Социальная кибернетика как наука, образованная на стыке кибернетики и социологии | Статья в журнале «Техника. Технологии. Инженерия»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информатика и кибернетика

Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №2 (4) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 2075 раз

Библиографическое описание:

Шохина, О. И. Социальная кибернетика как наука, образованная на стыке кибернетики и социологии / О. И. Шохина, Л. М. Умалатова, А. В. Дюбанов. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — № 2 (4). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/57/2239/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной работе изучается взаимное влияние таких наук, как кибернетика и социология; описываются их методы, заимствованные друг у друга; определяется предмет и методы исследования науки, образованной на стыке кибернетики и социологии, — социальной кибернетики.

Ключевые слова: кибернетика, социальная кибернетика, предмет социальной кибернетики, становление социологии

Социология как некое учение об обществе начало оформляться в самостоятельную науку и, что самое важное, признаваться научным сообществом, лишь в 40-х годах XIX века. Точкой отсчета можно назвать работу О. Конта, а именно, его третий том «Курса позитивной философии», в которой он впервые употребил сам термин «социология».

В своем труде О. Конт практически поставил социологию на вершину всех наук: по его мнению, интеллектуальное развитие человека проходит три стадии — теологическую, на которой человек пытается объяснить все происходящее вокруг с помощью понятия «сверхъестественное», метафизическую, на которой человек обращается уже к философским абстракциям, и позитивную (или научную), которая связана с наблюдениями человека о связях между явлениями. Позитивное мышление — самое сложное, оно устанавливается тем быстрее, чем проще объект изучения. Поэтому математика, астрономия, биология, химия, физика со своими четкими формулами и законами стоят на ступень ниже социологии.

О. Конт также открыл закон кооперации и разделения труда: люди формируют социальные и профессиональные группы, тем самым внося в общество разнообразие. Деление социологии на социальную статику, изучающую социальные институты, и социальную динамику, занимающуюся теорией социального прогресса, — также заслуга О. Конта.

Каковы же предпосылки возникновения социологии и выделения ее в самостоятельную науку? Во-первых, пора 30–40-х гг. характеризовалась политической и экономической нестабильностью и желанием, необходимостью людей к упорядочиванию, к созданию обобщающей теории, способной прогнозировать, предсказывать изменения в политической и экономической жизни. Во-вторых, в отличие от революционной, военной модели, социология, позитивная модель была создана как реформистский путь изменения общества, призванный установить согласие между разными социальными группами и классами. М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер наряду с О. Контом считали необходимым изучить общество, понять причинно-следственные связи между происходящими событиями и явлениями и дать рекомендации по оптимальному реформированию общества. В-третьих, именно в это же время в биологии была открыта клетка и создана клеточная теория, которая послужила основой для формирования социологии — «органической теории развития общества».

Говоря о теоретических предпосылках формирования социологии, стоит отметить вклад Дж. Граунда и Э. Галлея, которые занимались количественными методами социальных процессов. 1662 год, например, был ознаменован тем, что эти ученые смогли проанализировать уровень смертности с помощью своей разработанной теории.

Урбанизация в начале XIX века привела к дифференциации общества и созданию «среднего класса»; разные интересы социальных групп — и как результат острая необходимость их урегулирования.

Наконец, работой, которую по праву также можно назвать основоположницей социологии, является «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» А. Кетле. Именно в этом труде удалось перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистики рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Если говорить обо всей истории социологии и о предшествующем ее становлению времени, можно выделить следующие этапы: этап формирования социально-философских предпосылок социологии (от Платона и Аристотеля до труда О. Конта), этап западноевропейской социологии XIX-начала XX веков и этап современной социологии (как зарубежной, так и отечественной). Если Платон и Аристотель рассуждали о необходимости создания идеальной системы общества, построенной на принципах разума и нравственности, то Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо уже более глубоко и «научно» подошли к вопросу общества и разработали концепцию общественного договора. Далее, классическая социология одну за другой создавала теории, концепции общества, его формирования и развития: социальная солидарность Э. Дюркгейма, социальный дарвинизм Г. Спенсера, политическая социология М. Вебера, феномен толпы Г. Тарда и Г. Лебона, марксистская теория К. Маркса и Ф. Энгельса и др.

В XX веке социология стала носить более эмпирический, более прикладной характер. Социологические исследования, опросы и изучения общественного мнения — таким предстал XX век социологии. Социология начинает заниматься пограничными проблемами, сотрудничать со смежными науками и придавать новое звучание уже открытым в других областях знаниям и теориям. Именно так и произошло с кибернетикой.

Кибернетика в целом — это наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных технических, биологических и социальных системах. Уже в этом определении заложена основная связь социологии с кибернетикой: обе науки, так или иначе «работают» с обществом.

Понятие «кибернетика» ввел в оборот А. Ампер как науку классификации и обобщения человеческого знания (социология создавалась, к слову, с этой же целью). И социология, и кибернетика отталкиваются от необходимости упорядочить, от необходимости выделения ряда сходств у элементов. Кибернетика рассматривает большие динамичные системы; общество как раз является таковой системой. Основные методологические принципы социологии и кибернетики одинаковы: это системный и функциональный подходы.

