Влияние анимационных фильмов на детскую аудиторию (нравственный аспект) | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (2) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 18.09.2015

Статья просмотрена: 3894 раза

Библиографическое описание:

Крат, В. А. Влияние анимационных фильмов на детскую аудиторию (нравственный аспект) / В. А. Крат, С. В. Былкова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2015. — № 2 (2). — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/17/286/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Да, что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь.

М. И. Цветаева

 

Мультфильмы занимают центральное место в детстве каждого ребенка. Они не только передают сложившиеся в течение многих поколений представления о ценностях, особенностях, традициях национальной культуры, но оказывают существенное влияние на формирование картины мира детей, их представлений о нравственных нормах взаимодействия. Таким образом, сегодня именно анимационные фильмы оказывают максимальное влияние на формирование мировоззренческих установок детей. И если учесть тот факт, что родители предпочитают усадить ребенка за просмотр очередной серии мультфильма, нежели читать сказку, то можно предположить, что именно от создателей мультпродукции зависит будущее нашей страны. Кроме того, наш мир стал более интегрированный и мультфильмы, созданные в одной стране, транслируются в других странах, поэтому, точнее было бы утверждение: от создателей мультфильмов и работников министерств, отвечающих за образование и культуру нации, зависит будущее мира. Таким образом, можно рассуждать о мультфильмах как о важном условии процесса социализации, влияющем на образование системы ценностей детей. В связи с этим важным становятся вопросы о том, что же привлекает современных детей, какие мультфильмы вызывают наибольший интерес, а соответственно и то, что в героях представляется привлекательным.

Актуальность темы исследования очевидна. Без погружения в мир мультипликации не растет ни один ребенок. Неважно, какой у него цвет кожи, кто его родители, каков материальный достаток семьи. Важно, что смотрит маленький человек и каким он будет после знакомства с героями ирреального мира. Дети смотрят мультфильмы иностранного и отечественного производства, причём многие ребята предпочитают подвижным играм и чтению просмотр анимационных сериалов.

Мы обратили внимание на то, что в последнее время дошкольники и школьники отдают предпочтение зарубежным мультфильмам, упала популярность любимых не одним поколением отечественных «мультяшных» героев.

Стало интересно: какие же мультфильмы смотрят современные дети и подростки? Какие герои мультфильмов сегодня поражают их воображение?

Поэтому объект исследования мультфильмы отечественного и иностранного производства, а предмет исследования — социально-психологические характеристики героев мультфильмов, выбранных участниками опроса.

Цель исследования изучить популярные мультипликационные фильмы и определить роль российских и зарубежных мультфильмовв формировании мировоззрения детей и подростков, а также выявить взаимосвязь между моделями поведения героев мультфильмов и поведением детей-зрителей.

Для реализации названной цели необходимо было решить рядзадач:

1)                 провести опрос среди детей школьного возраста с целью выявления популярных мультфильмов и определить идею каждого мультпродукта;

2)                 выяснить роль мультипликационных фильмов в воспитании детей и определить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации; какие из западных мультфильмов влияют на тревожность и агрессивность подрастающего поколения.

Для решения первой задачи был проведен опрос среди детей школьного возраста и их родителей. В его основе лежало письменное анкетирование, в котором приняли участие 213учеников, среди которых 99 девочек и 114 мальчиков, и 135 взрослых(29пап,106мам).

В ходе работы были использованы различные методы, среди которых преобладали методы анализа и синтеза, анкетирования, статистического подсчета.

Начиная работу, мы выдвинули несколько гипотез:

  1. Современные дети и подростки предпочитают мультипликационные фильмы зарубежных производителей.
  2. Мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра способствуют гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность в себе.

Каждая из этих гипотез впоследствии была подтверждена ответами интервьюируемых ребят и взрослых.

