путем упразднения комиссии и исключения посредников. Таким образом, главная задача стартапа — сделать жизнь туристов проще, комфортнее, а путешествия доступнее.
Блокчейн позволяет сдавать апартаменты по более низкой цене (на 20 % меньше, чем в среднем на рынке), что не отражается на прибыли арендодателей. К оплате на платформе принимают криптовалюты (BTC — биткоин, ETH — эфириум), фиатные валюты, и, конечно же, собственные деньги проекта — LOC. Для дальнейшей реализации своей идеи создатели LockChain решили выйти на ICO (форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией).
Технологии блокчейн представляют собой кардинально новый подход к организации деловых операций. Они знаменуют новое поколение надежных и умных приложений для регистрации и обмена физическими, виртуальными, материальными и нематериальными активами. Благодаря ключевым понятиям криптографической безопасности, децентрализованному консенсусу и общему открытому реестру, блокчейн-технологии могут коренным образом изменить организацию нашей экономической, социальной, политической и научной деятельности.
С каждым днем в сферу туризма все больше проникают ИКТ и если несколько лет назад под автоматизацией фирм мы понимали использование пакета Microsoft, то сейчас каждая вторая туристическая фирма использует облачные технологии, иногда не подозревая этого, например, ведя страницу в социальной сети.
В ходе изучения вышеуказанной темы были даны рекомендации по совершенствованию организации электронного обеспечения туристических фирм, а именно:
- Каждая туристическая фирма должна иметь свой WEB-сайт, который должен быть внешне привлекательным и коммерческим, а также удобным в использовании. При ограниченном бюджете сайт можно создать на специальных площадках самостоятельно при помощи конструкторов, например Tilda Publishing, Wix, LPmotor, Webflow и т. д.
- Применение специализированных онлайн-сервисов для организации работы туристических фирм. Это позволяет сократить время на выполнение повседневных задач и упростить управление фирмой.
- Интеграция с социальными сетями. Современные люди проводят большую часть своего времени именно в социальных сетях, продвижение бизнеса через которые для организаций зачастую практически ничего не стоит.
- «Простые звонки». Например, Яндекс.Телефония, которая позволяет оптимизировать рабочие процессы. Можно настроить правила обработки звонков; добавить на сайт виджет звонка и форму обратной связи, чтобы заранее знать, зачем к вам пришел клиент.
- Блокчейн, предполагающий упрощение отношений между отелями, арендодателями и арендаторами жилой недвижимости путем упразднения комиссии и исключения посредников. Это новое поколение надежных и умных приложений для регистрации и обмена активами.
В условиях выживания в конкурентной борьбе на перенасыщенном рынке предоставления туристических услуг турфирмы выходят на новый уровень конкурентной борьбы — виртуальной конкуренции. В современном ритме, все больше покупок совершается онлайн, и клиенты диктуют новые правила для развития и предоставления услуг, к которым туристические фирмы будут продолжать стремиться.
Литература:
- В первой половине 2016 г. число международных прибытий возросло на 4 %. [Электронный ресурс] // http://media.unwto.org/ru/press-release/2016–10–17/v-pervoi-polovine-2016-g-chislo-mezhdunarodnykh-pribytii-vozroslo-na-4 (дата обращения: 24.02.2017);
- Мировой туризм в 2016 году вырос на 3,9 %. [Электронный ресурс] // http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/38014.html (дата обращения: 24.02.2017);
- Джанджугазова Е. А., Черникова Л. И., Фаизова Г. Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий. Москва, 2016.- 381 с.;
- Бизнес в облаках. Чем полезны облачные технологии для предпринимателя. // журнал Контур. URL: https://kontur.ru/articles/225 (дата обращения: 12.06.2018);
- Яковлева-Чернышева А. Ю. Методологические аспекты управления маркетингом в социально-экономической системе предпринимательства // Гуманизация образования. — 2013. — № 3. — С. 43–51;
- Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: «Экономика», 2007. — 256 с.;
- Классификация информационных технологий в туризме [Электронный ресурс] // NPARK: [сайт]. [2012]. URL: http://www.npark.ru/klassifikaciya-informacionnyx-texnologij-v-turizme-page1.html (дата обращения: 27.04.2018);
- Работа туристической фирмы еще никогда не была такой удобной! // МоиДокументы-Туризм. URL: https://www.moidokumenti.ru/index/plus (дата обращения: 12.05.2018).
