Рукоделие - важная составляющая женского образа в русской прозе
Автор: Харлушина Алла Александровна
Рубрика: Художественная литература
Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.
Дата публикации: 29.12.2016
Статья просмотрена: 1831 раз
Библиографическое описание:
Харлушина, А. А. Рукоделие - важная составляющая женского образа в русской прозе / А. А. Харлушина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1811/ (дата обращения: 19.12.2024).
Образ женщины можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. В данной статье обратимся к знаменитым женским образам русской прозы. Постараемся показать, как писатель, упоминая о том, что его героиня рукодельничает, тем самым расширяет наше представление о внутреннем мире женщины, её мироощущении и утончённости души.
Образ прядущей или вышивающей женщины издавна считался лиминальным: он таит в себе особое проявление женской природной силы. Занимаясь творчеством, рукодельница впадает в одно из самых прекрасных и гармоничных состояний. Обладая творческой энергией, неся её в себе, передавая её окружающему миру, женщина, имеющая дело с полотном и нитью, излучает энергию, любовь и положительные эмоции. Действительно, в женском рукоделии есть некое таинство, когда из простой нити, благодаря умелым рукам мастерицы, получается шедевр.
Не случайно в качестве объекта, музы для своего творчества многие знаменитые художники часто выбирают женщину-рукодельницу. Достаточно упомянуть имя русского художника В. А. Тропинина, который с уважением и нежным трепетом к женскому труду создал известные всему миру полотна — «Кружевницу», «Пряху», «Золотошвейку». Также многие писатели, прославившиеся созданием знаменитых женских образов, нередко при описании своих героинь вскользь упоминают о том, что они занимаются рукоделием. Между тем, эта маленькая, на первый взгляд, художественная деталь несёт в себе мощный подтекст, повествует о сакральности женщины, умеющей широко использовать своё умение терпеливо доводить дело до конца. Вспомним, что художественная деталь — компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.Художественная деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Люди, которые занимаются творчеством, обладают, как минимум, тонким художественным вкусом. Более того, далеко не каждому легко даётся монотонная работа типа вышивания или вязания. Тонкая восприимчивая чувствительность — главная, на наш взгляд, особенность творца.
В связи с этим обратимся к образу девушки-крестьянки, созданному Н. М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Эта повесть — шедевр русской сентиментальной прозы. Краткий словарь литературоведческих терминов даёт нам следующее определение сентиментализма — «направление (течение) в литературе и искусства второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира» [7, С.161]. Авторы в своих произведениях, написанных в духе сентиментализма, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении. Так и главная героиня повести, Лиза, воплощает идею чистоты и благородства, она добра, мечтательна, ранима и чувствительна. Описывая её, автор указывает на то, что Лиза очень трудолюбива: «Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве» [5, С. 31]. Карамзин не рассказывает, насколько мастерски она владела своим творчеством (это не было главной задачей писателя), но сам факт упоминания того, что Лиза «ткала» и «вязала», говорит о том, что это человек, склонный к искусству. И автор очень ценил это. Именно «…способность к сочувствию и острому восприятию окружающего мира — ценилось сентименталистами в человеке превыше всего» [4, С.6]. Не удивительно, что Лиза способна глубоко и верно любить, однако, любовь стала началом гибели для героини. Не выдержав предательства возлюбленного, девушка бросается в озеро… Автор показывает, как легко ранить и погубить человека, способного на искренние чувства.
Рассмотрим следующий женский образ, важный в контексте наших рассуждений, — на этот раз барской дочери Маши Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский». Рано потеряв мать, познав чувство одиночества и вкусив сладость сентиментальных романов на лоне природы, Маша превратилась в кроткую, чуткую и мечтательную девушку. Пушкин наделяет её такими прекрасными чертами, как умение петь и вышивать. О втором таланте своей героини автор рассказывает как о настоящем мастерстве: «Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком. Она не путалась шелками, подобно любовнице Конрада, которая в любовной рассеянности вышила розу зеленым шелком. Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, не смотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко» [6, С.68].
