Научно-технический обзор подхода к формированию системы образования и науки в развивающихся странах Юго-Восточной Европы. Аспекты биотехнологической отрасли | Статья в журнале «Биоэкономика и экобиополитика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Кадры биоэкономики

Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (1) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Сапатовски, С. О. Научно-технический обзор подхода к формированию системы образования и науки в развивающихся странах Юго-Восточной Европы. Аспекты биотехнологической отрасли / С. О. Сапатовски. — Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. — 2015. — № 1 (1). — С. 77-82. — URL: https://moluch.ru/th/7/archive/20/535/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В настоящей статье предлагается к рассмотрению положение дел, касающихся образования в государственных учреждениях стран, активно дышащих в сторону Евроинтеграции. На примере Республики Молдова, Одесской области, Приднестровья и - Румынии, автору удалось выявить некоторые сходства между подходами хоть и соседских, но все же разных государств, а также различия, принципиально отличающие одну систему от другой.

Ключевые слова: Молдова, Румыния, образование, Одесса, Приднестровье

 

Scientific and technical review of the approach to the formation of the system of education and science in the developing countries of South-Eastern Europe. Aspects of the biotechnology

S.O. Sapatovsky

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia

In this paper we propose to consider the situation concerning education in state institutions of countries actively breathing in the direction of European integration. In the case of the Republic of Moldova, Odessa region, Pr, and - in Romania, the author was able to identify some similarities between the approaches, though the neighborhood, but still different states, as well as differences in principle distinguish one system from another.

Keywords: Moldova, Romania, Education, Odessa, Transnistria

Система образования в Республике Молдова (РМ) еще очень далека до совершенства, однако, в последние годы можно отметить несколько возросшее стремление лидеров государственной власти к её реформированию. Процесс тянется уже давно, и занимает большое количество времени, как и любой переход от старого – к новому, тем не менее фактом остается то, что школы постепенно перерождаются в лицеи, медленно, но всё-таки переходят на систему электронного образования, также, ужесточился прием выпускных экзаменов для молдавских школьников, путем установки металлодетекторов перед входом в каждый кабинет для сдачи. Кроме того, не стоит забывать о том, что в Республике Молдова в начале 2000-х была введена так называемая Болонская Система, которая подразумевает 12-тилетнюю программу обучения для школьников, и 4-6 лет в вузах (в зависимости от специальности).

Бывшая Молдавская ССР, а ныне республика Молдова вновь вернулась к своим западным истокам, и вот уже много лет ее главная цель - евроинтеграция. Хорошо это или плохо, и как это скажется на образовании, покажет время, однако уже сейчас наблюдается отток русской молодежи из РМ для получения знаний, в государства более привлекательные. Например, в Италию, Германию, Россию, Румынию и Болгарию. Места в университетах занимаются за счет иностранных студентов, а также за счет студентов из регионов Молдовы, небольших сёл, деревень и областных центров, которые раньше могли лишь мечтать о получении высшего образования в столице. В настоящий момент в вопросах высшего образования у Молдовы те же проблемы, что и многих других стран - в системе образования трудятся 36 тысяч преподавателей и только 8% из этого числа составляют молодые специалисты, а 63% имеют трудовой стаж более 18 лет. Кроме того, много лет существующая контрактная система приёма в вузы оставляет многих абитуриентов «за бортом» нашего крейсера высшего образования. 

