Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова
Автор: Акишева Вера Дмитриевна
Рубрика: Архитектура
Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №3 (5) июнь 2017 г.
Дата публикации: 24.04.2017
Статья просмотрена: 299 раз
Библиографическое описание:
Акишева, В. Д. Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова / В. Д. Акишева. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — № 3 (5). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/62/2377/ (дата обращения: 16.11.2024).
Архитектурный облик старого Архангельска, о величие которого писал В. И. Немирович-Данченко, а И. Э. Грабарь внес в список тринадцати наиболее «достопримечательных городов-музеев» во многом создан выпускниками Института гражданских инженеров Императора Николая I [1].
На Русском Севере работали Э. К. Гензель, Г. Ф. Кациенко, С. А. Пец, Б. А. Савицкий, Э. Ф. Салатко-Петрище. Детищем выдающихся архитекторов прошлого столетия Л.Н Кекушева и И. А. Иванова-Шица стал единый архитектурный ансамбль Северной железной дороги, построенной Саввой Мамонтовым, с конечной станцией Исакогоркой под Архангельском [2].
Значимой фигурой в создании облика столицы Поморья был выпускник вуза — гражданский инженер А. А. Каретников. В Архангельске он прошел путь от младшего инженера до губернского архитектора, исполнял обязанности епархиального архитектора, работал в составе правления Архангельского епархиального церковно-археологического Комитета (АЕЦАК), был членом Фотографического общества (АФО), являлся секретарем Архангельского Кружка любителей изящных искусств (АКЛИИ). Был одним из организаторов художественных выставок, в которых участвовали члены объединения «Мир искусства», художники-передвижники и северные живописцы А. Борисов, С. Писахов и Т. Вылка.
Окончив в 1901 году институт, после года работы в Лифляндии, Каретников получает назначение в Архангельск, где полномасштабно раскрылся его талант [2].
Пристрастие к деревянному зодчеству Андрея Андреевича не случайно. Архитектура Севера стала сенсацией в последней четверти XIX века, были сделаны крупнейшие открытия, описаны храмы и монастырские святыни, многие из которых были признаны историческими памятниками. Архангельская губерния была названа хранительницей традиций, колыбелью русского деревянного зодчества, «царством дерева и пластикой деревянного узорочья». Большую роль в популяризации народной архитектуры сыграли материалы академика В. В. Суслова, привезенные из экспедиции по Северу России.
Свое отношение к деревянному зодчеству Каретников ярко описал в одном из очерков: «…Такого творческого размаха русский человек не проявил, кажется, ни на каком другом поприще своей деятельности…». Архитектор сокрушался: «… Копали курганы, увлекались эллинистическими древностями, занимались отгадыванием тайного смысла манускриптов, а тем временем чудесное, вечно живое родное искусство, которое нам осталось от прошлых веков, погибало…» [10, с. 50].
В 1903 году А. А. Каретников был назначен епархиальным архитектором, с одновременным несением прямых обязанностей по основной службе в губернском Строительном отделении. За четыре года работы в епархии зодчим было сделано немало. Императорской Археологической комиссией (ИАК) ему было доверено заниматься реставрациями памятников архитектуры, проводить обмеры, осуществлять контроль над ходом работ. Методом полной переборки «в тех же осях и старых формах» Каретниковым была осуществлена реставрация Никольских храмов в д. Панилово и с. Зачачье, реставрация колокольни и ремонт храма в с. Турчасово (рис 1) [3, 1911, № 11, с. 130; 4, оп. 4, т. 3, д. 1710, л. 2–4, 26, 27, 34, 104–104 об.]. Он занимался устройством центрального отопления в Кеми, переустройством дома духовной консистории, выполнил обмеры и снял планы с натуры древней Пабережской церкви и Ухтостровского храмового комплекса (камень).
Рис. 1. Культовые постройки, отреставрированные А. А. Каретниковым: а). Никольская церковь в д. Панилово в период реставрации, 1907–1908 гг. Фото А. А. Каретникова; б). храмовый комплекс в с. Турчасово, фото 1970-е гг.; в). Никольский храм в с. Зачачье после реставрации.1914 гг. Фото А. А. Каретникова. АОКМ.
Деятельность А. А. Каретникова высоко оценивалась в Техническом Строительном комитете при Св. Синоде, грамотность реставраций отмечали профессор Н. В. Султанов и Императорская Археологическая комиссия, выразившая зодчему благодарность за труды: «Милостивый государь, Андрей Андреевич! Императорская Археологическая комиссия, рассмотрев фотографические снимки с реставрированной под Вашим наблюдением древней Паниловской церкви, признала работы произведенными вполне хорошо и постановила выразить Вам свою искреннюю благодарность за Ваши просвещенные труды. Примите уверение в совершенном почтении и преданности» [4, оп. 4, т. 2, д. 3268, л. 181]. За вклад в сохранение культуры Русского Севера архитектор был награжден бронзовой медалью Дома Романовых.