Маша так же, как и Лиза у Карамзина, — горячо любящая натура и высоко ценящая духовное богатство человека. Мария Кириловна влюбляется в молодого учителя, оказавшегося разбойником Дубровским. Отец Маши выдаёт её замуж за нелюбимого, но богатого человека. Затем Дубровский предлагает ей свою помощь, но она уже не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. Благородство души,необычайные чувства ответственности и долга, которые Маша прочно впитала в себя с детства, — главные качества героини романа. В этом и достоинство Марии Троекуровой, и её жизненная драма. Можно предположить, что, наделяя свою героиню талантом рукоделия (Маша мастерски владеет искусством вышивания), Пушкин тем самым хотел показать, что увлечённая творческой работой женщина обогащает себя уверенностью, мудростью, природной силой, приобретает жизненную стойкость. Отсюда и честь, долг, ответственность Марии, которые для нее оказались дороже любви.
Продолжая тему, обратимся к ещё одному колоритному женскому образу — Ольги Сергеевны Ильинской из романа И. А. Гончарова «Обломов». В личности Ольги — особая одухотворенность, призванная быть ангелом-хранителем Обломова и разбудить его уснувшую душу. Рассказывая о возвышенности души Ольги, автор наделяет её такими качествами, как проницательность, уравновешенность, гордость, одухотворённость. Ильинская живет богатой духовной жизнью, она полна стремления к деятельности. Это снова творческий, талантливый человек: Ольга Сергеевна прекрасно поёт, занимается на досуге рукоделием. Гончаров неоднократно акцентирует внимание читателя на том, что его героиня любит вышивать: «…Вы заняты были — спросила она, вышивая какой-то лоскуток канвы…» [3, C.222]. «- Что это вы работаете? — спросил он, чтоб переменить разговор. — Сонетку, — сказала она, развёртывая свиток канвы и показав ему узор, — барону» [3, С.223]. Героиня мечтает подтолкнуть своего возлюбленного к действию, к обретению цели в жизни, но убеждается в тщетности своих усилий, и в итоге вынуждена порвать с ним. Разумом Обломов понимал, что любовь должна быть яркой, пылкой, но сердце его стремилось к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов. Ольга любит того Обломова, которого создала сама в своем воображении, но несоответствие духовных миров героя выдуманного и истинного погубило в ней это чувство. В итоге Ольга выходит замуж за своего идеала, но тоскует о том, кого не смогла изменить, перевоспитать, воодушевить. Богатый внутренний мир девушки, её одухотворённость, эстетическая утончённость, показанные автором в том числе и через её любовь к творчеству, оказываются несовместимыми с мечтой Обломова жить согласно старинному укладу родной Обломовки.
Особый интерес в плане рассматриваемой нами темы представляет творчество И. С. Тургенева. Данный автор известен как создатель знаменитых женских образов, ставших нарицательными. «Тургеневская девушка» ассоциируется у читателя с образом чистой, порядочной, доброй, нежной, тонко чувствующей и в то же время умной, смелой и решительной героиней. Именно такими предстают перед нами Ася из одноимённой повести, Зинаида из повести «Первая любовь», Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо» и другие героини.
В своем творчестве Иван Сергеевич использовал широкий спектр литературных приемов: пейзажи, композиционное построение, символы, систему второстепенных образов, речевые характеристики и др. Но наиболеемногогранным средством авторского воплощения идей и образов является художественная деталь. Этот прием, с нашей точки зрения, не только дает читателю более широкое и яркое представление о каком-либо образе, интерьере, психологическом состоянии, но и обращает наше внимание на такие его черты, которые автор счел нужным подчеркнуть. Так, главную героиню повести «Ася» можно увидеть читающей книги, гуляющей по развалинам крепости, вышивающей. И всё это — отражение ее богатого внутреннего мира.Более близкое знакомство с Асей дает возможность понять, что она — искренняя, добрая, правдивая, умная девушка. Ей чужды ложь, фальшь и притворство, она не приемлет рамок и ограничений. От других девушек своего времени Ася отличается естественностью поведения, стремлением быть в гармонии с окружающим миром. Описывая героиню, автор детализирует её одежду, причёску, манеру поведения и творчество: «Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась» [8, С.144–145].
