Лингвистические аспекты построения общения с респондентами (на примере анкет, разработанных ГКУ РМ «НЦСЭМ» для проведения социологических опросов в 2018 г.) | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (9) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 07.12.2018

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Баренкова, Е. А. Лингвистические аспекты построения общения с респондентами (на примере анкет, разработанных ГКУ РМ «НЦСЭМ» для проведения социологических опросов в 2018 г.) / Е. А. Баренкова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 3 (9). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3541/ (дата обращения: 16.10.2024).



Рассматриваются лингвистические аспекты построения общения с респондентами при проведении социологических опросов. Выявлены основные трудности, оказывающие нежелательное воздействие на результаты проводимых исследований.

Ключевые слова: лингвистика, общение, интервьюер, респондент.

Неоценима роль общения в жизни человека. Оно необходимо для поддержания межличностных отношений, при осуществлении трудовой деятельности, интеллектуального роста, отдыха. Общение как естественное качество человека требует постоянного совершенствования [1, с. 27].

Общение представляет собой сложный процесс, к изучению которого прибегают философы, психологи, социологи, лингвисты и т. д. Каждый ученый из разных областей науки пытается осветить не рассмотренную ранее грань данного процесса. Например, философы изучают роль общения в жизни человека, социологи — возможные формы общения внутри и между социальными группами, психологи — его индивидуальные психоособенности. Лингвисты исследуют языковую и речевую природу межличностного общения. В данной статье рассмотрены лингвистические аспекты построения общения с респондентами при проведении социологических опросов.

В широком понимании лингвистические аспекты общения связаны с внутренней структурой языка (в данном случае русского языка) и ее функциями в речевой деятельности человека. К ним относятся фонетический аспект или звуковая сторона речи, предполагающая ударение и интонацию; грамматический аспект, связанный с языковыми правилами построения словоформ и предложений; семантический аспект, рассматривающий связь языковых знаков и смыслового содержания [2, с. 163]. Проследим их при построении общения интервьюера и респондента.

Фонетический аспект построения общения связан с ударением и интонацией, которые определенным образом характеризуют самого говорящего и его отношение к тому, о чем он говорит; делают речь выразительной, придают текстам различную художественную окраску. Например, произнося вопрос «Понятна ли Вам информация, размещенная на стендах в учреждении? («Удовлетворенность деятельностью организаций социального обслуживания Республики Мордовия, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме»[1]), интервьюер интонационно выделяет «размещенная на стендах», чтобы скоординировать респондента на сути вопроса (так как информация о работе учреждений, сведения о внутреннем распорядке работы организаций может быть размещена также и на сайте учреждения). Или вопрос «Удовлетворены ли Вы временем ожидания предоставления услуги организацией культуры?» («Оценка качества оказания услуг организациями культуры Республики Мордовия») предполагает интонационное выделение словосочетания «временем ожидания». Дело в том, что исследование в рамках одной анкеты может предполагать также выявление удовлетворенности опрашиваемых разными аспектами работы тех или иных организаций (временем ожидания, доступностью услуг, вежливостью работников, качеством предоставления услуг и т. д.). В связи с этим для упрощения или быстрого погружения респондента в суть вопроса необходимо интонационное акцентирование логически значимых фраз. Следует отметить, что интонация может быть письменно выражена путем вводных слов или выделения нужной фразы другим шрифтом. Например, в вопросе «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь препятствует рождению очередного (в том числе первого) ребенка?» («Качество жизни населения Республики Мордовия») интонационно оформлена вводная конструкция «на Ваш взгляд», так как суть исследования заключается в выявлении именно мнения респондента по данной проблеме.

Грамматический аспект построения общения с респондентами — использование форм и конструкций, отражающих правила сочетания и изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений. Для социологических опросов формулировка вопросов и ответов должна быть максимально простой и короткой, но не теряющей сути проблемы. Например, использование простых предложений с прямым порядком слов — вопрос «Как Вы оцениваете развитие экономики Республики Мордовия?» («Удовлетворенность населения Республики Мордовия деятельностью органов власти, иных политических структур и учреждений») предполагает простые и однозначные ответы («положительно», «скорее положительно», «скорее отрицательно», «отрицательно»). Для наглядности и четкости размещения вопросов, предполагающих несколько параметров, может использоваться таблица. Например, ответы на вопрос «Насколько Вы удовлетворены уровнем цен и качеством услуг, предоставляемых в магазинах «шаговой доступности»?» («Удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг на рынках Республики Мордовия и состоянием ценовой конкуренции») представлены в табличном варианте (с указанием формулировки «один ответ в каждой строке»):