Ключевые слова
информация, конкуренция, работа, CRM, клиент, сайт, тур, сфера туризма, обратная связь, туристическая фирма, агентствоПохожие статьи
Использование информационных технологий в туристическом бизнесе
На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на п...
Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг
В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...
Совершенствование технологий управления персоналом в режиме удаленного доступа на примере телекоммуникационной компании
В статье освещены тенденции развития работы в режиме удаленного доступа. Представлено определение удаленной работы, ее достоинства и недостатки. Рассмотрена проблема карьерного роста дистанционных работников на примере телекоммуникационной компании и...
Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства
В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...
Формирование позитивной клиентской мотивации — перспективное направление развития системы гостиничного маркетинга
В работе проведен качественный анализ влияния совокупности мотиваций клиента на выбор и оценку им гостиницы и предлагаемых ею услуг. Обоснована важность учета и целенаправленного формирования мотиваций клиентов в маркетинге гостиницы.
Совершенствование технологий хаускипинга на гостиничном предприятии АО «Интур-Хабаровск»
В статье рассматривается такая актуальная на сегодняшний день тема, как эффективное взаимодействие службы хаускипинг с сотрудниками смежных подразделений в условиях постоянного контроля качества, а также использование новых сервисных нетрадиционных р...
Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности
В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических усл...
Анализ основных предпринимательских рисков на примере компании ПАО «Татнефть»
В статье автор анализирует предпринимательские риски, которые свойственны для компании ПАО «Татнефть». Автором дается классификация рисков и ее значение в рамках предпринимательской деятельности. Дается краткая характеристика методов управления риска...
Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга
Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...
Влияние тимбилдинга на психологический климат в туристской компании «GRAND WAYS TOUR»
Статья посвящена совершенствованию психологического климата коллектива через различные виды тимбилдинга. Исследование осуществлялось в рамках магистерской диссертации Минихановой Е. В. на базе туристской компании «GRAND WAYS TOUR». Результаты исследо...
Похожие статьи
Использование информационных технологий в туристическом бизнесе
На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на п...
Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг
В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...
Совершенствование технологий управления персоналом в режиме удаленного доступа на примере телекоммуникационной компании
В статье освещены тенденции развития работы в режиме удаленного доступа. Представлено определение удаленной работы, ее достоинства и недостатки. Рассмотрена проблема карьерного роста дистанционных работников на примере телекоммуникационной компании и...
Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства
В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...
Формирование позитивной клиентской мотивации — перспективное направление развития системы гостиничного маркетинга
В работе проведен качественный анализ влияния совокупности мотиваций клиента на выбор и оценку им гостиницы и предлагаемых ею услуг. Обоснована важность учета и целенаправленного формирования мотиваций клиентов в маркетинге гостиницы.
Совершенствование технологий хаускипинга на гостиничном предприятии АО «Интур-Хабаровск»
В статье рассматривается такая актуальная на сегодняшний день тема, как эффективное взаимодействие службы хаускипинг с сотрудниками смежных подразделений в условиях постоянного контроля качества, а также использование новых сервисных нетрадиционных р...
Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности
В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических усл...
Анализ основных предпринимательских рисков на примере компании ПАО «Татнефть»
В статье автор анализирует предпринимательские риски, которые свойственны для компании ПАО «Татнефть». Автором дается классификация рисков и ее значение в рамках предпринимательской деятельности. Дается краткая характеристика методов управления риска...
Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга
Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...
Влияние тимбилдинга на психологический климат в туристской компании «GRAND WAYS TOUR»
Статья посвящена совершенствованию психологического климата коллектива через различные виды тимбилдинга. Исследование осуществлялось в рамках магистерской диссертации Минихановой Е. В. на базе туристской компании «GRAND WAYS TOUR». Результаты исследо...