Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Дата публикации: 05.03.2016

Статья просмотрена: 1793 раза

Библиографическое описание:

Захарова, М. В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества / М. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2016. — № 1 (3). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/23/794/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается необходимость системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет.

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медийное содержание.

Век XXI характеризуется формированием принципиально новой глобальной информационной среды. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой самые разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. в потоке разнообразной информации, объем и количество источников которой в наши дни все увеличиваются, мы находимся непрерывно и не представляем уже жизни без компьютерной сети, сотовой связи, газет и журналов, радио, телевидения и кино.

В этой связи особое значение в социокультурном развитии общества приобретают такие понятия как медиакультура и медиаобразование. «Медиа» (от латинского «medium» — средство, посредник) — достаточно широкое, неоднозначное понятие, суть которого еще в 1950-е — 1960-е годы попробовал передать знаменитый канадский ученый и публицист Герберт Маршалл Маклюэн в его книге «Понимание медиа: внешние расширения человека».

В последние десять лет именно проблемы «медиа» находятся в центре внимания российской общественности, науки и образования. В качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) или«масс-медиа», в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом. Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа — одни в нем видят источник знаний, другие — серьезную помеху в образовании и воспитании, ведь именно медиа является и средством всестороннего развития личности, и фактором разрушительным.

Одно из главных условий становления гражданского общества, конечно же, это формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Без этого диалога не может быть согласия, не может быть успешного развития государства. Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит именно масс-медиа, которые выступают посредником между обществом и властью. Именно они генерируют и направляют основные потоки информации и способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы личности, общества и государства. Успех же такого диалога возможен только при условии готовности к нему каждой из сторон. Вот почему сегодня на первый план выходит как медиакультура общества, так и медиакультура каждой отдельной личности.

В материалах ЮНЕСКО за 1984 г. этому направлению в педагогике дается следующее определение: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

 анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

 определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

 интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

 отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

 получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

То есть в основе «медиаобразования» лежит: «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний».

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.).

Основные задачи медиаобразования:

 подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

 научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;

 овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В наши дни также распространено более широкое понимание медиаобразования — не только как определенного компонента школьного или вузовского образования, но и как долговременной общественно-просветительской деятельности, распространяемой на детей и взрослых. Его сторонники понимают под медиаобразованием прежде всего непрерывное развитие личности в обществе. Важность воспитания активных и информированных граждан, формирования новой культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению россиян в «информационное общество», возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций.

В современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у аудитории СМИ способности к активному, осмысленному потреблению и усвоению содержания масс-медиа, основанной на знаниях сущности, специфики и понимании целеймассовых коммуникаций. Помимо этого, необходимо также способствовать устойчивому развитию самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, приобретению практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации. Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ.

Необходимо широкое и повсеместное ознакомление широкой молодежной аудитории с социальной ролью и механизмами функционирования масс-медиа, с нормами и правилами профессиональной этики журналистов и других творческих работников СМИ, жанрами журналистики, со спецификой редакционной «кухни». В выработке новой информационной культуры россиян, то есть медиакультуры, должны участвовать не только государственные институты образования и просвещения, но и общественные структуры, СМИ, располагающие большим потенциалом распространения знаний. Так, особая область журналистики — медиакритикапризвана органично дополнять усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия содержания СМИ, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе. Во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика в то же время не сводится к выполнению задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования.

Признавая важную роль СМИ в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Остро стоит необходимость разработки комплексной Программы медиаобразования, которая охватывала бы разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. В ряде европейских стран есть центры по работе со СМИ при Министерствах национального образования.

Эта проблема сегодня возведена в ранг государственной образовательной политики. В соответствии с проектом Закона об образовании Российской Федерации к компетенции образовательного учреждения отнесено и «обеспечение создания и ведение официального сайта образовательной организации в Интернете, обеспечивающего информационную открытость образовательной организации». Так создание и ведение собственных сайтов в каждом образовательном учреждении — сегодня это эффективное средство, как продвижения образовательных услуг, так и постепенное и повсеместное внедрение медиаобразовательных технологий.