По статистике на 2013 год только 10% из них могли устроиться по специальности. Прошлым летом Молдавский государственный университет выпустил 9 тысяч студентов, а принял – 3, 7 тысячи. И это притом, что в образование в Молдавии называется бесплатным. Молдаване и украинцы, часто отдают свое предпочтение получению высшего образования в Румынии. Основная причина популярности – это возможность получения стипендий. В среднем в год Министерство образования Румынии выделяет около 2250 стипендий гражданам Молдавии на получение образования в Румынии. Что же касается россиян, то для них не предусмотрены целевые стипендии, но при большом желании можно претендовать на получение гранта на обучение в Румынии, благодаря двухстороннему соглашению между Россией и Румынией. Однако, если же студентом не получен грант на образование в Румынии, то по программе бакалавра обучение будет стоить от 3 до 4 тысяч долларов, а если рассматривать программу магистра, то стоимость повышается до 4-8 тысяч долларов, многое также зависит от выбранного учебного заведения и специальности. Так же важно не забывать, что в Румынских университетах требуется знание румынского языка, поэтому поступающему необходимо первый год обучаться на языковых курсах, которые в среднем стоят 2 тысячи долларов. Бесплатных языковых курсов в Румынии не предусмотрено. В связи с этим, на первый взгляд смущают большие затраты, но существует много плюсов получения образования в Румынии. Самый большой плюс – это возможность получения европейского диплома, который позволяет работать в любой стране Евросоюза. Немаловажен факт, что обучение проводиться частично и на английском языке, что позволяет выучить технический английский язык. А для работающих студентов, это возможность учиться заочно, то есть приезжать только на экзамены, а в результате получить европейский диплом. Также, если студент хочет подработать, у него есть такая возможность, так как администрация вузов позволяет иностранным студентам работать в течении учебного года — 15 часов в неделю и полный день на каникулах. Это позволяет покрыть часть затрат на обучение. Что касается остальных ступеней системы образования, Румыния не является исключением от любой другой Европейской страны. Следовательно, сначала идет детский сад, потом начальная школа, средняя, и далее высшие учебные заведения.

Если с Румынией всё понятно, то касательно Одессы и области, не всё так очевидно. В стране развал, на фоне происходящих политических событий, санкций, майдана, идет реформирование системы образования. Может быть где-то, в других регионах Украины, где проживают совсем другие люди, по менталитету, характеру и привычкой отношения к делу, может быть там мировая глобализация как-то и влияет, но Одесса – как жила, так и живет. В учебных заведениях работают всё те же люди, с теми же правилами и принципами, и преподают они интересно и увлекательно в любое время года, дня или ночи. 

Что касается фоновой структуры, то здесь всё, как и везде. Школа, начальная, средняя, бакалавриат, магистратура и докторантура. Единственно что, система оценивания насчитывает 12 баллов, вместо 5 (как в России, и 10, как в Молдове).

В университетах до сих пор преподают качественно, невзирая на происходящее. Однако, форумы полны на эту тему нелестными отзывами. Людям не нравится, что приходит новая власть, не нравятся нововведения, которые она несет с собой и вот какие отзывы можно услышать от самих жителей современной Одессы: «Советская система образования готовила ТВОРЦА, а сейчас нужно воспитывать грамотного ПОТРЕБИТЕЛЯ» пишет пользователь Tata или «Чем больше проходит времени с обретения т.н. «независимости», тем больше мы убеждаемся в том, что в СССР всё (ну почти всё) было правильно. Образование, ТВ, пропаганда, занятость, транспорт и т.п. Так за что-ж мы его так ненавидим? Но дело не в этом. Обычно, когда кто-то переезжает в новый дом, то из старого берёт с собой всё только самое нужное, лучшее и полезное. Украина-же забрала из старого дома всё д***** и приумножила его с помощью «современных западных технологий». Уверен, что система образования СССР была лучшей в мире. Сам её прошёл. Людей учили думать. А сейчас людей учат выполнять инструкцию. То-есть что? Правильно! Сделать из людей легкоуправляемое стадо ещё со школьной парты.» - пишет пользователь под никнеймом Compas. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система, которая есть сейчас и которая существовала до сих пор – это отличная система, обреченная на успех. А вот эта навязчивая болезнь руководителей стран Юго-Восточной Европы курсом Евроинтеграции наводит на думающее население страх и ужас. Поэтому провести какую-либо сравнительную характеристику между образованием в Молдове и в Одесской области не представляется возможным. Всё меняется и что будет завтра никому еще непонятно.