Рассматривая мультфильмы как культурное явление, можно сказать, что все они, подобно цивилизациям, имеют свои особенности и характеристики, формирующиеся в зависимости от менталитета. Стоит обратить внимание на то, как легко и просто относятся американцы к насилию, как легко поднимают щекотливые темы, еще ненужные детям (the Simpsons). Практически в каждом мультфильме герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Hасилие и жестокость на экране вызывают у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Hо это вовсе не значит, что все зарубежные мультфильмы вредны детям. Просто мультфильмы бывают очень разными и необходимо выработать правильную стратегию по выбору подходящих фильмов с учетом принятых в семье правил и ценностей, а также интересов и увлечений ребенка, а главное: с учетом возрастной психологии.

Какие же мультики чаще покупают взрослые для своих детей? Опрос показал, что большинство покупок — это зарубежные новинки. Почему родители предпочитают знакомить своих детей с западными картинами? Согласно ответам, многие из них имеют следующие признаки:

  1. Детям не хочется смотреть российские мультфильмы после остросюжетных и красочных иностранных (88 %).
  2. Они очень яркие, действие происходит очень быстро. (75 %)
  3. Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках. (50 %)
  4. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму. (50 %)

Показательной является первая позиция. Действительно, дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, моды в классе или школе. Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка — кульминация — развязка. Преступление — расследование — наказание. Поэтому главные темы американских фильмов — конфликты и преступления.

Дети смотрят мультики и неосознанно перенимают ценности и модели поведения, а их герои являются яркими объектами подражания.

К сожалению, современные мультипликационные фильмы по своим воспитательным функциям сильно уступают советскому мультипликационному кинематографу (См. Табл. 1).

Таблица 1

Сравнительно-сопоставительная характеристика современных мультфильмов

Отечественные мультфильмы

Зарубежные мультфильмы

1. Содержат мораль. («Фиксики», «Ну, погоди!», «Смешарики»)

Часто аморальны. («Шрек», «Шрек 2», «Симпсоны», «Уми- Зуми», «Утиные истории»)

2. Неотъемлемая часть — отрицательный персонаж, который обычно имеет свои причины быть злым. Таким образом, этот персонаж вызывает у ребенка чувство сострадания. («Аленький цветочек»)

Отрицательный персонаж часто не имеет причин быть злым. («101 далматинец», «Русалочка», «Золушка», «Трое из Простоквашино»)

3. Другим героям удается перевоспитать «плохиша». («Смешарики»)

Отрицательный персонаж не всегда меняется в лучшую сторону. (Большинство западных мультфильмов)

4. Воспитывают нравственность, эстетический вкус и любовь к труду. К нравственному воспитанию можно отнести предлагаемые модели поведения, которые учат ребенка, как надо и как не надо поступать в разных ситуациях, как надо добиваться цели. («Барбоскины», «Смешарики»)

 

5. Учат ребёнка сопереживанию, уважению, дружбе. Эстетическое воспитание происходит благодаря бережному отношению героев к природе, восхищению ею, уходу героев мультиков за животными. («Кот Леопольд», «Просто так»)

Друзья часто оскорбляют друг друга, дерутся, предают дружбу. («Клуб Винкс», «Чародейки» и др.)

6. Готовят ребенка к взрослой жизни, показывая, что труд и усилия вознаградятся, а лень не приводит к добру и осуждается. («Морозко», «Аленький цветочек», «Волшебник Изумрудного города», «В Стране невыученных уроков»)

Чаще всего показываются ленивые персонажи.

 

Таким образом, многие транслируемые сегодня западные мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Признаки «вредного мультика» представлены в Таблице 2:

Таблица 2

Характерные черты опасных мультфильмов

Признаки «вредного мультика»

Последствия просмотра

Герой

Мультфильм

1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».

Проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

 

Том и Джерри

«Том и Джерри», в нём распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям.

2. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

«Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать.

Том и Джерри, Маша

«Том и Джерри», «Маша и Медведь»

3.Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Для ребенка внешность куклы- мультяшки имеет особое значение (положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот).