Андрей Андреевич очень ревностно относился к искажению памятников истории. Он ратовал за сохранение древних иконостасов, резко выступал против перемещения построек, требовал разумного подхода к реставрациям и согласований с Императорской Археологической комиссией. Зодчий боролся за каждый храм, он говорил: «…Интерес к новизне, к дешевке и практичности..., при отсутствии представления об истинной красоте, без разумного влияния извне и породили стремление к разрушению старого.».. [8, 1909, № 4, с. 18]. Отрицательное мнение Каретникова об обшивках тесом и железных кровлях деревянных культовых строений, полностью уничтожавших архитектурные облики древних построек, совпадало с мнениями авторитетных архитекторов В. В. Суслова, Д. В. Милева и П. П. Покрышкина. Указывая на красоту культовых сооружений, где строительный материал, являлся материалом искусства, а конструктивные и функциональные особенности — декоративным оформлением, Каретников категорично противился «дилетантским» поновлениям. Нажил себе массу недругов в духовном сообществе, и был уволен с должности епархиального архитектора по воле «работодателя». Все попытки получить объяснения не увенчались успехом. Каретникова в должности не восстановили [4, оп. 4, т. 2, д. 3268, л. 115, 118, 119, 122–123, 142, 142 об., 151–152 об., 179–181]. Архитектор не опустил руки, его гражданская позиция и любовь к народному зодчеству проявлялись в работе в АЕЦАК, членом которого он являлся с 1904 года.
В силу своих служебных обязанностей зодчий хорошо знал историческую и художественную ценность культовых сооружений, настаивал на обмерах памятников и их регистрации. Андрей Андреевич один из первых выполнил классификацию деревянных церквей, разобрав технологии храмостроительства по их конструктивным особенностям, назвав шатровые храмы «альфой и омегой народного творчества» [10, с. 54–56].
Непримиримый борец за подлинность деревянной архитектуры он критиковал работу епархиального Комитета: «… Губерния и церковно-епархиальный Комитет… живут и действуют по своему усмотрению, и не только всестороннее обследование не проведено местными силами…, но я даже не знаю случая, когда бы Комитет предупредил разрушение какого-либо памятника…» [9, 1909, № 4, с. 21–22]. Критика зодчего была услышана, АЕЦАК стал разбирать ходатайства о ремонтах, во многих спорных вопросах Комитет защищал древние строения и высказывался «за сохранение старины и предполагая возможные условия для этого», при этом окончательное решение относил к компетенции Археологической комиссии. Пресекая просьбы о сносе ветхих культовых сооружений, Комитет распространял среди духовенства и прихожан печатные труды Каретникова [3, 1911, № 5, с. 368–369; 3, 1917, № 10 с. 181; 4, оп. 4, т. 3, д. 2023, л. 15–30; 4, оп. 38, д. 229, л. 1; 6, 1911, № 5, с. 368–369; 6, 1915, № 22, с. 454].
Архитектор вел постоянную просветительскую работу. Выступал с докладами, рефератами и отчетами «о необходимости принять меры к сохранению и поддержанию существующих памятников древнерусской архитектуры…» Читал лекции в Духовной семинарии по истории храмостроительства и археологии. Участвовал в комплектовании экспонатами коллекции древлехранилища, рассматривал ходатайства о переделках и перестройках церквей, колоколен и часовен. Он являлся «полезным деятелем Комитета, особенно в решении вопросов о художественном значении архитектуры старинных церквей, часовен, а также — иконостасов и иконописи …» [3, 1909. № 11, с. 342–343; 3, 1912, № 5, с. 366; 3, 1913, № 16, с. 449–453; 3, 1914, № 9, с. 3; 6, оп. 1, д. 45, л.8; 6, оп. 1, д. 51, л. 6; 6, оп. 1, д.78, л. 10 об., 11; 6, оп. 1, д. 90, л. 2].
Рис. 2. Народный дом им. Петра I, арх. А. А. Каретников, 1912 г. АОКМ
В период работы в Архангельске по проектам архитектора было построено несколько зданий. В стиле деревянного зодчества — Народный дом им. Петра I в Соломбале. В конкурсе на образ сооружения участвовало 5 проектов. Основным условием было исполнение в «дереве и «русском» стиле». Конкурс оценивал Общественный комитет во главе с губернатором. Победителем стал проект А. А. Каретникова «Дела давно минувших дней…».