Приднестровская Молдавская Республика (сокращённо ПМР) — непризнанное государство на юго-востоке Европы. Граничит на западе с Молдавией, на востоке с Украиной. Выхода к морю не имеет. Общая протяжённость границы 816 км, в том числе с Молдавией — 411 км, с Украиной — 405 км. Территория Приднестровья официально считается частью Республики Молдова. С древних времён данная территория была населена тирагетами (фракийское племя). В раннем средневековье на территории современного Приднестровья жили славянские племена уличи и тиверцы, а также кочевники-тюрки — печенеги и половцы. Определённое время эта территория была частью Киевской Руси, а с 60-х гг. XIV века — Великого Княжества Литовского. Северное Приднестровье входило в исторический регион Подолия, а южное Приднестровье стало частью Золотой Орды (1242), с конца XV века вошло в Крымское ханство, со второй половины XVIII было подчинено Каушанской орде. По Ясскому мирному договору (9 января 1792 года) отошло к Российской империи. В то время это был малонаселённый регион, население которого было смешанным — в основном молдаване, украинцы, сербы, болгары. С конца XVIII века Российская империя осуществляет заселение этого региона для защиты своей юго-западной границы. Российские власти поощряют миграцию в Приднестровье болгар, русских, немцев, армян, греков и молдаван. На протяжении всего XIX века всё Приднестровье с городами Григориополь, Дубоссары и Тирасполь входило в состав Российской империи (Подольской и Херсонской губернии), Бендеры — в состав Бессарабской губернии. Эта территория — даже после Первой мировой войны — не принадлежала Румынии. Единственное исключение представляет город Бендеры и правобережная часть Слободзейского района, которые с 1918 по 1940 годы в составе Бессарабии были оккупированы королевской Румынией. Что же касается остальной части Приднестровья, то с 1917 она входила в состав Украины, а в 1922 совместно с ней вошла в СССР. И с тех пор, никто не может договориться. За прошедшие годы молдавские и приднестровские власти несколько раз предпринимали попытки наладить отношения. Стороны почти смогли договориться в 2003 году на базе плана урегулирования, предложенного Дмитрием Козаком, занимавшим в то время пост заместителя руководителя администрации президента РФ. По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве «гарантов» урегулирования конфликта. Буквально в последний момент, под давлением ОБСЕ и студенческих протестов, президент Молдавии Владимир Воронин отказался от подписания соглашения, заявив, что оно даёт односторонние преимущества ПМР и имеет скрытую цель — признание независимости Приднестровья. Переговоры возобновились лишь в 2005 в рамках региональной организации ГУУАМ на базе предложений, представленных украинским президентом Виктором Ющенко. Согласно новому плану, до августа 2005 парламент Молдавии должен был принять закон об особом статусе Приднестровья, по которому региону должны быть оставлены флаг, герб и три государственных языка — русский, украинский и молдавский. В случае если Молдавия перестанет быть самостоятельным государством, Приднестровье сможет выйти из её состава.

Но вот что касается образования, то учиться туда никто конечно не едет. Потому что дипломы даже аккредитованных вузов ПМР нигде кроме, собственно, самой ПМР и в некоторых случаях, Молдовы - не котируются. Более того, сами граждане непризнанной республики, имеющие гражданство и паспорт гражданина ПМР, не имеют возможности выехать дальше чем в РМ и по особому запросу - в Россию. Тем самым, вынуждая себя получать гражданство либо Украины, либо Молдовы, либо (если очень повезет и не бесплатно) то России. Есть ли смысл говорить о системе образования в этой маленькой стране, если дипломы о его окончании нигде не котируются? 

Продолжая тему получения ВО в Молдове, можно выделить университет, который достоин особого внимания. Это, бесспорно, Молдавский Государственный Университет Медицины и Фармации им. Николае Тестемицану. Университет является общепризнанным в мире, учреждением высшего образования, который готовит специалистов – медиков и фармакологов в соответствии с современными концепциями и международным уровнем обучения и подготовки будущих специалистов. В Университете действуют факультеты: Общей Медицины, Стоматологический, факультет Фармации и Подготовительное отделение для иностранных студентов, а также факультет Постдипломного образования (включая Резидентуру, отделение Докторской степени и степени Магистра). С целью эффективного процесса научно-практической подготовки врачей, стоматологов и фармакологов при университете были открыты: университетские клиники первой медицинской помощи, а также центр по подготовке и проверке практических знаний (в 2003 г.), стоматологические университетские клиники (в 1977 г.) и университетский фармацевтический центр (в 1982 г.). Подготовка персонала производится на основе современных программ, соответствующих Европейским стандартам; много внимания уделяется дидактическим методикам, традициям, передовым концепциям, анализу и синтезу, дисциплине и отношениям, а также вопросам творческого образования. Вводятся также методы интегрального образования, интерактивные методы, ситуационные проблемы, клинические случаи и медицинские услуги на дому, медицина, основанная на доказательствах, виртуальные программы, заочное образование, телемедицина и другие. Университетское образование в первые годы ведется на румынском, русском и английском языках. Существует так же франкофонное отделение (на факультете Общей медицины), с обучением на французском языке. Важную роль в процессе образования и исследований играет медицинская научная библиотека, в которой собраны более 1 миллиона книг и других современных источников информации. Университет подключен к интернету с 1997 г.; университетский информационный центр «Инфомедика» был открыт в 2002 году. И это действительно тот небольшой оазис молдавского образования, которым страна, по праву может гордится, потому что 95% студентов ежегодно оканчивающих Молдавский мед. Университет будут трудоустроены по окончании, и примерно половина из них – хорошо и за рубежом. Высокая миссия образования сотрудников принадлежит учебной профессорской команде с сильным интеллектуальным потенциалом и богатым профессиональным опытом. На 79 кафедрах, 11 курсах и в 14 научных лабораториях задействованы 1000 специалистов, включая 14 академиков и членов-корреспондентов Научной Академии Молдавии, почетных членов Академий других стран, 140 кандидатов наук и 536 с Докторской степенью в области медицины, 20 лауреатов Государственной премии в области науки и техники. Этот контингент специалистов, кроме дидактической и научной деятельности, поддерживает сотрудничество в области подготовки специалистов с 30 университетами и многими клиниками во Франции, Германии, Италии, Греции, Нидерландах, Чешской Республике, Словакии, США, Израиле, Румынии, России, Украине и других странах.

