Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (14) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Гибралтарская, О. Н. Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака / О. Н. Гибралтарская. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2020. — № 2 (14). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/173/5041/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Ключевые слова: историко-эпохальное, национальное пространство, точка зрения, рассказчик-персонаж, композиция, завершающая и эстетическая форма.

Репрезентация художественных систем — один из ключевых феноменов современного литературного процесса. В данной статье репрезентация понимается, как опосредованное представление знаковых художественных систем, сформировавшихся в 20–30-е годы ХХ века, в другой художественной системе, в частности, в современных русскоязычных произведениях. Данное явление демонстрирует непосредственную связь современной русскоязычной литературы с русской литературой ХХ века и особую эстетическую концепцию действительности. Так, художественные системы М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернакаформируются вследствие взаимодействия романного и драматического, в частности, на уровне историко-эпохального и национального типах сюжетного пространства. Это находит отражение в произведениях А. Фазилова, А. Васильевой, В. Васильева, М. Зайчика, В. Попова, Е. Абдуллаева.

В пьесе «Кабала святош (Мольер)» и в романе «Жизнь господина де Мольера» представлены оба типа обозначенного пространства. Историко-эпохальное, как бы надвремененное пространство, создается посредством символа театра — занавеса, разделяющего прошлое (век Мольера) и настоящее (современность), игровое пространство «комедиантов» и реальное пространство современного театра, и символа жизни и смерти главного героя. Национальное пространство — через упоминание творчества Грибоедова, Пушкина, Гоголя, аналогии судеб русских писателей и французского комедианта в контексте эстетического осмысления проблемы «художник и власть».

В творчестве Б. Пастернака также наблюдается взаимодействие романного и драматического, в частности, после романа «Доктор Живаго» он начинает писать пьесу «Слепая красавица», основная тема которой судьба талантливого человека в сложных социальных и политических условиях.Пастернак решаетосуществить исследование темы искусства и его роли в жизни отдельно взятой личности на историческом материале XIX века, тем самым представить исторические предпосылки сложившейся в ХХ веке ситуации. Такой же подход характерен для произведений «Уникальное подпространство», «Время осенних птиц», «Чалма Искандера (Альтернативная история)», в частности, пристальное внимание к ключевым историческим событиям ХХ века, наложившим отпечаток на научную и культурную жизнь, но при этом это «уникальное подпространство» с узнаваемыми чертами и конкретное время с обобщенным значением. В данном случае важна не прямая генетическая связь с произведениями М. А. Булгакова Б. Л. Пастернака, но общий подход к изображению историко-эпохального, надвременного пространства.

Феномены искусства, факты истории, науки и спорта, знаковые личности в произведениях «Боксэр», «Увидеть Ташкент…», «Проснуться в Ташкенте» позволяют охарактеризовать репрезентацию национального пространства, поскольку наглядно проиллюстрирована мифологема «Азия» с предельной осязаемостью деталей и «фантастичностью целого» [1, c. 5]. Содержание этих произведений позволяет расширить пространство и время, затронуть важнейшие вопросы современности, в частности диалога культур.

Отношение системы к своему субъекту раскрывает ценностный аспект точки зрения в композиции произведения. В повести А. П. Платонова «Котлован» превалирует отсутствие слияния субъекта оценки с объектом. Позиции героев, взаимно дополняя друг друга, эксплицируют ценностные ориентации каждого. Общая оценочная точка зрения показана через разрушение утопии средствами самой утопии. В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» точка зрения принадлежит рассказчику и окрашена иронией, сатирой и сарказмом.

Структурные и повествовательные особенности художественной системы А. П. Платонова, М. А. Булгакова репрезентируются в творчестве таких разных писателей, как З. Мусаков, А. Устименко.И. Н. Сухих считает, что три книги романа-лабиринта «Мастер и Маргарита» «сшивает» автор, перевоплощающийся то в строгого хроникера-евангелиста, то в разбитного фельетониста, то в патетического рассказчика, то в проникновенного лирика» [3, c. 484]. В повести З. Мусакова «Свинец» три сюжета, связанных с историческими событиями от Второй мировой войны до современности, составляют повесть из отдельных рассказов. Организующим началом является персонифицированный рассказчик-персонаж: Сиротин, Рим Марлен, Абдулла, при этом нет просто линейной или ретроспективной, или зеркальной композиции, но есть органичное соединение всех этих видов, поскольку судьба Рима Марлена и Умара Худоярова продолжена в судьбах Сиротина, Николаева и Абдуллы. Сиротин выступает автором повести «Записки проходимца» и рассказчиком-персонажем, ретроспективно воссоздающим события существования метрополии, Рим Марлен ведет дневниковые записи,образ Абдуллы является продолжением образа Умара Худоярова.

В повести А. Устименко «Хмарь стеклянной Бухары» перед каждой главой графически обозначен эпиграф, но особенность заключается в том, что это последние строчки предшествующей главы. То есть возникает необычная ситуация: чтобы понять смысл эпиграфа, надо помнить конец первой главы, чтобы иметь ориентир в понимании основной идеи второй главы, необходимо эпиграф соотнести с общей картиной представлений о мире. Ко всей повести предпослан эпиграф «Его жизнь сгорала как-то криво, с одной стороны, как неудачно закуренная папироса. Анатолий Мариенгоф», но при этом получается, что основная тема повести в первую очередь связана не с отдельными судьбами героев (Есенина, Ширяевца, Волкова), но с общим осмыслением обстоятельств места и времени, в которых оказались герои.