В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Шрек

Монстер Уай

Миньоны

«Шрек», «Шрек2»

«Монстер Уай»

«Гадкий я»

 

Хотелось бы обратить внимание на то, что ребенок практически всю информацию воспринимает в виде образов. И самый важнейший из них — образ девочки, девушки, женщины. Глядя на героинь мультфильмов, девочки впитывают модель своего будущего сексуального поведения. А у мальчиков формируется образ женщины, которую он будет выбирать в качестве матери своих детей. В Таблице 3 показано, как «работает» женский образ в «неправильных» мультфильмах.

Таблица 3

Женский характер в «опасных» мультфильмах

Название

Вредная черта

Последствия

«Красавица и чудовище», «Алладин», «Клуб Винкс», «Рапунцель»

Жестокость, взрослость и чрезмерно выраженные физиологические особенности. Попутно высмеиваются качества целомудрия, скромности, романтизма, бескорыстие.

Систематический просмотр таких мультфильмов ведет к угасанию функции рода. Ужасающие постулаты откладываются в голове у маленькой зрительницы «Хочешь быть бедной, толстой — становись матерью», «Если хочешь оставаться веселой цветущей красавицей — не рожай!».

 

 

На первом этапе своего исследования мы поставили перед собой задачу — выяснить, какие именно мультфильмы вызывают наибольший интерес среди опрашиваемых мальчиков и девочек, обучающихся в начальной и средней школе, и существуют ли различия в их предпочтениях? В Таблице 4 отражены предпочтения школьников и школьниц.

Таблица 4

Гендерные предпочтения младших и средних школьников в выборе мультфильмов

Мальчики (114 человек)

Девочки (99 человек)

«Король Лев», «Том и Джерри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Маша и Медведь», «Алёна Попович и Тугарин Змей», «Мадагаскар», «Гадкий я», «Блич», «Наруто», «Трансформеры», «Тачки», «Шрек», «Валли».«Том и Джерри», «Супермен», «Бэтмен», «Человек Паук», «Покемоны», «Волшебник Изумрудного города», «Чип и Дейл».

«Маша и Медведь», «Аленький цветочек», «Винни-пух», «Золушка», «Волшебник Изумрудного города», «Монстер Хай», «Винкс», «Король Лев», «Том и Джерри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Вуди и его друзья», «Маугли», «Аладдин», «Микки Маус», «Сейлормун», «Красавица и чудовище», «Ну, погоди!», «Белоснежка и семь гномов».

 

Анализируя выбор школьников, следует, отметить тот факт, что некоторые из них, в частности русские («Золушка», «Аленький цветочек», «Волшебник Изумрудного города»), не имеют гендерного характера, не предназначены для просмотра конкретно мальчикам или девочкам. И их специфика заключается в единении интересов обоих полов. Т. е. прослеживается гармоничное сочетание нескольких историй в одной, где каждый волен заострять свое внимание та том, что наиболее интересно для него. И для девочек — это часто повествование о чудесах, о любви, а для мальчиков — о сражениях, о походах на врага и т. д. При этом всегда происходит невольное усвоение и других течений в повествовании. В результате можно увидеть более разностороннее развитие ребенка, формирование у него способности понимать логику поведения героев и рассуждать о том, что не составляет ядро, основу твоих собственных интересов. Отсюда и способность понимать других людей, учитывать, принимать их точки зрения, интересы. Большинство современных мультиков, выбранных участниками опроса, наоборот, к сожалению, весьма однобоко, ограничено как в сюжете, так и в сути. И это лишний раз подтверждается достаточно яркой выраженностью разделения интересов у мальчиков и девочек. Это разделение повлекло за собой и различия в выборе «идеального» или «любимого» героя, которые представлены в Таблице 5.

Таблица 5

Любимые мультипликационные герои.

Место

Мальчики (114 человек)

Девочки (99 человек)

1.

Медведь, Волк, Лев, Том, Джерри («Том и Джерри»), Человек Паук, Манок, Геодуд («Покемоны»), Осел («Шрек»), Черепаха.