Можно привести немало примеров успешной реализации педагогических технологий, связанных с использованием, анализом и производством медиа в различных регионах России, в том числе и в Краснодарском крае. В качестве примера можно привести деятельность студентов факультета журналистики КУБГУ в рамках специальных образовательных программ. Так, изучение и использование современных технических и программных возможностей учебной лаборатории редакционно-издательских технологий помогает студентам развивать свои практические навыки в сфере любых редакционно-издательских процессов: от обработки текста до верстки, дизайна и проектирования собственного издания. Студенты готовят прототипы макетов полос, предлагают свои идеи, ищут образцы дизайна. На базе лаборатории проходят все практические модули учебных курсов по цифровой допечатной подготовке изданий, технике и технологии печатных СМИ, разработке и выпуску печатных изданий, искусству бизнес-презентации, визуальной журналистике, дизайну мультимедийных изданий. Студенты имеют возможность развивать свои навыки владения программным обеспечением, разрабатывать самостоятельные визуальные материалы, печатные издания, веб-проекты.

Здесь разрабатывается, совершенствуется и апробируется в конкретных экспериментах методика комплексного моделирования периодических издания. Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала. Она предполагает участие молодых исследователей в четырех уровнях подготовки изданий: определение типологического статуса издания, его тематического разнообразия, жанровой структуры и композиционно-графической модели.

Интересен издательский проект студентов факультета журналистики, осуществляемый на протяжении последних двух лет — научно-популярный журнал «INFOBOX». Журнал «INFOBOX» — это серия специализированных выпусков, в печатной и электронной форме содержащих систематизированные актуальные материалы, которые целесообразно применять в процессе изучения различных специальных учебных дисциплин факультета. Этот проект можно рассмотреть в качестве наглядного примера применения современных медиа-образовательных технологий в высшем учебном заведении и разработки нового образовательного ресурса.

Одной из важных и актуальных общественных задач является сегодня преодоление сугубо потребительского отношения публики к средствам массовой информации, формирующегося в условиях информационного рынка. Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ, его логической переработке. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.

В конечном счете, медиаобразование призвано расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на СМИ, активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России.

Литература:

  1. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. «КАНОН-пресс-Ц» 2003
  2. Реснянская Л. Двусторонняя — коммуникация: общественный диалог. М. 2001.
  3. Федоров А. В. Медиапедагогика Ю. Н. Усова//Искусство и образование. 2003. — № № 3, 4.
  4. Федоров А. В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. — 2000. — № 2. — С. 33–38.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, образовательное учреждение, огромный ресурс газет, процесс образования, юный потребитель информации.

Ключевые слова

медиаобразование, медиакультура, медийное содержание., медийное содержание

Похожие статьи

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Важность владения иностранными языками с точки зрения практического опыта работы в сфере туризма

Статья посвящена роли иностранных языков в современном мире. Описываются 10 важных мировых языков, которые были отобраны по их ценности и возможностям использования в глобальном масштабе. Подчеркивается тот факт, что в эпоху глобализации проблема вза...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Реклама в mass media как средство коммуникации

В статье рассматривается взаимодействие рекламы со средствами массовой информации. Рассматривается история становления рекламы и ее связь с развитием экономики страны. Устанавливается, что реклама имеет не только экономическую и социальную силу, но я...

Похожие статьи

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Важность владения иностранными языками с точки зрения практического опыта работы в сфере туризма

Статья посвящена роли иностранных языков в современном мире. Описываются 10 важных мировых языков, которые были отобраны по их ценности и возможностям использования в глобальном масштабе. Подчеркивается тот факт, что в эпоху глобализации проблема вза...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Реклама в mass media как средство коммуникации

В статье рассматривается взаимодействие рекламы со средствами массовой информации. Рассматривается история становления рекламы и ее связь с развитием экономики страны. Устанавливается, что реклама имеет не только экономическую и социальную силу, но я...

Задать вопрос