Судьба наследия Каретникова трагична. Большинство зданий, построенных по авторским проектам, были утрачены в советский период ХХ века. В настоящее время творчество архитектора представлено двумя каменными строениями в столице Поморья: свето-водо-лечебницей П. А. Дмитриевского и храмом подворья Николо-Корельского монастыря [5, оп. 1, д. 3129, л. 12]. В области в руинированном состоянии доживает свой век Сретенско-Казанская церковь в Большой Фехтальме [3, 1907, № 5, с. 129–131]. После переноса Домика Петра I в Коломенский музей был разобран павильон, построенный зодчим для реликвии к 200-му юбилею Полтавской битвы. Сгорел Народный дом им. Петра I в Соломбале. В период глобальной реконструкции города были уничтожены жилые дома доктора П. А. Дмитриевского, купца А. А. Быкова и рыбопромышленника К. Ю. Спаде [1; 2].
Подлинным наследием А. А. Каретникова являются его печатные труды: «Судьба старого церковного зодчества в Архангельской губернии», «Деревянное церковное строительство в старину на севере России», «О церквях в Троицком Ухтостровском приходе Холмогорского уезда и их реставрации», «Деревянное строительство в старину на Севере», «Мария Дмитриевна Кривополенова, сказительница былин» и др. Последние печатные очерки на территории России были опубликованы на страницах «Мурманского вестника» в 1919 году.
Зодчий был талантливым фотографом. Около сотни снимков, хранящихся в архивных и музейных фондах, представляют бесценный иллюстративный материал ныне утраченных реликвий — памятников художественной русской старины, что охватывают значительную часть исторических сооружений и представляют довольно полную картину старинного архитектурного искусства Русского Севера [6, оп. 1, д.78, л. 10 об.; 9].
Рис. 3. Культовые постройки Архангельской губернии: а).Михайло-Архангельский собор в Шенкурске (1668 г.); б). Успенская церковь в Суланде (1667 г.); в). Воскресенская церковь в Усть — Паденьге (1673 г.); г). храм Животворящей Троицы в Шеговарах (1668 г.); д). Никольская часовня в с. Васильевское (1829 г.). Фото А. А. Каретникова. АОКМ
В 1916 году архитектор был переведен на службу в Петроград, в 1918–1919 годах работал редактором «Мурманского вестника», на страницах которого резко выступил против политики большевиков по уступке Финляндии западной части Мурмана: «…Россия, недавно Великая, в результате действий легкомысленных и безответственных авантюристов раздирается на части…». В июле 1919 года иммигрировал, был членом Союза русских инженеров, жил в Брюсселе [2; 7; 8, 1919, № 5–6, с. 129–131]. На Родине на долгое время имя зодчего было забыто. Впервые о вкладе А. А. Каретникова в российскую культуру в 1974 году упомянул А. В. Ополовников, назвав архитектора фундаментом, «на котором позже начала преемственно формироваться» современная методика реставрации народного зодчества [10].
Закончить обзор о творчестве Каретникова хотелось бы словами самого Андрея Андреевича: «...это сообщение пусть будет тем комочком снега, который, катясь по мягкой снеговой поверхности, — поверхности интереса и любви к старому искусству…, все увеличивается и увеличивается в своих размерах и превратится наконец в огромный шар, из которого после сумеют слепить памятник родной культуре…» [8, 1909, № 4, с. 38].
Литература:
- Акишева В. Д. Трансформация архитектурного силуэта Архангельска // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 6. — С. 132–132; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16787. (дата обращения 31. 03. 2017).
- Акишева В. Д. Архитектурное наследие выпускников института гражданских инженеров в Архангельске // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 1. — С. 27–27; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16822. (дата обращения 31. 03. 2017).
- Архангельские епархиальные ведомости, (АЕВ).
- ГААО. Архангельская духовная консистория. Ф. 29.
- ГААО. Николаевский Корельский третьеклассный монастырь. Ф. 191.
- ГААО. Архангельский епархиальный церковный археологический комитет. Ф. 510.
- Дойков Ю. В. Архангельские тени (по материалам ФСБ). — Архангельск: [б. и.], 2008. — С 121.
- Известия Архангельского общества изучения Русского Севера, (ИАОИРС).
- Мурманский вестник. — 1919. — № 38, — С. 4–5.
- Ополовников Д. Н. Реставрация памятников народного зодчества. — М: Стройиздат, 1974. — С. 18–19.