Багира, Золушка, Вуди (девочка), Сейлормун, Элли, Белоснежка, Младшая Дочка («Аленький цветочек»), Лиса.

2.

Это либо покемоны, такие как Голден, Персея, Дратини, либо Дракониха («Шрек»), либо Лиса, которая хитра и всех обманывает.

Маугли, Вуди, Маша, Папа («Аленький цветочек»), Медведь, Принц («Золушка»), Аладдин, Бэмби, Заяц («Ну, погоди!)) и трое затруднились ответить.

3.

Нет однозначного ответа, но только «мальчик».

Заяц («Маша и Медведь»)

 

Таким образом, для мальчиков на первом месте оказались герои, олицетворяющие храбрость, силу, смелость и мужество. Лишь 3 мальчика смогли выбрать какого-нибудь сказочного героя женского пола, более ли менее «достойного» такой чести. Но все участники опроса уделяли внимание не феминным, а маскулинным качествам представительниц женского пола, что еще раз подчеркивает особую значимость данных характеристик для мальчиков. Двое затруднились дать однозначный ответ, но отметили, что это непременно должен быть «мальчик» и ни в коем случае не девочка.

Для девочек на первом месте оказались героини, символизирующие красоту.

Следует заметить, что в случае выбора наиболее любимых героев, девочки отдавали предпочтение персонажам своего пола. Лишь одна из опрошенных девочек предпочла Зайца Маше («Маша и Медведь») и то, только по причине особой заинтересованности в данном персонаже даже не как в сказочном герое, в неком образе, а как в конкретном животном, о котором девочка давно мечтает. Т. е. в этом случае не наблюдается идентификации, отождествления себя с героем как с образом.

При этом хотелось бы заметить, что страстное увлечение мальчиков своими героями должно вызывать опасения. Стремление быть мужественными, сильными, непобедимыми вполне естественно для ребят в этом возрасте, но необходимо помнить о целях, которые ставят перед собой взрослые, воспитывая у младшего поколения эти качества. Нельзя забывать о том, что нужно сохранять в целостности и непротиворечивости не только ценности общества, но и собственно человека. Надо демонстрировать детям как, когда, зачем, почему, для кого необходимо проявлять силовое, физическое принуждение. Нужно учить их бороться со злом не только кулаками. Но просматривая современные мультфильмы, понимаем, что порой нужно начинать с самого простого, а именно, с определения добра и зла, с объяснения, что сражение, драка всегда должны иметь какой-то смысл, предназначение, что это не способ развлечения.

Мы пришли к выводу, что физические особенности, часто упоминаемые мальчиками в единстве с социально неприемлемыми характеристиками, в большинстве случаев свидетельствуют о стремлении ребят подавлять остальных, побеждать в любых ситуациях. Выясняя аргументы школьников в защиту своего мнения, мы обнаружили, что многие из них боятся войны, ребят во дворе и других угрожающих факторов, а современные мультфильмы приводят их к убеждению, что если есть сила и суперспособности, то никакие беды не страшны и всех и все можно победить. Дети так и заявляли: «Лучше я буду страшней, сильней и злей, тогда меня никто не тронет». (Тимофей, 11 лет).

Поэтому они и выбирают мультфильмы, в которых непременно побеждает сильнейший, причем он не всегда является положительным героем. 83 % опрошенных нами мальчиков выбирают, согласно демонстрируемым мультфильмам, метод борьбы с трудностями и страхами только при помощи кулаков, не рассматривая другие способы достижения мирных решений. А ведь если вспомнить, то существует огромное количество мультфильмов, созданных именно с этой целью. Например, в отечественном мультфильме «Кот Леопольд» дружба и мир с мышами были достигнуты при помощи терпения, способности прощать своих врагов, умению идти на компромисс. Но почему-то на телевизионных каналах старые, добрые отечественные мультики практически перестали показываться. Надо сказать, что большинство детей, выбирающих насильственный способ решения проблем из неблагополучных семей, поэтому мультики, с подобными ценностями, нормами поведения, кодексами чести, действуют весьма разрушающе на структуру их личности. Как правило, в таких семьях никто не занимается просвещением, наставительными беседами и ребенок вынужден без всякой поддержки и помощи бороться с трудностями, которые каждый день встречаются у него на пути.

