Вопросы христианского социализма в России. Ретроспектива вопроса. Правовой аспект
Автор: Фальченко Михаил Геннадьевич
Рубрика: Кадры биоэкономики
Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (1) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 09.12.2015
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Фальченко, М. Г. Вопросы христианского социализма в России. Ретроспектива вопроса. Правовой аспект / М. Г. Фальченко. — Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. — 2015. — № 1 (1). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/th/7/archive/20/538/ (дата обращения: 16.11.2024).
)
Questions of Christian socialism in Russia. Retrospective issue. The legal aspect
Fal’chenko M.G., Russian University of Cooperation, Mytishchi, Russia
Взгляд на социальный институт права социальных христиан обусловлен их политико-мировоззренческими установками. При этом в течение XIX-XX вв. данный взгляд уточнялся и конкретизировался. Христианская политика претерпела глубокую эволюцию, двигаясь от левой части политического спектра в направлении правоцентризма.
Несмотря на это, социальное учение первых христиан в целом оппонировало Римскому государству и римскому праву. Христиане периода апологетики бесспорно были алармистами. Они были уверены, что живут в конце времен, что не за горами единение всех во Христе, Царство которого уже близко. Выражая настроение масс, христианские апологеты отрицали многие институты современного им общества. И в этом отношении христианские социалисты Нового времени были наследниками первых христиан. Именно в XIX веке, когда христианам пришлось определять свое отношение к очевидным, наиболее драматичным противоречиям индустриального общества, к тому отчуждению, которым сопровождалось становление капитализма, христианский социализм возник как направление политической мысли. Вопиющее «расчеловечивание» человека, превращение его в функцию, в придаток рационально работающего механизма, утрата им Образа Божия — стало главным обвинением христианских социалистов в адрес буржуазного общества. Только глобальные социальные сдвиги второй пол. XX в., изменившие сущностные параметры индустриального общества, заставили христианских социалистов отказаться от своих крайних выводов в отношении общества потребления, общества, основанного на экономической конкуренции, на соперничестве и эксплуатации. Христианский социализм эволюционировал в христианскую демократию, а последняя, как мы уже подчеркивали, локализуется на правом фланге политического спектра.
Понятие права как всеобщего закона, управляющего поступками людей, или как справедливости, которую призван восстановить Христос, довольно часто используется в книгах Ветхого и Нового завета. При этом сам по себе концепт права приобретает известную двойственность, как и понятие «истина» в священных текстах. Например: «quoniam non est in ore eorum veritas cor eorum vanum est» (veritas как теоретическая истина); «Domine deduc me in iustitia tua propter inimicos meos dirige in conspectu meo viam tuam» (юстиция как справедливость, как истина практическая).
Достойна внимания концепция права, сформулированная основателем философии всеединства Вл. С. Соловьевым. Мыслитель пытался создать универсальную теорию сущего. И право в общей картине общественного бытия выступает как необходимый инструмент поддержания порядка, а потому институты насилия в отношение нарушающих общественный закон необходимы. «И пока Каиновы чувства не исчезли в сердцах людей, солдат и городовой будут не злом, а благом», ‑ заключает мыслитель [6].
Необходимо отметить, что церковь как консервативный социальный институт, долгое время не обращала внимания на вновь возникающие антагонизмы индустриальной эпохи. Критика капиталистических отношений велась представителями Церкви с позиций консервативных: с позиций апологии патриархального феодального уклада. Данный уклад всецело противопоставлялся индустриальному. В своем консерватизме Церковь не думала доходить до тех экстремумов, которые были характерны, например, для Ж.-Ж. Руссо, нацистов XX в. или новых правых XXI в., однако противопоставление органичного общества тотальному политико-правовому механицизму составляло идейное содержание их позиции в политико-правовом вопросе. Неудивительным, поэтому, представляется, что и российское монархическое правительство главным злом считало замену патриархальных феодальных отношений прагматизмом и хищничеством индустриального общества.