Чуть менее известный и намного более молодой Институт Микробиологии и Биотехнологии АНМ тоже достоин быть упомянутым. На данный момент, этот институт, еще совсем ребенок, летом 2015 г. ему исполнилось всего 8 лет, однако он является единственным в республике научным учреждением в области общей и промышленной микробиологии и именно он двигает молдавскую науку вперед. Кроме того, научные сотрудники института принимают активное участие и во внештатной деятельности, слетах и семинарах: в Европе, на Ближнем Востоке, а также в прошлом году, Национальный контактный центр «Биотехнологии», представил свои доклады и в России (Горизонт 2020, г.Воронеж, 2014г.).

Один из самых весомых вузов Румынии, требующий, по мнению автора, более подробного рассмотрения, это - второй по возрасту университет в Румынии, основанный еще в 1864 декретом принца Алексэндру Айоэна Кузы - Университет Бухареста. В 1694 Константин Бранковину, правитель Валахии, основал Королевскую Академию Святого Сава в Бухаресте (ныне - Университет Бухареста) с обучением на греческом языке. В 1776 Александр Ипсиланти, правитель Валахии, преобразовал учебный план Святого Академия Савы, где появились курсы французского, итальянского и латыни. В 1859г был добавлен Юридический факультет. В 1857 была присоединена Национальная Медицинская школа и Аптека. И наконец, в июле 1864 года принц Александру Ион Куза создал университет Бухареста, который сохранился по сей день и стал альма-матер для многих европейских студентов, стремящихся получить недорогое образование в недорогой стране, и для студентов из РМ, которые очень сильно хотят чувствовать себя европейскими гражданами (И неважно, что сидеть за круглым столом Шенгена придется на приставном стуле). На данный момент, по рейтингу QS университет Бухареста включен в 700 лучших университетов мира. С 2013 у университета есть 18 отделов, включающие такие области как естественные науки, гуманитарные науки, общественные науки и богословие, а также: Факультет математики и информатики; Факультет физики; Факультет химии; Факультет биологии; Юридический факультет; Факультет географии; Факультет философии; Факультет геологии и геофизики; Факультет журналистики и коммуникации; Иностранные языки и литература; Факультет политологии; Факультет социологии и социальной работы; Исторический факультет; Факультет баптистского богословия; Факультет православного богословия; Факультет римско-католического богословия и социальной работы. Кроме того, у университета имеется собственное издательство, различные научно-исследовательские институты и исследовательские группы (такие как Институт Политического Исследования, Институт Математики, Центр византийских Исследований, Семинарии Археологии Vasile Pârvan, Центра Ядерного Исследования, и т.д.), + программы докторской степени. В 2012г. Университет Бухареста был награжден Национальным Академическим Дипломом Превосходства, и в 2004г. Национальной Академической Медалью Превосходства. Все степени и дипломы, награжденные университетом, признаны на международном уровне. Университет Бухареста - является единственным вузом Румынии, в который действительно можно поехать получать образование. Однако не стоит забывать о многочисленных факторах, усложняющих процесс его получения, таких как например: Цыгане, мелкие кражи на улицах (см. Моральное истощение), тотальная безработица в стране, отсутствие дополнительных возможностей для саморазвития во время обучения. Например, студент из России приехал учиться в Бухарест, и он ждет какого-то "европейского подхода", ждет что его жизнь кардинально изменится потому что он попал в Европу, но на деле, такого не происходит.