Придя к столь печальным результатам, мы решили выяснить, каков же тогда образ антигероя у детей этого возраста. Ответы девочек мы представили в Таблице 6, в первой колонке которой назвали отрицательных персонажей, а во второй — зафиксировали комментарии девочек о том, почему эти герои «плохие».

Таблица 6

Антигерои мультипликации (выбор школьниц).

Отрицательный персонаж

Аргументация интервьюируемых девочек

Волк («Красная Шапочка»)

Съел бабушку.

Змея («Кунг-фу Панда»)

Ворчит, делает замечания другим героям, исправляет их, критикует их поступки.

Джонни Браво («Джонни Браво»)

Слишком себя любит, глупый, хоть изредка и способен принимать продуманные решения.

Слон («Слон и Муравей»)

Самовлюбленный.

Гномик-Ворчун («Белоснежка и семь гномов»)

Ворчит, командует всеми.

Дракон («Шрек»)

Страшный, не умеет говорить.

Старшая сестра («Аленький цветочек»)

Эгоистка, самовлюбленная.

 

Что же касается мальчиков, то ожидаемые результаты нас очень интересовали: какими же должны быть негативные характеристики антигероев у мальчиков, особенно у тех, которые в пример для подражания выбрали не очень-то положительных персонажей. Но прежде, чем рассказать о результатах, представим список названных нелюбимцев в таблице № 7:

Таблица 7

Антигерои мультипликации (выбор школьников)

Отрицательный персонаж

Аргументация интервьюируемых мальчиков

Бабушка («Красная Шапочка»)

Старая, слабая.

Коффинг («Покемоны»)

В теле этого покемона находятся ядовитые смертельные газы.

Эрбок («Покемоны»)

Злопамятный и мстительный.

Волк («Красная Шапочка»)

Съел бабушку.

Симба («Король Лев»)

Слабый, маленький.

Электромет («Человек -Паук»)

Враг Человека-Паука.

Чип («Чип и Дейл спешат на помощь»)

Всегда серьёзен и немного ворчлив.

Слон («Слон и Муравей»)

Самовлюбленный.

Гиены («Король Лев»)

Хитрые, злые.

Мишка Ворчун Гамми («Приключения мишек Гамми»)

Любит поворчать и высказать своё неудовольствие.

Охотник («Красная Шапочка»)

Убил Волка.

 

Обращает на себя внимание некоторая неоднородность антигероев. Чтобы выяснить причины столь странного порой выбора мы проанализировали ответы ребят относительно характеристик данных персонажей. Надо сказать, что отсутствие ярко выраженных физических данных — весьма весомый аргумент для опрашиваемых школьников.

Такой герой необязательно становится антигероем, но в 95 % случаев не пользуется уважением, особым интересом, а о том, чтобы быть на него похожим и речи быть не может. Вспоминая отечественные мультфильмы, можно отметить, что в них насилия, физического принуждения и постоянной борьбы за власть практически не было, а в тех немногочисленных мультфильмах, в которых подобные элементы все же присутствовали, — это всячески осуждалось и наказывалось.

