Актуальность изучения прецедентного текста в белорусской периодике
Автор: Токарь Ольга Владимировна
Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (9) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 03.12.2018
Статья просмотрена: 167 раз
Библиографическое описание:
Токарь, О. В. Актуальность изучения прецедентного текста в белорусской периодике / О. В. Токарь. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 3 (9). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3780/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье дается обоснование актуальности изучения прецедентных текстов в современной белорусской периодике. Сформулированы цели и задачи исследования, дан обзор наиболее значимых работ, определена научная значимость.
Ключевые слова: прецедентный текст, медиа-текст, периодическое издание, заголовок.
Средства массовой инфомации являются весомым орудием в распространении важной для общества информации, в формировании культурной компетенции граждан. Для эффективной передачи информации от автора к читателю, для влияния с ее помощью на социум необходимо обеспечение коммуникативного акта без рассогласования коммуникативных программ автора и читателя.
Один из приемов, к которому прибегают авторы и редакторы при подготовке статей, это формулировка заголовка, апеллирующего к прецедентным текстам, то есть к включению в заголовок такой последовательности знаковых единиц, которая предположительно широко известна в той или иной социальной среде и несет ценностью для определенной культурной группы (пословицы, фразы из литературных произведений, кинофильмов и др.). Обладая устойчивой воспроизводимой формой и большим смысловым потенциалом, прецедентный текст является одним из важных средств выразительности медийных текстов.
Научная идея проектов на данную тематику заключается в выявлении культурного кода современного общества на базе прецедентных текстов в медиа тексте и соответствия уровня прецедентной компетентенности потенциальных читателей авторскому замыслу.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие этапы, обусловленные задачами исследования:
1) изучение теоретического материала по теме;
2) анализ корпуса прецедентных текстов периодических изданий для выявления потенциального культурного опыта читателя;
3) оценка распознавания источника прецедентных текстов как маркер адекватного понимания замысла автора;
4) разработка перечня модификации прецедентных текстов и рекомендаций по их использованию в газетном дискурсе.
Для выполнения работы рекомендуется использовать общенаучные методы, а также приемы, способствующие анализу смыслового наполнения прецедентных единиц в конкретном употреблении, контекстуальный анализ, сопоставительный анализ, количественный анализ и ассоциативный эксперимент.
Феномен заголовка является важным материалом гуманитарных исследований. Известны работы А. Кубановой, М. Ю. Доценко, А. В. Фатиной, А. С. Подчасова, Е. Н. Канаевой, И. В. Головиной, Н. В. Гусляковой, Т. Ю. Чигириной, С. В. Птушко, Н. В. Сабуровой, Е. А. Сандриковой, Ю. А. Беловой, О. П. Семенец и др. Основными подходами к изучению заголовка в этих работах выступают в основном синтаксический, функциональный, лингвосоциокультурный подходы.
Выявлению постсоветских текстовых реминисценций, их классификации и смысловых схем понимания адресатом заголовков с реминисценциями посвящена работа Т. Ю. Чигириной «Заголовки в советских и постсоветских газетах в аспекте интертекстуальности и лингвокультурологии» [1]. Автор на материале заголовков газет изучает тенденции бытования прецедентных текстов в советских и постсоветских газетах 1975 и 2003 гг., сопоставляет их по функционированию с учетом социальных, политических, культурных особенностей, чтобы определить изменения в формах передачи чужих выссказываний. Автором проанализировано около 2000 номеров газет «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Правда», «Коммуна». Изложено описание заголовков с текстовыми реминисценциями, частотность использования, представлена классификация данных заголовков (квазицитация, упоминание, цитация, аллюзия).
Динамические изменения способов бытования прецедентных текстов в газете «Известия» 50–90-х гг. XX в. представлены в работе О. П. Семенец [2]. Объектом изучения выступают динамические изменения в заголовке с интертекстом, как отражющие картину мира читателей во второй половине XX века. Изучено около 5000 заголовков газет «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия» за 1957, 1967, 1977, 1987 и 1997 гг. Для прецедентного текста авторм выявлено несколько типов актуализации: формальная, когнитивная, прагматическая.
Аналитическое рассмотрение существующих классификаций заголовков отражено в исследовании Ю. А. Беловой «Стратегии интерпретации смысла газетных заголовков британских медиа-текстов» [3]. Автором предложены стратегии интерпретации смысла газетного заголовка на материалах изданий «The Times», «The Financial Times», «The Guardian», «The Observer», «The Independent» за период 2004–2008 гг. Доказано, что газетный заголовок является особой категории медиа дискурса и медиа текста.