А. И. Калыгин в работе «Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики» говорит о терминах М. М. Бахтина «эстетическая форма» и «завершающая форма» [2, c. 54]. Исследователь говорит о том, что последний этап эстетического процесса по М. М. Бахтину, связан с обретением самодовлеюще-успокоенным, завершенным, художественным целым и что таким образом в слове проявляется идеальное содержание, которое называется М. М. Бахтиным «завершающей формой». Именно эти термины мы будем использовать по отношению к роману А. П. Платонова «Счастливая Москва». Эстетическая форма реализуется здесь посредством заглавия, поскольку тема счастья, присутствовавшая в повестях «Котлован», «Джан», представлена непосредственно в заглавии, но автор выбирает форму имени прилагательного «счастливая», зависящего от имени собственного «Москва». Это главный город новой страны, в которой кипит новая жизнь, построенная по другим законам. Это воплощение конкретно-исторического аспекта понимания темы счастья. Москва — это женщина, воплощающая и судьбу современной молодежи, и вечные человеческие ценности: любовь, понимание, сострадание. Это реализация ценностного понимания счастья, его непреходящего значения. Завершающая форма произведения А. П. Платонова представляет собой формулу счастья, которая сама как бы разрушается изнутри.

По отношению к произведению М. А. Булгакова существует триада актуальных для реципиента заглавий: «Театральный роман» — «Записки покойника» — «Черный снег». Первое заглавие акцентирует внимание на жанровом понятии «роман» и особом виде искусства «театр». То есть эстетическая форма — концепция творчества, завершающая форма — творчество как жизнь, жизнь как театр. Заглавие «Записки покойника» отсылает нас к знаковым текстам в русской литературе, здесь представлен такой феномен как игра с заглавием другого текста и коррелирует с заглавием повести Сиротина «Записки проходимца». Третий член триады — «Черный снег» — ориентирует на анализ автореминисценций: непосредственно соотносится с заглавием «Белая гвардия», «Дни Турбиных».

В драматических произведениях в представлении завершающей формы участвуют заглавие, подзаголовок, список действующих лиц, авторские ремарки. Сравнительный анализ завершающей формы пьес М. А. Булгакова «Последние дни (Пушкин)» и А. П. Платонова «Ученик лицея» показал, что заглавие эксплицирует время, субъект изображения и пространство, поскольку писатели выбирают разные периоды жизни А. С. Пушкина: последние дни и лицейские годы. Картины о последних днях Пушкина показаны без Пушкина, то есть он отсутствует в пьесе в числе действующих лиц, но представлен опосредовано: в речи персонажей. Такой прием позволяет создать, с одной стороны, объективную, с другой стороны, трагическую картину.

Таким образом, в основе феноменов, наблюдаемых в современной русскоязычной литературе, лежит результат таких процессов, как репрезентация историко-эпохального и национального пространства, точки зрения, рассказчика-персонажа в композиции, завершающей и эстетической формы в заглавии.

Литература:

  1. Давшан А. Н. Азия в русской литературе ХХ века. — Т., 2011.
  2. Калыгин А. И. Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики. — М., 2007.
  3. Сухих И. Н. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: роман-лабиринт // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. — СПб., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): национальное пространство, Пушкин, эстетическая форма, заглавие, произведение, современная русскоязычная литература, Рим Марлен, русская литература, Ташкент, художественная система.

Ключевые слова

композиция, точка зрения, историко-эпохальное, национальное пространство, рассказчик-персонаж, завершающая и эстетическая форма

Похожие статьи

Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства

В данной статье рассматриваются подходы М. А. Лифшица к исследованиям этической составляющей трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына. М. А. Лифшиц рассматривает эмансипацию художественной деятельности, п...

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке

Статья посвящена вопросам репрезентации пространственных концептов в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке, выявлению их структуры и особенностей функционирования, а также соотношения в образном уровне концептов индивидуально-авторских и русских...

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

Проблема традиций в творчестве Сергея Есенина

В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере ст...

Лингвистическое отражение мотива музыки в рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар»

В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами стат...

Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга

В статье рассмотрены основные различия в понимании «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд ...

Символизм в контексте изобразительного искусства в концепциях Э. Кассирера и О. Шпенглера

В статье рассматриваются символические концепции Э. Кассирера и О. Шпенглера относительно функционирования символов в структуре изобразительного искусства как специфической символической формы культуры.

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Похожие статьи

Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства

В данной статье рассматриваются подходы М. А. Лифшица к исследованиям этической составляющей трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына. М. А. Лифшиц рассматривает эмансипацию художественной деятельности, п...

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке

Статья посвящена вопросам репрезентации пространственных концептов в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке, выявлению их структуры и особенностей функционирования, а также соотношения в образном уровне концептов индивидуально-авторских и русских...

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

Проблема традиций в творчестве Сергея Есенина

В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере ст...

Лингвистическое отражение мотива музыки в рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар»

В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами стат...

Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга

В статье рассмотрены основные различия в понимании «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд ...

Символизм в контексте изобразительного искусства в концепциях Э. Кассирера и О. Шпенглера

В статье рассматриваются символические концепции Э. Кассирера и О. Шпенглера относительно функционирования символов в структуре изобразительного искусства как специфической символической формы культуры.

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Задать вопрос