Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 11553 раза

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2016. — № 1 (3). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/23/473/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Стихотворение «Телега жизни» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1823 году — в период, когда в настроении прогрессивных людей того времени назревала уверенность в необходимости переустройства общества. Подобные идеи, витавшие в воздухе, не могло оставить без внимания правительство, которое усилило и без того жесткий контроль за действиями передовых деятелей искусства, политики и литературы. Была усилена цензура, подвергались ссылкам многие писатели и поэты. Увы, Пушкин не был исключением. Поэт отчетливо осознавал, что надо менять порядок мироустройства и… чувствовал свое бессилие, бесполезность своих попыток. Упаднические настроения поэта и были отражены в «Телеге жизни».

Данное стихотворение относится к циклу философской лирики Пушкина. В нем в философском плане рассматривается тема предопределенности жизненного пути человека, предрешенности его поступков.

Стихотворение «Телега жизни» — сюжетное. Сюжетная линия описывает три этапа жизненного пути человека — молодость, зрелость и старость. При описании используется параллель с путешествием человека в телеге. Пушкин использует развернутую метафору для раскрытия темы.

В первой строфе дается описание «телеги жизни»: она «на ходу легка» и ею непрерывно управляет «ямщик лихой, седое время».

Во второй строфе показаны действия человека в период «утра жизни» — молодости: он презирает «лень и негу», высокомерно относится к ямщику — времени, не стесняясь в выражениях (Кричим: пошел,………ть!)

В третьей строфе человек достигает «полуденного возраста» — зрелости: он уже опасается «косогоров и оврагов» и просит время «быть полегче». Хотя человек и здесь использует ругательство (Кричим: полегче, дуралей!), но это ругательство звучит уже не столь уверенно. Слово «дуралей» произносится уже для приободрения самого лирического героя, который все еще хочет доказать себе, что от него что-то зависит.

В четвертой строфе дается описание старости — «вечера жизни», который заканчивается вечным «ночлегом» — смертью.

Примечательна заключительная строка -

А время гонит лошадей.

В сочетании с описанием бега времени в первой строфе она создает своеобразное кольцо, внутри которого жизнь человека кажется лишь маленьким, ничего не значащим эпизодом.

Все художественно — изобразительные средства, использованные Пушкиным в этом стихотворении, направлены на полное, глубокое раскрытие темы.

Развернутая метафора содержит в своем составе сложную систему образов.

Человек — это «бремя»

Телега — это жизнь человека

Ямщик — время, которое не останавливается ни на минуту.

Символичен сам образ телеги. Пушкин прекрасно владел поэтической речью. Почему же вдруг в его стихотворении появляется такой прозаизм?

У меня две версии. Во-первых, телега — это «народное» транспортное средство, надежно служащее простым русским людям, (т. е. связь с русской действительностью). Во-вторых, телега, хотя практична и может довезти груз до нужного места, лишена изящества, гармонии, «полета» (это подчеркивает, что Пушкин в момент создания стихотворения находился в унынии, в подавленном состоянии).

Этапы жизни человека тоже показаны метафорически: Утро — молодость. Полдень — средний возраст. Вечер — старость. Ночь — смерть. Бегущие лошади — вечность, неумолимость времени.

Система эпитетов тоже своеобразна. Эпитетов мало, так как сюжет стихотворения предполагает динамику. Но эти эпитеты очень образны и лаконичны:

Бремя тяжело. Телега легка. Ямщик лихой. Седое время.

Лексика стихотворения весьма разнопланова. Высокая лексика соседствует с разговорной и даже сниженной. Например, поэтические старославянизмы «время», «бремя», «нега» сочетаются с просторечиями «голову сломать», «дуралей», ругательством "….ть!". Тем самым Пушкин показывает, что в течение жизни человек может столкнуться с разными ее проявлениями, как с уродливыми, так и прекрасными. Но судьба человека все равно предрешена.

Поэтический синтаксис позволяет придать стихотворению эмоциональную составляющую. В тексте два раза встречается восклицательный знак.

Кричим: пошел, …..!

И

Кричим: полегче, дуралей!

Причем восклицательный знак встречается в предложениям, содержащих в себе прямо противоположные команды (резкое изменение внутреннего состояния человека).

В третьей строфе можно заметить несоответствие конца предложения и конца строки.

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры, и овраги.

Звукопись также активно используется А. С. Пушкиным.При создании поэтического образа телеги, трясущейся на ухабах, Пушкин применяет аллитерацию (часто повторяющийся звук «Р»: бремя, время, рады, презирая, кричим, порастрясло, страшней и т. д.

Неоднородный ритм стихотворения также подражает ритму телеги, движущейся по неровной дороге. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А неровность ритму придает наличие пиррихиев (безударных стоп) в незакрепленном порядке и наращений (в нечетных строках каждого катрена). Мужская рифма чередуется с женской. (Мужская — в четных строках, женская — в нечетных).

Проанализировав стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Телега жизни», можно с уверенностью утверждать, что автору удалось при помощи развернутой метафоры просто и лаконично донести идею о бесполезности попыток человека повлиять на ход времени, истории. Эта философская идея в контексте всего творчества Пушкина кажется чужеродной, выбивающейся из общей колеи жизнерадостной, оптимистической лирики Александра Сергеевича. Но это только доказывает разноплановость гения, его искренность перед читателем, потому что Пушкин не утаивает ничего, происходящего в его душе и мыслях.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, развернутая метафора, стихотворение, восклицательный знак, время, жизненный путь человека, жизнь человека, седое время, строфа, телега.

Похожие статьи

Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Ключевые образы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Фонтан»

Средства художественной выразительности в поэме В. В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Поэтика эпиграфа в романе С. П. Бородина «Последняя Бухара»

Различные виды сложных предложений как средство отражения художественной реальности в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Семантические доминанты пейзажных описаний в произведении Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина «В поле чистом…»

Особенности топонимического пространства в романах С. Моэма «Театр» и «Разноцветный занавес»

Похожие статьи

Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Ключевые образы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Фонтан»

Средства художественной выразительности в поэме В. В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Поэтика эпиграфа в романе С. П. Бородина «Последняя Бухара»

Различные виды сложных предложений как средство отражения художественной реальности в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Семантические доминанты пейзажных описаний в произведении Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина «В поле чистом…»

Особенности топонимического пространства в романах С. Моэма «Театр» и «Разноцветный занавес»

Задать вопрос