Переходя к теме лучших вузов Одесской области, можно совершенно однозначно выделить Оде́сский национа́льный университе́т имени И. И. Ме́чникова (ОНУ) укр. Одеський національний університет імені І.І. Мечникова), до революции известный как Императорский Новороссийский университет, затем в советское время как Одесский государственный университет им. И. И. Мечникова — старейший ВУЗ на юге Украины. Со дня своего создания университет занимает одно из ведущих мест в формировании системы образования, в развитии научных исследований и культуры Украины. Он является одним из старейших университетов Украины и вместе с Киевским, Харьковским и Львовским университетами фактически определяет состояние и перспективы развития образования, науки и культуры в образовательной сети Украины. Занимает 9-е место в рейтинге высших учебных заведений Украины.

В 1817 году в Одессе гимназия и "Благородный институт" были преобразованы в Ришельевский лицей. Лицей был открыт на средства, пожертвованные бароном Штиглицем. Герцог де Ришелье подарил лицею свою пенсию. Аристократия, русская и иностранная, отнеслась к новому лицею с большим энтузиазмом: на воспитание в Одессу стали посылать детей не только из провинции, но и из обеих столиц. В числе первых воспитанников лицея встречаются имена князей Волконских, графов Сен-При и Рошфора, князя Четвертинского, графа Штакельберга и др. В 1837 году для Ришельевского лицея был Высочайше утвержден новый устав. Лицей стал отдельным и самостоятельным заведением, по составу и правилам весьма близким к университетам. При нем учредились отделения, имеющие характер университетских факультетов, были приглашены профессора, значительно расширилась библиотека. Влияние Ришельевского лицея на уровень образования окружающего его населения не дворянского происхождения было чрезвычайно велико. В 1862 преобразован в Императорский Новороссийский университет.

История высшего образования на юге Российской империи началась в 1865 году с учреждения Императорского Новороссийского университета и дальнейшее ее развитие неразрывно связано с деятельностью ОНУ. Общенациональное влияние ОНУ на образование заключается в том, что значительная часть высших учебных заведений на юге Украины создана на базе факультетов университета (Одесский государственный медицинский университет, Одесский государственный экономический университет, Одесская национальная юридическая академия).

ОНУ единственный среди университетов Украины, который осуществил своеобразный трудовой подвиг, беспрерывно трудясь во время Великой Отечественной войны, даже находясь в эвакуации.

За выдающиеся заслуги в подготовке специалистов в 1965 году ОНУ был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1978 году включён в перечень ведущих университетов СССР.

И по сей день Одесский Национальный Университет им. Мечникова играет большую роль в образовательной тенденции юга Украины. Невзирая на смену власти, на погромы, беженцев и пр. внешнеполитические проблемы, Университет работает на совесть и, подобно скале, ежегодно отражая внешние удары, берет под свое крыло новых студентов и выпускает хороших специалистов на благо светлого будущего страны.

Подводя итог, можно отметить что системы высшего образования и науки Республика Молдова, Румыния и Одесская область не стоят на месте. (Приднестровье под сравнение не попадает, в виду несостоятельности в роли отдельного государства). Каждая из перечисленных областей развивается своим чередом. Республике Молдова совершенно очевидно не хватает ресурсов, чтобы обеспечить достойное образование и впоследствии трудоустройство своих граждан, но попытки делаются. Пусть и в сторону Евроинтеграции. Это долгий путь, затрагивающий не только социальные аспекты и менталитет народа, но также и экономическое положение в стране и внешнюю политику. До тех пор, пока власти РМ не договорятся между собой, в каком направлении вести страну, вокруг будет хаос, сменяющийся раз в 4 года. Остаётся верить и надеяться, что придет новая коммунистически настроенная власть (как это было при В.Воронине), страна проснётся от проевропейского сна и, взглянув на положение вещей без розовых очков, сделает первый шаг навстречу сотрудничеству с РФ. В таком случае, дела страны семимильными шагами пойдут в гору. 