Тургенев не случайно изобразил Асю за занятием шитьём. Когда женщина рукодельничает, она входит в гармонию со своей женской природой. Творческий полёт мысли создаёт хорошее настроение, благотворные вибрации и внутреннюю гармонию, передающиеся не только изделию, но и всем окружающим. Представляя героиню в образе «скромной» рукодельницы, писатель невольно заставляет нас симпатизировать ей, желать приблизиться к её нравственной чистоте.
Однако чистое чувство любви Аси разбивается о малодушие, нерешительность и эгоизм возлюбленного. Восторженная, полудетская любовь девушки пугает слабовольного героя. «Светла и прекрасна чистая первая любовь Аси, неудержим её порыв к счастью, к свободе. Но лучшие стремления девушки не находят своего воплощения, они разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого и пустого человека, которого она приняла за героя, в столкновении с «обычным порядком» окружающей её жизни» [2, С. 124].
Не менее трогательно представлен Тургеневым образ Зинаиды Александровны Засекиной в повести «Первая любовь». Зинаиде 21 год, и автор описывает её прекрасный возраст как промежуточное положение между детством и взрослостью. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников Зинаиду забавляет. Она старше юноши, влюбившегося в неё, на 5 лет. Но, несмотря на всю противоречивость поведения княжны, мы ощущаем исходящий от неё свет: «Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой; солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь» [9, С.411].
Излучающий свет можно увидеть и при занятии Зинаиды рукоделием. В кульминационной беседе княжны с влюблённым в неё юношей она просит его помочь ей распутать шерсть и смотать её в клубок: «Княжна села, достала связку красной шерсти и, указав мне на стул против неё, старательно развязала связку и положила мне её на руки. Всё это она делала молча, с какой-то забавной медлительностью и с той же светлой и лукавой усмешкой на чуть-чуть раскрытых губах. Она начала наматывать шерсть на перегнутую карту и вдруг озарила меня таким ясным и быстрым взглядом, что я невольно потупился. Когда её глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою, — её лицо изменялось совершенно: точно свет проливался по нём» [9, С.410].
Мы понимаем, что свет — это особый знак, который говорит нам о внутренней красоте Зинаиды, чистоте её души. Но в контексте наших рассуждений важен тот факт, что предмет обожания Тургенева снова неравнодушен к рукоделию, раз в арсенале героини имеется пряжа. Понятно, что автор обожествляет свой идеал, видит в ней женщину-ангела, богиню. И представление Зинаиды в образе «старательно», «прилежно» распутывающей нити рукодельницы ярко повествует нам об этом.
В древности считалось, что судьба человека — это нить, и боги прядут ее в том виде, в каком люди потом живут, предопределяя будущее. Именно поэтому образы богинь судьбы часто связывали с образом нити, прялки, веретена. В народе считалось, что женщины-рукодельницы также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. Так, можно полагать, что этим важным в решении образа героини детальным описанием занятия с нитями подчёркиваются её магические свойства. И правда, Зинаида так и манит к себе юношу-рыцаря, притягивает его всеми своими чарами. Даже после «внезапной смерти» Зинаиды она долго вспоминалась рассказчику, грезилась ему во снах, прочно запав в душу.
Таким образом, художественная деталь служит И. С. Тургеневу для создания лаконичных и ёмких художественных образов, которые помогают ему раскрыть характер героев. Используя художественную деталь, Тургенев невидимо направляет читателя в нужное русло, давая ему возможность самому сделать вывод из тех или иных явлений.