На сегодняшний момент кибернетика и социология все плотнее и плотнее связываются друг с другом с помощью меметики — науки или учении о меме как единице культурной информации, распространяющейся между людьми с помощью научения, имитации и другими способами. Меметика занимается объяснением таких социальных явлений, как религия и политические системы. В настоящее время наиболее широким полем для обмена мемами является интернет.

Поскольку кибернетика возникла как наука значительно позже социологии, лишь в середине XX века, то социология успела подарить кибернетике многие теории, будь то теория социальных систем В. Бакли и Н. Лумана, модель динамического равновесия Т. Парсонса, марксистскую теорию К. Маркса и Ф. Энгельса с ее формациями и многие другие. А заводные механизмы социолога, философа Р. Декарта являются родоначальниками современных сложных технических устройств.

В ответ на это кибернетика подарила социологии (и прочим наукам) широкий арсенал технических средств, необходимых для статистики, теории социального управления, соционики и др. К тому же теорией тестов (основа количественных исследований в социологии) владеет, опять же, кибернетика, да и контент-анализ — также является «подарком» последней. Кибернетика автоматизировала социологию, положив начало для формирования социальной статистики.

Однако пытаться управлять уже имеющейся системой — это одно, а регулировать метафизическую, запрограммированную на основе социологических знаний, систему — совсем другое. Машинное автоматическое регулирование общества как системы практически невозможно (скорее нежелательно), так как люди как элементы общества сами влияют на его развитие, сами принимают решения. К тому же для функционирования какой-либо системы, элементы системы должны обладать лишь той информацией, которая необходима для их грамотного функционирования, тогда как человек всегда стремится к обладанию большей информацией. Общество — не просто самоорганизующаяся, но и вероятностная система.

Именно такие факторы и повлияли на формирование новое дисциплины, социальной кибернетики, предметом которой являются общие связи и закономерности между индивидами, группами индивидов в процессе коммуникации. Социальная кибернетика не является общей, всеобъемлющей наукой, способной описать и охарактеризовать все процессы, происходящие в обществе, так как последние, по большей части, носят неформализованный характер и не поддаются количественному измерению.

Предмет социальной кибернетики -- процесс познания закономерностей самоорганизующейся общественной системы для того, чтобы создать оптимальную модель управления социальными процессами.

Социальная кибернетика считает человека носителем социальной информации и исследует структурно-информационные связи в социальных системах. Для этого кибернетика прибегает к помощи математического аппарата, выражающего количественные перемены.

Таким образом, социальная кибернетика с помощью понятийного аппарата, оперирующего понятиями целенаправленности, надежности, активности и иных описывает и трактует личность как самоорганизующуюся систему социальной деятельности, а также выявляет общие черты, необходимые для функционирования самоорганизующихся социальных систем, и отличные черты, существующие в процессе взаимодействия отдельного человека и общества.

Объектом системного-кибернетического анализа, раскрывающего новые факты в социальном познании (кстати, на базе исторического материализма К. Маркса), являются общественные системы, в которых выявлены причинные и функциональные связи и которые разъяснены с помощью общенаучных понятий.

Заключение.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены предпосылки становления социологии как науки, были выделены основные этапы ее развития и отмечены основные ученые, стоящие у ее истоков. Была определена связь кибернетики с социологией, но и выделены отличия, а точнее, особенности, которые во многом и послужили фундаментом для становления и выделения в отдельную науку такой дисциплины, как социальная кибернетика.

Литература:

  1. Конт О. Курс позитивной философии. – М., 1971.
  2. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н. Поварова; Под ред. Г. Н. Поварова. — 2-е издание. — М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. — 344 с.
  3. История социологии: Учебное пособие. Минск, 1993. – 319 с.
  4. Поваров Г. Н. Ампер и кибернетика. Сов. радио, 1977. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная кибернетика, социология, кибернетик, Маркс, наука, общество, система, марксистская теория, самостоятельная наука, Спенсер.

Ключевые слова

кибернетика, социальная кибернетика, предмет социальной кибернетики, становление социологии

Похожие статьи

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Системный анализ и математика: синтез наук в современном высшем образовании

В настоящее время дисциплина «Системный анализ» имеет синтетический характер, объединяет широкий круг вопросов от теоретических аспектов функционирования и управления сложными системами в практические методы анализа систем, их моделирования и приняти...

Роль социологии в профессионально-теоретической подготовке социального работника

В данной статье авторы исследуют роль науки социологии в парадигме профессиональной подготовки кадров социальной работы в России.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

История исследования поведенческой психологии

Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуаль...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Развитие математического анализа и его значение в изучении наук

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития математического анализа и его значение в других научных дисциплинах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Похожие статьи

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Системный анализ и математика: синтез наук в современном высшем образовании

В настоящее время дисциплина «Системный анализ» имеет синтетический характер, объединяет широкий круг вопросов от теоретических аспектов функционирования и управления сложными системами в практические методы анализа систем, их моделирования и приняти...

Роль социологии в профессионально-теоретической подготовке социального работника

В данной статье авторы исследуют роль науки социологии в парадигме профессиональной подготовки кадров социальной работы в России.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

История исследования поведенческой психологии

Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуаль...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Развитие математического анализа и его значение в изучении наук

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития математического анализа и его значение в других научных дисциплинах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Задать вопрос