Творчество Бальзака | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Художественная литература

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (6) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 10231 раз

Библиографическое описание:

Нажмиддинов, Т. Х. Творчество Бальзака / Т. Х. Нажмиддинов. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 2 (6). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/59/2384/ (дата обращения: 18.12.2024).



Оноре́ де Бальзак — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.

Ключевые слова: Революция, дворяне, Вандом, этюды, крестьянин, несовершенства

В творчестве Бальзака критический реализм поднимается на свой наивысший уровень. В его творчестве отражен вымирающий класс аристократизма, его характер, паразитизм и его жажда к деньгам и богатству. Бальзак родился в городе Тур 20 мая 1799 года. Его отец, вначале бывший простым крестьянином, разбогател торговлей и покупкой дворянских земель, которые были конфискованы в годы Первой Французской Буржуазной Революции (1789–1794).

В 1806 году Бальзак поступает в колледж Вандом. Его не интересовали школы церковного стиля и он постепенно начинает читать произведения таких просветителей, как Дидро, Руссо и др.

Родители Бальзака требуют от него, чтобы он стал юристом, поэтому, несмотря на свои пристрастия к литературе, ребенок был вынужден слушаться своих родителей. В 1814 году после переезда в Париж, Бальзак поступает в Университет юриспруденции и оканчивает его в 1819 году. Родители Бальзака относились к профессии писателей очень отрицательно, но Бальзак занимался литературой. Он пишет свою лирическую трагедию «Кромвель», однако произведение терпит неудачу. Несмотря на это, Бальзак еще сильнее привязывается к литературному процессу.

Он не сразу достигает славы, теперь Бальзак начинает издавать произведения классиков (таких как Мольер, Лафонтен), создает типографию, занимается продажей бумаги, но эти его дела не помогли ему разбогатеть, а наоборот, умножили его долги. Теперь Бальзак, бросив все эти занятия, начинает писать много произведений. Его книги начинают привлекать все больше и больше читателей, издатели разбогатели от продажи его произведений, но Бальзак до конца своей жизни не смог избавиться от своих долгов, да и в личной жизни тоже он не был счастлив. Его брак с польской графиней Эвелиной Ганской в 1850 была неудачной. Бальзак, долго ждавший этот брак, женится в Бердичеве (Белоруссии) и уезжает в Париж, но умирает спустя 6 месяцев (Графиня Эвелина Ганская была полячкой, она выходит замуж за Байрона после женитьбы своего сына и замужества своей дочери, так как она была замужем за старого графа и дожидалась его смерти. Бракосочетание состоялось в марте 1850 года, а Байрон умер в августе того же года и графиня осталась его единственной наследницей).

В 1834 году Бальзак думает о соединении всех своих произведений под одну большую книгу — так, у него рождается мысль о создании «Человеческая комедия».

Причиной этому служит его беседа с одним другом о «Божественной комедии» Данте и Бальзак тоже решает назвать свою книгу «Человеческая комедия». В 1841 году составляет план «Человеческая комедия» и пишет для нее введение. По его словам, он желает писать историю народов Франции и и неоднократно твердит, что французское общество является историком, а он — его секретарем.

В одном месте своего Введения он говорит: «Человеческая комедия» должна изображать всю социальное бытие, не пропустив ни одного момента в жизни человека. Здесь не должен быть пропущен ни один тип, ни характер одного какого-нибудь мужчины или женщины, ни одна профессия, ни одна какая-либо форма жизни, ни одна социальная группа, ни одна область Франции, ни молодость, ни старость, ни политика, ни военное дело и ни даже право.

Самое главное — не должна быть пропущена история человеческого сердца, история социальных отношений, здесь должны присутствовать не выдуманные факты, а события, происходящие всегда и повсюду».

Бальзак свое произведение делит на 3 части:

  1. «Этюды о нравах» – «Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829–1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834–35) и пр.
  2. «Философские этюды» – «Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837–43) и пр.
  3. «Аналитические этюды» – «Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837).

Гобсек — ростовщик. Он с детства накапливает деньги и богатство несмотря ни на какие обстоятельства.

