Художественный мир новеллистики Бернарда Маламуда | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Художественная литература

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (14) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Алимова, Н. Х. Художественный мир новеллистики Бернарда Маламуда / Н. Х. Алимова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2020. — № 2 (14). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/173/5052/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: художественный мир, культура, мультикультурализм, идентичность, национальная модель общества, модель мира, метатекст, проблема, тематика, характер

Бернард Маламуд (1914– 1986) — яркий представитель восьмидесятых годов прошлого столетия, творчество которого стало неотъемлемой частью мультикультуры не только американского литературного пространства, но и мирового. Американский классик родился в семье иммигрантов из России. Окончил школу имени Эразма в Бруклине и Колумбийский университет. Был членом Американской Академии искусств и наук. В 1940-е годы преподавал в вечерней школе, в 1949 занял должность в университете штата Орегон, в 1961 стал преподавателем Беннингтонского колледжа (шт. Вермонт), где проработал более 20 лет. Маламуд одним из первых стал писать о своих соотечественниках, американцах первого поколения, он дважды был награжден Национальной премией по литературе: за «Волшебный бочонок» в 1959 году и за роман «Мастеровой» в 1967 году.

Мультикультура — универсализация национальных культур, равноценное сосуществование национального и мирового в рамках единого пространства. «Мультикультурализм, идущий рука об руку с мифами разнообразия и различия, является многосторонней проблемой, которая имеет выходы в социально-политические, культурные, образовательные эпистемологические сферы жизни социума» [3, с.92].

Мультикультурализм — одно из проявлений актуализации культурных взаимодействий, характеризующих важнейший сдвиг в мировой культуре постсовременности. Исследователи феномена мультикультурализма представляют современную модель мира, так Н. А. Высоцкая считает, что «какой бы системы координат ни придерживаться, невозможно отрицать роль межплеменных — межэтнических — межнациональных контактов в становлении того, что мы называем культурой, на всех этапах развития человечества. Письменная литература играет тут особую роль ввиду ее способности к относительно простому «переселению» из одного культурного контекста в другой» [1, c.310].

Исследователь М. В.Тлостанова считает: «Мультикультурализм и связанная с ним модель общества разнообразия, а именно так предпочитает представлять себя Северная Америка сегодня, кардинально изменили лицо страны и оказали сильнейшее влияние, как на современную литературу США, так и на меняющиеся представления о национальном каноне и традиции, … освобождая и давая голос, мультикультурализм все равно требует взамен от интеллектуала, которому дается билет в свободное общество, соответствия определенным правилам, как и во времена «плавильного котла» [5, c.6].

По существу, восьмидесятые годы были десятилетием едва уловимого распространяющегося стресса в американском социуме. В фокусе внимания писателей — одиночество героев, скрывающейся под маской благополучия, где в погоне за успехом и материальной независимостью терпят крах. Некоторые писатели пошли дальше и стали описывать тех, кто сознательно противопоставил себя обществу. Художественная проза Бернарда Маламуда представляет собой яркий и достойный вклад в историю американской литературы, для которого характерны юмор, повышенное внимание к вопросам этики и морали и описание различных этнических общин Старого и Нового Света.

Наследие Маламуда составляют множество романов и рассказов морально-этического и философского аспекта. Маламуд является мастером малого литературного жанра, написавшим множество рассказов, ему удалось лучше других родившихся в Америке писателей передать прошлую и настоящую жизнь, придавая ей реальные и сюрреалистические черты и соединяя факты с вымыслом.

Прозу Маламуда часто сравнивают с книгами С.Беллоу и Ф.Рота в центре творчества, которых — самосознание и отчуждение американцев. Соединив поэтику реализма и мифа, Маламуд изображал жизнь лавочников, портных, дворников, уборщиц и прочих униженных, которые придавлены бедностью и собственными слабостями, но сохранившие мужество перед лицом невзгод, а изредка и побеждают судьбу благодаря терпению и спасительной иронии. В художественной вселенной Маламуда быть «маленьким» значит не просто быть человеком, которого терзают собственные недостатки и преследует внешний мир, но для которого не закрыты пути к спасению — если не себя самого, то хотя бы своих детей.

Творчество Маламуда связано с проблемами, общими для мировой литературы: проблемой Другого, ответственности за свои поступки, слова, своих близких (новеллы «Серебряный венец», «Гнев Господень», «Живым надо жить»). В его блистательных рассказах, находившихся под запретом в советское время, органично сочетаются реализм и гротеск, юмор и грусть, лиризм и ирония — все то, что придает его героям, отнюдь не избалованным судьбой, неповторимый колорит и обаяние.