Эти работы наиболее интересны для изучения именно прецедентных текстов в заголовке. Однако данные исследования либо лишь частично касаются прецедентных текстов, либо изучают их бытование в прошлом, а кроме того они выполнены на базе материалов российской и советской периодики. Для научного результата это значимо, так как, несмотря на общее информационное пространство Беларуси и России, процессы в социально-культурной области в Беларуси имеют свою специфику, что может отражаться и в составе прецедентные феноменов, репрезентирующих культурно значимые тексты. Для российских специалистов данный подход может быть интерсен тем, что позволит выявить включение в культурно значимые тексты соседней страны образцов русской культуры, их модификацию с учетом белорусских реалий, например, сочетание с образцами белорусской литературы.
В Беларуси различными аспектами соотношения одного текста с другим занимались ученые В. Ивченков, М. Тикоцкий, А. Супрун, В. Рагойша, Т. Дасаева, С. Кураш, А. Патоцкий, А. Романовская, А. Селезнев, С. Зеленко и др. Однако их исследования либо частично посвящены прецедентным текстам в заголовках, либо рассматривают его бытование в газетном дискурсе в 90-е и 2000-е гг.
В рамках выбранной проблемы особо следует отметить работу «Интертекст в публицистической речи» С. В. Зеленко [4]. Автор рассматривает сущность интертексуальности в журналистской деятельности, начиная с причин ее появления. классифицирует интертекстуальные приемы, дает трактовку феномена прецедентных текстов в дискурсе белорусских СМИ.
Большую практическую ценность представляет список модификаций прецедентных текстов газеты «СБ — Беларусь сегодня» за 2000–2009 гг., приведенный С. В. Зеленко. Данный список показывает какие именно прецедентные тексты задействуют журналисты, частотность их использования, виды их трансформации в заголовке. Например, достаточно распространена фраза «Служенье муз не терпит суеты», трансформирующееся в журналистском тексте в «Закон не терпит суеты», «Театр не любит суеты», «Казна не терпит пустоты», «Гламур не терпит пустоты» и даже «Пространство, не терпящее пустоты».
Изучение различных исследований, а также предварительно собранные данные показывают, что в газетных заголовках журналисты активно цитируют советское кино, русскую классическую и советскую литературу, определяя ее тем самым как элементы культурного кода граждан Беларуси [5]. Попытка выяснить являются ли выбранные журналистами фразы прецедентными текстами для молодежи показала, что высокую степень узнаваемости имеют пословицы, не всегда хорошо идентифицируются молодежью цитаты из классической художественной литературы или кино советского периода [5].
Изучение прецедентного текста в заголовках статей белорусских периодических изданий, базирующееся на разработках как российских, так и белорусских ученых, внесет свой вклад в установление корпуса прецедентных текстов заголовка медийного текста уже в данном десятилетии XXI века, а также будет способствовать определению культурных компетенций авторов публикаций и читателей в Республике Беларусь.
Разнообразие исследований в области газетного заголовка (в том числе и с учетом прецедентных текстов в нем) говорит о важности его как объекта исследования, о несомненной актуальности этой темы сегодня.
Поиск ярких способов выгодной подачи печатного материала дает возможность для различных языковых и стилевых экспериментов, поэтому тема работы достаточно актуальна как для авторов газетных материалов, так и для работников издательской отрасли. Бытование прецедентных текстов в заголовках современных белорусских газетных изданий ― область, требующая регулярного мониторинга, что позволит регулировать эффективность обмена информацией между журналистами и читателями, что в высокоразвитом информационном обществе достаточно актуально.
Исследование эффективности прецедентного текста в медийных текстах поволит сформировать рекомендации по его использованию в газетном заголовке, выявить корпус прецедентных текстов и сформировать перечень их модификаций (на примере современного медийного издания). Будет способствовать развитию теоретического уровня исследования функционирования прецедентных текстов в целом и в газетном дискурсе в частности, а так же определению культурных компетенций авторов публикаций и читателей.
Результаты исследования могут быть полезны журналистам, блоггерам, редакторам и авторам, желающим повысить свой профессиональный уровень.
Разработанные рекомендации по использованию прецедентых текстов в медийном тексте и перечень модификаций прецедентных текстов позволят избежать штампов при подготовке публикаций, отражающих социально значимую для общества информацию, улучшить качество коммуникативного процесса между автором и читателем.