У него нет никого кроме денег и золота, сам он живет в убогой хижине. Он — человек, навсегда отвернувшийся от счастья, от радостей жизни, по его мнению «Из всех радостей на земле человечеству нужен лишь один и он так нужен людям, что даже стоит бегать за ним — и это есть золото». Несмотря на свою старость, он не расстается с мыслью о накоплении золота, он дает людям взаймы и берет процентами, банкротство должников радует этого человека.

Гобсек живет в одиночестве, в плохих условиях, в подвале лежат его просроченные продукты, но он не сможет есть их из-за своей жадности. Только иногда он спускается в подвал и немножко наливает себе просроченного пива. Он кладет и оставляет свои золота в мешке и временами наслаждается их звуком тряся мешком.

В его хижине была есть и маленькая библиотека, но он никогда не читает книг, а только рассматривает бесчисленные векселя, положенные среди книг. Гобсек был вот таким низким, негодным, подлым человеком, он останется таким же до конца своей жизни. Бальзак в этой повести создал обратившего на себя внимание всего Парижа человека паразитного типа. Когда деньги становятся самой главной силой, люди, похожие на Гобсека держат под своей властью всех коммерсантов, министров, аристократов, писателей и артистов. Смеяться над судьбою этих людей, контроль над их жизнью, насильно диктовать им свои условия и стать свидетелем их унижения — вот главная цель людей, похожих на Гобсека.

«Я настолько богат, что могу подкупить совесть министров, даже их любовниц, разве это не считается настоящей властью? Я могу иметь даже самых красивых из женщин, слушать их ласки, разве не это ли настоящее наслаждение?» — говорит Гобсек.

Бальзак не жалеет красок для преувеличения образа Гобсека. Образ Гобсека воплощает в себе характер самого крайнего ростовщика эпохи буржуазии. Гобсек владеет большим умом, он очень рассудительный. В его мировоззрении лежит философия целой эпохи:

«В золоте — говорит Гобсек, — распределена вся сила и мощь человечества».

Писатель в своей повести показывает не только характер Гобсека, но и неравенства в жизни буржуазии, тяжелую жизнь, бедность трудящихся.

Самым основным романом в «Людской комедии» Бальзака является произведение «Отец Горио». И в этом романе Бальзак показывает мир денег, жизнь одного семейства в буржуазном обществе, свойство золота убивать в личности все его человеческие качества.

Главные герои романа: отец Горио, две его дочери — Анастаси и Дельфина, бедный студент — юрист Евгений Растиньяк и каторжник Вотрен.

В одной из улиц Парижа, в пансионе мистера Воке живут люди разных профессий, среди них есть и отец Горио, Растиньяк и Вотрен.

Отец Горио раньше работал владельцем вермишельной фабрики, заработал очень много денег и имел огромное богатство. Старик выдает свою дочь Анастаси за графа де Рострога, а Дельфину — за банкира Нюсингена. Он тратит очень большие денги для их приданого и после свадьбы дочери растратили его оставшиеся средства. Его зяти не пускают старика в его собственный дом. Отец Горио, обедневший и забытый своими дочерями, живет тяжелой жизнью в пансионе Воке. Парень по имени Растиньяка, здесь же проживающий, стремится проникнуть в общество высшего сословия Парижа. Взяв деньги, отправленные своей матерью, сестрами и тётей, и купив себе хорошую одежду, при помощи своей давней родственницы виконтессы де Боссан знакомится с Дельфиной и становится ее любовником. И виконтесса де Боссан, и Дельфина учат его как проникнуть в общество высшего сословия. Каторжник Вотрен тоже дает ему советы для достижения своих целей. Вотрен говорит, что задачей каждого молодого человека является добытие денег любым путем. Он говорит:

− Если вы убьете наследника-сына Тайфера, его наследство на миллионы останутся его единственной дочери Викторине, вы с легкостью женитесь на этой девушке и станете владельцем огромного богатства… Вы что, боитесь? В этом деле нечего боятся, убить человека для меня легко как сплюнуть. Но вы не должны забыть обо мне после того, как завладеете богатством и дадите мне часть этого богатства.