В виду того, что христианские социалисты находятся в сложных отношениях с другими партиями и направлениями политической мысли и деятельности, еще раз коснемся проблемы соотношения «левого» и «правого» в политико-правовом пространстве. Дадим оценку «лево-правой» парадигмы и попытаемся показать, что положение социально ориентированного христианства среди других политико-социальных доктрин обусловлено историческими событиями политической истории, соотношением политических сил, другими особенностями развития европейских политических систем и т.д. Левое и правое в европейском политическом пространстве определяется по двум критериям: экономическом и идейно-политическому.
Можно ли христианских социалистов отнести к левым? С определенными оговорками – можно, поскольку их экономическая программа в целом соответствует левому идеалу – построению общества, в котором нет деления на богатых и бедных. Иное дело, когда речь идет о традиционных социальных институтах. Христианские социалисты их отстаивают, в то время как социалисты-атеисты их отвергают. Для социалистов-христиан само требование справедливости возможно только в виду существования высшей силы. Только в случае, когда человек занимает одно из центральных мест во Вселенной, выполняя роль краеугольного камня мироздания, справедливость на Земле будет делом, за которое стоит бороться. Если Земля как планета, и человеческая цивилизация как явление занимают в скромное место в мироздании — а об этом говорит современная наука — то все усилия социалистов-утопистов тщетны, поскольку при малом «весе» человечества, не так уж важно, насколько справедливо оно управляется. Построение рационального справедливого общества возможно только, если принять теоцентрическую, а через нее — антропоцентрическую точку зрения на мироздание.
Признание необходимости справедливого устройства общества приводит христианских политиков к идее права как необходимого регулятора человеческого поведения. Мировоззренческие установки у них в данном вопросе совпадают с идеями В.С. Соловьева.
Представления о справедливости у христианских социалистов сильно расходятся с тем, что предлагалось представителями правого спектра политической мысли. Ведь последние справедливым и естественным считают неравенство между людьми, которое вытекает из различия в их склонностях и способностях. Такова социология неравенства, базирующаяся на изначальном природном различии людей. Не то христианский социализм. Равенство здесь обосновано религиозно как равенство перед Христом.
Соблюдение прав человека, и в первую очередь его политического права на участие в делах государства ставится во главу угла как представителями либеральной, так и христианско-демократической политической мысли, однако представители демократических доктрин шли в этом вопросе гораздо дальше либералов. Христианские социалисты в этом вопросе находятся в русле общедемократических политических установок. Ведь идея равенства избирательных прав обосновывается равенством людей перед Богом. Здесь христианские социалисты ближе к социал-демократам, чем к представителям правых политических партий. Во второй половине XIX века христианский социализм оформляется как самостоятельное политическое направление. Именно христианские социалисты с социал-демократами поставили одними из первых вопрос о необходимости дополнить политическое равенство равенством экономическим, поскольку в обществе, поделенном на богатых и бедных, равенство граждан перед законом не может быть реализовано в полной мере, а всеобщее избирательное право превращается в фикцию. Мы уже говорили, что экономическая эффективность левыми приносится в жертву социальной справедливости.
В условиях торжества левых идей всякие призывы ограничить избирательное право рассматриваются как реакционные. Именно консерваторы сегодня призывают делать ставку только на богатых, а деление общества на верхи и низы воспринималось как извечное и по-своему незыблемое. Таким образом, вновь провозглашается, что невидимая рука рынка все расставит по местам, а всеобщее избирательное право только мешает этому. Социальная справедливость здесь, наоборот, приносится в жертву экономической эффективности и целесообразности. Отметим также, что левые, выступая за участие народа в государственном управлении через процедуру всеобщих выборов, в итоге говорят об отмирании государства, так как в бесклассовом обществе ему не найдется применения. Не будет органов власти, а значит, процедура выборов станет бесполезна.