Одесса и Область жили, живы и будут жить. Несмотря на ситуацию на Украине, на взрывы, беженцев, приход к власти нового губернатора (Саакашвили), Одесса сильна духом, внутри. И это единственное из четырёх рассматриваемых мест, в котором вес имеет не власть, а простые люди. Люди, которые любят свою Родину и готовы бороться за свои идеалы и за свой дом. Поэтому в Одессе и области, в конечном итоге, всё равно все будет хорошо, и за знаниями туда ехать можно, как и строить там свою дальнейшую жизнь. 

Из всех 4 вышеупомянутых областей, очевидно, лишь Одесса представляет собой ценность в научном плане. На втором месте расположилась Республика Молдова. Румыния и Приднестровье делят третье место по уровню бесполезности получения образования в них. Как бы не менялась ситуация в будущем, однозначно можно сказать, что все талантливые молодые люди стремятся получить образование в России и ЕС. В каждом из выбранных путей есть свои сложности, и процесс интеграции на новом месте протекает к всех по-разному, однако пока человек молод и полон сил он должен стремиться к чему-то большему, чем у него есть на данный момент. На основании этого, каждый индивидуум волен сам выбирать то место обучения и дальнейшего обустройства, к которому лежит душа и какие-либо советы не должны играть решающей роли в непростом пути поиска себя.

 

Литература:

  1. Goliat — первый румынский ИСЗ, разработанный в университете Бухареста.
  2. Л. А. Ануфриев, И. П. Зелинский Одесский университет, 1865—1990. — Лыбидь, 1991. — 159 с.
  3. М. Е. Раковский Историческая наука в СССР. Научно-исследовательская работа в высшей школе. Одесскому Университету — 100 лет // Вопросы истории. — 1965. — № 11. — С. 149—152.
  4. Очерки политической истории Румынии 1859-1944. — Кишинёв: 1985. — С. 30—35.
  5. Беляева Т.Б., Голоухова С.И. О роли нормативов финансирования высшего образования. // Экономика образования. - 2001. - № 3(4). - С. 28 - 34
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – 2 – е изд.; стер. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
  7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 2006.
  8. Ломакина Н.Т., Бочков Д.В. Размышления о принципах финансирования образовательных учреждений // Педагогический журнал. – 2004. - № 1. – С. 8 – 9.
Основные термины (генерируются автоматически): румыния, Молдова, Россия, Одесса, высшее образование, Молдавия, Приднестровье, университет Бухареста, Украина, Университет.

Похожие статьи

Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг.

В статье рассматривается ряд отечественных (российских) исследований, посвященных теме межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованных в 2004–2014 гг. На основе изученной историографии, автором выявляются ключ...

Расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана

В статье обосновывается расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана. Банковская деятельность является классическим объектом изучения для экономической науки. Но экономико-географические исследования банковской ...

История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран

В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...

Сложности ведения бизнеса: сравнительное исследование России и Соединенных Штатов Америки

В статье исследуются основные проблемы, с которыми сталкиваются российские и американские компании в ходе осуществления и поддержания различных бизнес-процессов. Основной целью данной статьи являются идентификация и классификация сложностей ведения б...

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа

В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...

Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях постбиполярного мира

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования ново...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Уголовная ответственность медицинских работников в законодательстве зарубежных стран

Автором статьи в поисках путей совершенствования российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность медицинских работников, изучается законодательство отдельных зарубежных стран — Франции, Германии, ОАЭ и США. Акцентируется вни...

Похожие статьи

Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг.

В статье рассматривается ряд отечественных (российских) исследований, посвященных теме межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованных в 2004–2014 гг. На основе изученной историографии, автором выявляются ключ...

Расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана

В статье обосновывается расширение территориальных границ функционирования Национального банка Таджикистана. Банковская деятельность является классическим объектом изучения для экономической науки. Но экономико-географические исследования банковской ...

История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран

В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...

Сложности ведения бизнеса: сравнительное исследование России и Соединенных Штатов Америки

В статье исследуются основные проблемы, с которыми сталкиваются российские и американские компании в ходе осуществления и поддержания различных бизнес-процессов. Основной целью данной статьи являются идентификация и классификация сложностей ведения б...

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ Дальневосточного округа

В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...

Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях постбиполярного мира

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования ново...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Уголовная ответственность медицинских работников в законодательстве зарубежных стран

Автором статьи в поисках путей совершенствования российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность медицинских работников, изучается законодательство отдельных зарубежных стран — Франции, Германии, ОАЭ и США. Акцентируется вни...

Задать вопрос