Показатель

Удовлетворен

Скорее удовлетворен

Скорее не удовлетворен

Не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Уровень цен

1

2

3

4

5

Качество услуг

1

2

3

4

5

Семантический аспект в общении интервьюера и респондента подразумевает соответствие передаваемой информации знаниям получателя. Из этого следует, что постановка вопросов в анкетах и формулировка альтернатив к ним должны быть четкими и понятными для опрашиваемых, не содержать сухой набор узкоспециальных терминов или многозначных слов. В противном случае может последовать резко отрицательная реакция респондента или отказ от участия в опросе. Следует также учитывать аудиторию опрашиваемых и их возможную осведомленность в теме исследования. Например, содержание вопросов, касаемых предпринимательской тематики, не вызовет затруднений у представителей бизнеса, то есть вопрос «Сталкивались ли Вы лично с административными барьерами при организации и осуществлении предпринимательской деятельности?» («Оценка предпринимательским сообществом общих условия ведения предпринимательской деятельности в Республике Мордовия») не требует дополнительных пояснений и уточнений термина «административный барьер». В некоторых случаях, когда предполагается массовый опрос населения, необходимо предугадывать, что отдельные вопросы могут быть непонятны респондентам. В этом случае целесообразно дать пояснения. Например, в анкете после формулировки вопроса «Слышали ли Вы о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Вашем населенном пункте?» («Оценка населением Республики Мордовия кредитно-страховых и социально ориентированных некоммерческих организаций») логично разместить уточнение термина «социально ориентированные некоммерческие организации». Пояснений требует и вопрос «Каким был среднедушевой доход Вашей семьи за предыдущий месяц?» («Качество жизни населения Республики Мордовия»), причем формулировка уточнения также имеет интонационное выделение:

среднедушевой доход — это сумма всех денежных поступлений от всех членов семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособие и пр., поделенная на количество членов семьи, включая детей. Дело в том, что респонденты часто не обращают внимания на то, что сумму всех денежных поступлений должна быть поделенной, и указывают просто сумму своей заработной платы, пенсии или любого другого дохода.

Таким образом, для плодотворного общения интервьюера и респондента посредством вопросов анкеты необходимы четкое формулирование вопросов и альтернатив к ним с учетом звуковых особенностей речи, грамматических правил построения словоформ и предложений, а также устранения трудностей смыслового содержания информации. Правильное построение общения при проведении социологических опросов позволит избежать непредсказуемой реакции опрашиваемых (скрытности респондентов, «слепого» выбора альтернатив, отказа от участия в опросе) и достичь желаемых результатов от исследования.

Литература:

  1. Головин Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. — М.: Высш. шк., 1988. — 319 с.
  2. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л. П. Крысин. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 888 с.
  3. Осиянова О. М. Культура речевого общения в аспекте лингвистических исследований // Вестник оренбургского гос. ун-та. — 2009. — № 11 (105). — С. 159–165.
  4. Соколова В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. — 192 с.

[1] В статье использованы формулировки вопросов из анкет, которые разрабатывались ГКУ РМ «НЦСЭМ» для проведения социологических опросов в 2018 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Мордовия, респондент, Ваш взгляд, жизнь человека, Качество жизни населения Республики, качество услуг, лингвистический аспект построения общения, предпринимательская деятельность, семантический аспект, среднедушевой доход.

Похожие статьи

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Дизайн исследования динамики языкового сознания при протекании сосудистой деменции

В статье представлен дизайн психолингвистического исследования языкового сознания лиц, страдающих сосудистой деменцией. Методика исследования предполагает проведение комплексного психодиагностического обследования и направленного ассоциативного экспе...

Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды как условие оптимизации межличностных отношений

Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позв...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции ра...

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Формирование умений публичного выступления на профессиональную тему: защита ВКР

Статья посвящена вопросам формирования умений публичного выступления на профессиональную тему при защите ВКР. Проведен анализ основных коммуникативных особенностей, умений и навыков в процессе публичного выступления. Выявлены условия эффективного раз...

Похожие статьи

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Дизайн исследования динамики языкового сознания при протекании сосудистой деменции

В статье представлен дизайн психолингвистического исследования языкового сознания лиц, страдающих сосудистой деменцией. Методика исследования предполагает проведение комплексного психодиагностического обследования и направленного ассоциативного экспе...

Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды как условие оптимизации межличностных отношений

Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позв...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции ра...

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Формирование умений публичного выступления на профессиональную тему: защита ВКР

Статья посвящена вопросам формирования умений публичного выступления на профессиональную тему при защите ВКР. Проведен анализ основных коммуникативных особенностей, умений и навыков в процессе публичного выступления. Выявлены условия эффективного раз...

Задать вопрос