Но Растиньяк не слушается его, так как в то время у него было все хорошо и с дочерью отца Горио Дельфиной. В конце концов отец Горио умирает от болезни, и ни его дочери, ни зяти не приходят для того, чтобы увидеть его в последний раз. Старика хоронят Растиньяк и его друг студент. Бальзак в этом романе мастерски показывает, что для буржуазного общества деньги стоят выше — выше убийства и выше родителя.

Отец Горио любил своих дочерей, но дочери любили своего отца только ради его денег и богатства и отвергаются от него, когда у отца не остается денег. Обе дочери старика были избалованными, щеголеватыми, любили блистать на балах, в театрах и салонах. Для этого надо было много денег и они отнимают у отца все его деньги и когда у отца заканчиваются деньги, бросают его. Их мужья тоже являются эгоистичными, низкими, подлыми лицами.

В романе образ Растиньяка считается особенным и характерным. Он, желая занять свое место в буржуазном обществе, проникается в законы и правила этого общества, приспосабливается им. По происхождению Растиньяк — аристократ (поэтому виконтесса де Боссан является их дальним родственником), но по социальному положению он обедневший. С одной стороны Вотрен, с другой стороны де Боссан «дают уроки», объясняя ему законы буржуа.

Вотрен говорит Растиньяку:

«Сколько будете хладнокровно размышлять, столько и продвинетесь дальше. Будьте жестоким к чужим, вас будут бояться. Относитесь к мужчинам и женщинам как к лошадям почтовой тележки, только тогда вы достигнете своего»

Сходство в словах Вотрена и виконтессы де Боссан удивляют Растиньяка. Если Вотрен говорит открыто и прямо (он тем и отличается от представителей буржуа), то де Боссан говорит скрыто, как бы пряча свои намерения.

Таково и есть «школа» формирования Растиньяка.

Вотрен — типичный образ, вырастивший в буржуазной сфере. Он беспринципный человек, призывающий к идеологии грабежа и жестокости. Особенности, свойственные представителям буржуа свойственны и ему, но разница в том, что Вотрен может откровенно излагать проступки буржуа, так как другие представители буржуа стараются скрывать свои недостатки. Вотрен — преступник, сбежавший из каторги, которого ищет полиция. Бальзак называет Вотрена «королем каторги». Он торгуется совестью человека и не останавливается перед никаким зверством при необходимости, он сам убивает Гайде.

«Он воплощает в себе все несовершенства общества вместе с его жестокостью» — говорит автор. Так как он является типичным образцом, выросшим в буржуазной сфере, он говорит следующие слова, принадлежащие буржуазии: «Если ты давишь других, сам будешь хорошо жить», «Жизнь — это кухня, если ты хочешь вкусно есть, тебе придется испачкать свои руки, но если ты знаешь, где после этого хорошенько вымыть руки — все, это и есть весь этикет нашего времени», «Плюньте на свои убеждения и идеологии, и если надо, продайте их».

Буржуазное общество поэтому не любит Вотре и преследует его, так как он хорошо разузнал все козни этого общества. Образ Вотрен становится служащим полиции в романе «Блеск и тусклость куртизанки». Таким образом, он откровенно раскрывает буржуазные законы и теперь начинает проявлять их в себе. Из этого Бальзак заключает следующее:

− Между законом и беззаконностью буржуазии не существует принципиальной разницы.

Бальзак, взявший под беспощадную критик у, в конце произведения показывает и гибель этого общества в будущем, показывая, как отец Горио, умирая, говорит, что если дочери отвергаются от своих отцов, то и жизнь идет вспять.

А Растиньяк, усваивая жестокие правила этого общества, взбирается на самую высокую ступень и в конце концов становится министром. В заключение надо отметить, что Бальзак в этом романе раскрывает все мерзкие стороны буржуазного мира.

Литература:

  1. Бальзак Оноре де. Гобсек: Собр. соч. в пятнадцати томах, т. 3. — М.: Художественная литература, 1952.
  2. Бальзак Оноре де. Евгения Гранде: Собр. соч. в пятнадцати томах, т. 4. — М.: Художественная литература, 1952.
  3. Бальзак Оноре де. История величия и падения Цезаря Бирото: Собр. соч. в пятнадцати томах, т. 8. — М.: Художественная литература, 1953.
  4. Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа: Собр. соч. в пятнадцати томах, т. 13. — М.: Художественная литература, 1955.
  5. Баум Фрэнк. Удивительный волшебник из страны Оз. — М.: Рипол Классик, 1997.
  6. Боборыкин П. Д. Василий Теркин: Соч., т. 3. — М.: Художественная литература, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): отец, буржуазное общество, дочь, представитель буржуа, произведение, буржуазная сфера, конец концов, Париж, тяжелая жизнь, французское общество.