Завершим наш обзор литературных женских образов, так или иначе орудующих иглой, нитями и полотном, описанием внешности главной героини рассказа И. А. Бунина «Натали». В этом произведении Бунин представляет нашему вниманию два контрастных персонажа — Соню и Наташу, в которых одновременно влюблён герой рассказа Виталий Мещерский. И если с Соней у него завязывается нечто похожее на обычный роман, то чувство к Натали совсем иного рода. Одна лишь мысль о ней охватывает его «чистым любовным восторгом». Высшую радость видит герой рассказа даже в том, чтобы просто находиться рядом с прекрасной девушкой и смотреть на нее. Описанию Сони, –женщины, разжигающей страсть чувственной любви, автор уделил гораздо меньше строчек, чем описанию внешности и созданию образа загадочной Натали.
Следует отметить, что Бунин не раз в рассказе описывает внешность Натали при занятии шитьём или вышивкой: «Она, и без того молчаливая, становилась всё молчаливее, играла в крокет или вышивала излишне пристально» [1, С.393]. «Она, наклонясь, что-то шила, мелькая правой рукой, я читал и от времени до времени с сладкой тоской взглядывал на ее левую руку, видную в рукаве, на рыжеватые волоски, прилегавшие к ней выше кисти и на такие же там, где шея сзади переходила в плечо, и читал все оживленнее, не понимая ни слова» [1, с.395].
И. А. Бунин как мастер тонкого психологического портрета находитточныекраски, тона и полутона,верноподмечает детали внешности героини, чтобы они максимально помогали ему в создании образа. Так, помимо использования в тексте рассказа подробной портретной характеристики Натали автор дополняет её некоторыми штрихами, например, такими, как занятие шитьём или вышиванием. И эти штрихи очень важны для нас, поскольку именно они помогают представить нам героиню, дающую высшую небесную радость жизни. Такая героиня, как Натали, интересна самому автору, который считает, что женщина — это что-то божественное, неземное, загадочное.
Итак, мы рассмотрели разнообразие великолепных женских образов, изображённых великими писателями в известных произведениях. Каждый образ — по-своему уникальный, самобытный, интересный и запоминающийся. В каждом из них прослеживается отношение автора, создателя, его мироощущение. Однако при всём многообразии портретов у них есть нечто общее, что их объединяет — это чистота души, способность любить, тонко чувствовать мир и …творить. На наш взгляд, с помощью данной художественной детали создатели женских портретов подчеркивают незаурядность своих героинь. Уже само стремление творить красоту можно сравнить с вдохновением художника, у которого есть эмоциональность, чувственность, воля, стремление к неизведанному. Настоящий художник не сможет творить, если его душа холодна, а чувства не воспринимают красок жизни и гармонию природы, общества. Творческие люди видят мир более утончённо, переживают острее, чувствуют сильнее, чем остальные.
Таким образом, мы увидели, что писатели нередко показывают читателям умение своей героини орудовать иглой и нитью. Такая художественная деталь говорит нам о сакральности, неповторимости, эстетической утончённости, чуткости, особой черте женщины-рукодельницы с богатым внутренним миром.
Литература:
- Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева: Роман; Тёмные аллеи: Рассказы / Вступ. Ст. и примеч. О. Михайлова. — М.: Литература, Мир книги, 2005. — 496 с.
- Винникова, Г. Э. Тургенев и Россия. — М.: «Сов. Россия», 1971. — 336 с.
- Гончаров, И. А. Обломов: Роман / Вступит. Ст. В.Вербицкого; Коммент. Л.Гейро. — М.: Мир книги, Литература, 2007. — 480 с.
- Горелик, Л. Л. Жизнестроитель // Карамзин, Н. М. Бедная Лиза: повести. Вступ. ст. Л. Л. Горелик. — М.: Дет. Лит., 2007. -173 с.
- Карамзин, Н. М. Бедная Лиза: повести. Вступит.ст. Л. Л. Горелик. — М.: Дет.лит, 2007. — 173 с.
- Пушкин, А. С. Дубровский: роман. Ленинград: «Детская литература», 1977.
- Тимофеев, Л.И., Тураев, С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1978, — 223 с.
- Тургенев, И. С. Рудин, Ася. — Архангельск: Сев-зап. Книжное издательство, 1974.
- Тургенев, И. С. Дворянское гнездо; Отцы и дети; Повести. — М.: Правда, 1984. — 464 с.