Литература:
- Чигирина, Т. Ю. Заголовки в советских и постсоветских газетах в аспекте интертекстуальности и лингвокультурологии: автореф. дис....канд. филолол. наук: 10.02.01 / Т. Ю. Чигирина — ВГУ: Воронеж, 2007. — 19 с.
- . Семенец О. П.. Прецедентный текст в языке газеты (Динамика дискурса 50–90-х годов): автореф. дис....канд. филолол. наук: 10.02.01 / О. П. Семенец. — СПб.: РГПУ, 2004. — 16 с.
- Белова, Ю. А. Стратегии интерпретации смысла газетных заголовков британских медиа-текстов: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.04 / Ю. А. Белова. — Уфа: БашГУ, 2009. — 23 с.
- Зелянко, С. В. Інтэртэкст у публіцыстычным маўленні / С. В. Зелянко; навук. рэд. В. І. Іўчанкаў. — Мінск: БДУ, 2012. — 195 с.
- Токарь, О. В. Определение прецедентных текстов в газетных заголовках / О. В. Токарь // Скориновские чтения 2016: книга как феномен культуры, искусства, технологии: материалы II Международного форума. — Минск: БГТУ, 2016. — С. 77–82.
Похожие статьи
О рецензии на научную статью
Статья посвящена наиболее важным для практики научных работников (нелингвистов) особенностям рецензии на научную статью как аналитического жанра журналистики и как феномена опосредованного письменного общения в сфере науки, имеющего не только информа...
Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции
В данной статье речь идет об особенностях методического подхода к изучению Я-концепции. Автор дает понятие Я-концепции с точки зрения зарубежных и отечественных исследований, а также анализирует основные методические проблемы, с которыми сталкиваются...
Функционирование прецедентных имен в современных российских СМИ
В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в современных российских СМИ, способы их введения в «медиа-текст» и трансформации, которым они подвергаются со стороны авторов публикаций.
Колонка как журналистский жанр
В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.
Конструирование образов регионов: социологический ракурс изучения
В статье проводится критический анализ научной социологической литературы по теме «образ региона», выявляются направления исследований, теоретические результаты и исследовательские лакуны.
Мифологемы в текстах современной российской рекламы
Статья посвящена лингвокультурологическим аспектам текстов современной российской рекламы. В центре внимания автора мифологемы, помогающие актуализации идеи рекламного послания. Мифологемы, являющиеся смысловым ядром многих рекламных текстов, рассмат...
Становление медиации в России
Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...
Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации
В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...
Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности
Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...
Тенденции и перспективы развития оценочной деятельности в Екатеринбурге
В статье проведен анализ тенденций и перспектив развития оценочной деятельности в Екатеринбурге. Методология исследования — анализ научной литературы, а также практического отечественного опыта.
Похожие статьи
О рецензии на научную статью
Статья посвящена наиболее важным для практики научных работников (нелингвистов) особенностям рецензии на научную статью как аналитического жанра журналистики и как феномена опосредованного письменного общения в сфере науки, имеющего не только информа...
Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции
В данной статье речь идет об особенностях методического подхода к изучению Я-концепции. Автор дает понятие Я-концепции с точки зрения зарубежных и отечественных исследований, а также анализирует основные методические проблемы, с которыми сталкиваются...
Функционирование прецедентных имен в современных российских СМИ
В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в современных российских СМИ, способы их введения в «медиа-текст» и трансформации, которым они подвергаются со стороны авторов публикаций.
Колонка как журналистский жанр
В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.
Конструирование образов регионов: социологический ракурс изучения
В статье проводится критический анализ научной социологической литературы по теме «образ региона», выявляются направления исследований, теоретические результаты и исследовательские лакуны.
Мифологемы в текстах современной российской рекламы
Статья посвящена лингвокультурологическим аспектам текстов современной российской рекламы. В центре внимания автора мифологемы, помогающие актуализации идеи рекламного послания. Мифологемы, являющиеся смысловым ядром многих рекламных текстов, рассмат...
Становление медиации в России
Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...
Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации
В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...
Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности
Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...
Тенденции и перспективы развития оценочной деятельности в Екатеринбурге
В статье проведен анализ тенденций и перспектив развития оценочной деятельности в Екатеринбурге. Методология исследования — анализ научной литературы, а также практического отечественного опыта.