Итак, мы увидели бесспорное превосходство современных мультфильмов. Дети весьма восприимчивы к специфике подобных продуктов анимационной индустрии, и в их еще формирующейся системе личностных ценностей остаются значительные следы в виде образов героев, которым следует или не следует подражать, чье поведение нужно или наоборот, ни в коем случае, нельзя расценивать как некую модель взаимодействия с окружающим миром. Мы обратили внимание на то, что большинство современных мультфильмов носит гендерный характер, т. е. многие из них предназначены для просмотра мальчиками или девочками. Здесь у детей, в частности у мальчиков, нет возможности получать представления о всем многообразии взаимодействия с окружающим миром, по причине достаточной ограниченности сюжета. Следует отметить, что действительно, в большинстве случаев выбор любимого персонажа, да и самого мультфильма включает гендерный аспект. Отсюда и характер выделения наиболее привлекательных характеристик героя или героини.

Через мультфильмы ребёнок усваивает определённые модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто демонстрируется только один способ — агрессия. Стоит ли удивляться тому, что, согласно многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети запоминают героев, обладающих определёнными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики (См.Табл. 8):

Таблица 8

Характеристика наиболее популярных мультперсонажей.

Герой

Характеристики

Шрек («Шрек»)

Невоспитанный, грубый.

Осёл («Шрек»)

Назойливый, навязчивый, болтливые.

Зебра («Мадагаскар»)

Назойливая, навязчивая, болтливая.

Лев Алекс («Мадагаскар»)

Самовлюбленный.

Алёша Попович («Алёша Попович и Тугарин Змей»)

Трусливый, глуповатый.

Забава («Алёша Попович и Тугарин Змей»)

Эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.

 

Эти герои становятся «друзьями» детей (часто и в виде игрушек) и ориентирами для подражания, образцами поведения. Один из любимых героев детей — Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне всё равно, что обо мне подумают люди. Буду делать что хочу!». Князь из «Ильи Муромца» постоянно подчёркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», он ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава — капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.

Современные мультфильмы позиционируются как лёгкие, весёлые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный. Так, лидером в демонстрации «несмешного» юмора можно считать истории о Шреке: с претензией на юмор показаны ситуации с причинением боли (Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из её гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек-3»), здесь же юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»). Неприятные сцены можно увидеть и в отечественных мультфильмах, например, князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»). В «Мадагаскаре» Зебра дарит Жирафу ректальный термометр, герой сначала берёт в его рот, потом с отвращением плюёт. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор. Современные авторы анимационных картин представляют смешным то, что ранее порицалось обществом — невоспитанность, неправильное поведение, нарушающее все правила приличия: рыгание, пукание (все части мультфильма «Шрек»); Осёл скидывает одеяло с обнажённого Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек-2»); женские трусики, брошенные Льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Отсюда напрашивается вывод: современные мультфильмы чересчур сложны, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться; они не обладают воспитательным потенциалом, а дезориентируют детей. Многие мультфильмы («Мадагаскар», «Шрек», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Тачки» и др.) не способствуют развитию мышления ребёнка, а приводят к поверхностному, бездумному восприятию.

 

Литература:

 

  1.      Ожегов, С.И, Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.-М.: АЗЪ, 1995. — 857 с.
  2.      Емельянова, О. А. Мультики и речь [Электронный ресурс]/О. А. Емельянова.- Режим доступа: http://www.емельянова-оксана.рф.- 26.02.2015.
  3.      Соколова, М. В. Детская психология: Мультфильмы для современных дошкольников. Результаты наблюдений [Электронный ресурс]/ М. В. Соколова.- Режим доступа: http://www.deti-club.ru.-14.01.2015.
  4.      Лалетинова, А. Ф. Чему учат советские и современные мультфильмы? [Электронный ресурс]/ А. Ф. Лалетинова.- Режим доступа: http://whatisgood.ru.-18.12.2014.
  5.      Герои современных мультфильмов учат наших детей 7-ми грехам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vizhevske.ru-23.01.2015.
  6.      Смокин, Л. Чему учат современные мультфильмы [Электронный ресурс]/ Л. Смокин.- Режим доступа: www/kislorod-books.ru — 03.03.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): мультфильм, ребенок, герой, мальчик, девочка, отрицательный персонаж, таблица, том, Аленький цветочек, Изумрудный город.
Задать вопрос