Специфический аспект действительности произведений Маламуда, осмысляемый в системе социокультурной проблематики, устойчивые общественные отношения, условия и образ жизни той или иной части общества, сложившиеся в сфере массового, обыденного сознания мнения, привычки, организация быта, основной признак которой — акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей, где определяющим является не динамика, а статика жизни. Второй существенный признак произведений — осмысление свойств и качеств, характерные для очень широкой группы людей, в контексте анализа состояние среды, множества, а не индивидуальная неповторимость отдельной личности.

В художественном мире рассказов Маламуда отчетливо присутствует «психологическое изображение явлений как особый тип образности, основанный на исследовании и показе внутреннего состояния человека» [2]. Его произведения обладают внутренним единством, представляя собой цельный метатекст, поэтому и создаваемые им художественные миры накладываются друг на друга, обнаруживая при этом сходные черты. Творчество писателя откликается на самые трепещущие проблемы современности. Под его пристальным взглядом изменившаяся в контексте нового времени, психология человека в общественном бытие, в отношении его к работе, себе, коренным событиям современности. В силу поднимаемых автором проблем философского и духовно-нравственного характера требует от читателя гораздо большей степени соучастия и сопереживания, чем просто пассивное восприятие прочитанного.

Новеллистика Маламуда, создаваемый им художественный мир, представляет интерес с точки зрения отражения жизненных ориентиров; а также умения воплощать в прозе осмысленные явления, вещи, изображать время и героя, значимые события и процессы современной действительности. «Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность» [6, с.34]. Художественный мир произведения — это своеобразный синтез самовыражения новеллиста и перевоплощенная им современная картина мира, функционирующая в пределах текстового пространства. Изображенный мир в художественном произведении — подобная реальному миру картина действительности, которую рисует писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п. «Художественное произведение, будучи системой конкретных образов, создает образ целого мира, художественный мир, осознанно воспринимаемый как иной мир, отличный от реального, но представляющий и замещающий либо объективность бытия, либо представления сознания об объективном бытии» [4, c.49]

Художественный мир прозы Маламуда представляет собой единый, цельный мир, организованный по строго определенным законам. Мы прослеживаем бытийные координаты, ценностную шкалу, свойства и особенности с учетом особенностей жанра. Писатель находится в постоянном поиске сюжетов и образов, стремится обнаружить в окружающей действительности типы людей, черты которых затем воссоздает в произведениях. Авторская концепция такова — «начальный» персонаж отличается, от «конечного». В каждой новелле наблюдается динамика характеров, которые постепенно меняются, эволюционируют. В прозе Маламуда нет совершенных героев, они не наделены какими-то идеальными чертами; это простые люди, которые находятся в обычных условиях жизни, они взяты из действительности, что позволяет говорить о реализме прозы американского писателя.

Литература:

  1. Высоцкая Н. А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США [Текст] / Н. А. Высоцкая // Американский характер. Очерки культуры США. Традиции в культуре. М., 1998.
  2. Камилова С. Э. Проблема личности в современном рассказе (на материале русских и узбекских рассказов) // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 11–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-lichnosti-v-sovremenno rasskaze-na-materiale-russkih-i-uzbekskih-rasskazov (дата обращения: 24.03.2020).
  3. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Платошина В. В. Американский мультикультурализм. М., 2011
  4. Рыбальченко Т. Л. Анализ художественного текста. М., 2020
  5. Тлостанова, М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века [Текст] / М. В. Тлостанова. М., 2000
  6. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002
Основные термины (генерируются автоматически): художественный мир, художественное произведение.

Похожие статьи

Транскультурная парадигма художественной модели мира

Вопросы глобализации охватывают не только области экономики, политики, социологии. Статья посвящена изучению транскультурной парадигмы художественной модели мира в период глобализации, запечатленной в произведениях Ч. Айтматова.

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Теоретические аспекты исследования феномена театральности в культуре

Дихотомия индивидуальности и аберрации

В статье рассматривается проблема искаженного восприятия индивидуальности людьми двадцать первого века, а также средства контроля современного массового человека и несоответствие определенных массами понятий их истинным значениям.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Общность линейного и полилинейного подходов к культурно-историческому развитию человечества

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Генезис эстетики Ренессанса

Экзистенциальная свобода Николаса Урфе — главного героя романа Джона Фаулза «Волхв»

Похожие статьи

Транскультурная парадигма художественной модели мира

Вопросы глобализации охватывают не только области экономики, политики, социологии. Статья посвящена изучению транскультурной парадигмы художественной модели мира в период глобализации, запечатленной в произведениях Ч. Айтматова.

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Теоретические аспекты исследования феномена театральности в культуре

Дихотомия индивидуальности и аберрации

В статье рассматривается проблема искаженного восприятия индивидуальности людьми двадцать первого века, а также средства контроля современного массового человека и несоответствие определенных массами понятий их истинным значениям.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Общность линейного и полилинейного подходов к культурно-историческому развитию человечества

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Генезис эстетики Ренессанса

Экзистенциальная свобода Николаса Урфе — главного героя романа Джона Фаулза «Волхв»

Задать вопрос