Ключевые слова

революция, дворяне, Вандом, этюды, крестьянин, несовершенства

Похожие статьи

Экзистенциализм: о «процессе по делу обо всей вселенной»

При жизни Кафки немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924). Несмотря на это обстоятельство, он уже в ...

О духовной чистоте в поэзии Махтумкули Фраги

Золотым веком туркменской литературы считается XVIII век. В этом столетии сформировалась и распространилась по всему миру туркменская национальная литература. Этот век подарил туркменской литературе Махтумкули. Вопросы, отображаемые в поэзии Махтумку...

Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник»

В статье представлен анализ главных образов романа Джона Голсуорси «Собственник». Для писателя оплотом к его замыслу и построению стала традиция реализма. Показывая самые типичные образы буржуа, писатель дает полную картину царившего уклада жизни в X...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы

В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, та...

Место травелога как литературного жанра в творческом наследии Лоренса Даррелла

Лоренс Даррелл (1912–1990) — английский писатель-путешественник, публицист, автор ряда романных циклов, путевых книг и поэтических сборников. Однако особое место в его творческой биографии занимает жанр травелога. Наиболее значимым циклом его путевой...

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

Влияние видов искусства на мировоззрение человека (на примерах литературы)

В статье рассмотрено влияние различных видов искусства на людей с помощью примеров из произведений отечественных писателей, таких как, Александр Степанович Грин — книга «Зелёная лампа» — через образ главного героя Джона Ива, Антон Павлович Чехов — ра...

Черты ренессансной новеллы в новеллах У. С. Моэма (на материале сборника «Космополиты»)

Рассматривается влияние новеллы эпохи Возрождения на английскую новеллу XIX-XX вв. на примере творчества У. С. Моэма. Писатель использует типичные для ренессансной новеллы образы и мотивы, перерабатывая их в реалистическом ключе.

Похожие статьи

Экзистенциализм: о «процессе по делу обо всей вселенной»

При жизни Кафки немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924). Несмотря на это обстоятельство, он уже в ...

О духовной чистоте в поэзии Махтумкули Фраги

Золотым веком туркменской литературы считается XVIII век. В этом столетии сформировалась и распространилась по всему миру туркменская национальная литература. Этот век подарил туркменской литературе Махтумкули. Вопросы, отображаемые в поэзии Махтумку...

Своеобразие буржуазного общества в романе Джона Голсуорси «Собственник»

В статье представлен анализ главных образов романа Джона Голсуорси «Собственник». Для писателя оплотом к его замыслу и построению стала традиция реализма. Показывая самые типичные образы буржуа, писатель дает полную картину царившего уклада жизни в X...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы

В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, та...

Место травелога как литературного жанра в творческом наследии Лоренса Даррелла

Лоренс Даррелл (1912–1990) — английский писатель-путешественник, публицист, автор ряда романных циклов, путевых книг и поэтических сборников. Однако особое место в его творческой биографии занимает жанр травелога. Наиболее значимым циклом его путевой...

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

Влияние видов искусства на мировоззрение человека (на примерах литературы)

В статье рассмотрено влияние различных видов искусства на людей с помощью примеров из произведений отечественных писателей, таких как, Александр Степанович Грин — книга «Зелёная лампа» — через образ главного героя Джона Ива, Антон Павлович Чехов — ра...

Черты ренессансной новеллы в новеллах У. С. Моэма (на материале сборника «Космополиты»)

Рассматривается влияние новеллы эпохи Возрождения на английскую новеллу XIX-XX вв. на примере творчества У. С. Моэма. Писатель использует типичные для ренессансной новеллы образы и мотивы, перерабатывая их в реалистическом ключе.

Задать вопрос