Сергей Пец — архитектор северного модерна
Автор: Акишева Вера Дмитриевна
Рубрика: Архитектура
Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №3 (5) июнь 2017 г.
Дата публикации: 05.05.2017
Статья просмотрена: 1420 раз
Библиографическое описание:
Акишева, В. Д. Сергей Пец — архитектор северного модерна / В. Д. Акишева. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — № 3 (5). — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/62/2435/ (дата обращения: 16.11.2024).
Архитектурная биография столицы Поморья тесно связана со школой гражданских инженеров Санкт-Петербурга. В создание облика старого Архангельска большой вклад внес выпускник института С. А. Пец. Здания, построенные по его проектам, имеют неповторимый облик, декоративность убранства, многочисленность элементов, различность фактур и гармонично вписаны в ткань города.
Ключевые слова: институт гражданских инженеров, Русский Север, Архангельск, архитектор С. А. Пец, архитектура модерна
Архитектурная история Архангельска начала ХХ века тесно связана с творчеством выпускника института гражданских инженеров (ИГИ) Сергея Пеца, наследие которого в настоящее время находится на государственной охране и представляет историческую значимость для Архангельска.
Сергей Августович, выходец из рода, который берет начало с голландского шкипера, приехавшего на Север во времена Петра I [1]. Становление зодчего проходило в период обучения, в столице империи в стиле «северного модерна» творили Ф. Лидваль, А. Шульман, Н. Васильев, Р. Мельцер, А. Гимпель и др. После окончания института в 1907 году Пец был определен младшим инженером дорожной части Архангельского губернского комитета. В 1914–1917 годы был производителем работ Архангельского порта. Помимо основной службы, активно участвовал в жизни города, был член Архангельского общества изучения Русского Севера (АОИРС) и Архангельского фотографического общества, входил в состав жюри губернского фотоконкурса «Осень» (1914 г.) [2, с. 287]. Преподавал рисование в Императорском техническом училище им.Петра I. Был представлен к ордену Святой Анны III степени [4]. По его проектам в Архангельске были построены магазин купцов Макаровых, лесопильный завод Вальневых, перестроен жилой дом Ренни-Шаврина. Зодчий приверженец стиля модерн: наиболее яркими являются дом промышленника Я. А. Беляевского (1912 г.), торговый дом купцов Макаровых и Константиновский приют (1914 г.).
Архитектура зданий Пеца, необычна, они заметно отличались от рядовых построек города, имели неповторимый облик, декоративность, которая проявлялась в убранстве и многочисленности элементов на деревянных домах, использовании различных по фактуре материалов для фасадов каменных строениях. Зодчий, тонко чувствовал заказчика, создавал для него образ дома, соответствующий характеру хозяина, при этом гармонично вписывал здание в ткань города.
В Архангельске судьба сводит Сергея Августовича с местным предпринимателем Я. Е. Макаровым. Первый проект для магазина купца зодчий создает в 1910-м году. Протяженное здание имело радиусное завершение угла, увенчанного башенкой (рис. 1). Фасады строения сложно декорированы, применены различные фактуры оформления стен: белокаменный цоколь, рядовая кладка из красного кирпича, штукатурная отделка с окраской объемного карниза и крупномерные блоки для фронтона. Два ряда оконных проемов имеют поэтажную отделку: первый — оформлен арочными окнами, второй — прямоугольными. Фасады украшены лучковыми перемычками проемов, междуэтажным поясом в виде фриза и богато декорированными окнами.
Рис. 1. а, б. — проект главного и бокового фасадов. ГААО; в. — магазин в Соломбале. Фото 2010 г.
Далее было перестроено по проекту зодчего здание лесозавода Товарищества братьев Вальневых на р. Маймакса. В 1911 году Сергей Августович занимался переустройством жилого дома Ренни-Шаврина.
Рис. 2. а. — жилой дом Ренни-Шаврина. Фото 1918 г. АОКМ; б, в. — здание молодежного театра после реставрации 2009 г., арх. В. А. Титов. Фото К. Баранова, 2013 г.
Богатое убранство силуэтного декоративного карниза, выступающие эркеры, остекленная веранда, так не характерная архангельской гражданской архитектуре, выделили особняк в застройке Немецкой слободы (рис. 2). Здание отличалось от окружающих строений внутренним двориком с атриумом.
Среди зданий, выполненных из дерева, несомненный интерес вызывает дом промышленника Я. А. Беляевского (рис.3), построенный по проекту С. А. Пеца в 1912-м году. Рафинированный богатый промышленник пожелал иметь необычное строение. В поиске неповторимого образа Пец создает дом с лицом собственным, отличным от застройки Архангельска. Используя традиционный для Севера материал и приемы народного деревянного зодчества, архитектор раскрывает пластику дерева, красоту строительного материала, смешивая «грубость» несущих стен и воздушность элементов декорации. Конструктивные особенности дома стали одновременно и декоративным оформлением. Разновысотный объем здания, разнообразие оконных проемов, декоративных обшивок, проработка деталей резных вставок придавали дому необычный вид.
Рис. 3. Дом купца Я. А. Беляевского. Фото 1918 г. АОКМ
В 1973 году, после пожара город потерял один из немногих деревянных жилых строений, выполненных в стиле модерн, и к тому времени сохранившихся.
После проектов реконструкции завода Вальневых и сказочного деревянного особняка купца Я. А. Беляевского Сергей Августович приступает в 1912 году к работе над торговым домом для Макарова. Выразительное здание в три этажа при внешней сдержанности отделки — облицовка диким камнем, грубой штукатуркой в серых тонах с декоративными вставками из белого камня — оригинально (рис. 4). Здесь проявляется увлечение архитектора северным модерном. Торговый дом стал первым гражданским высотным зданием Адмиралтейской слободы, значительно выделялся на фоне рядовой застройки. Для создания парадного образа зодчий использует характерные модерну приемы — асимметрию в оформлении фасадов, парапетную ковку, декорацию карниза, различные разновидности оконных проемов, изогнутость линий фронтонов и плавность растительного орнамента. В настоящее время здание искажено поздними перестройками и требуется реставрация.
Рис. 4. Торговое здание купцов Макаровых в Соломбале. Фото конца ХХ в. АОКМ
Не без участия предпринимателя Я. Е. Макарова архитектор получает подряд на проектирование следующих объектов. В 1913–1914 годах он создает проекты приюта для сирот и театра — пристройки к Народному дому им. Петра I.
В проекте Константиновского приюта (рис. 5) раскрылся талант и любовь зодчего к стилю модерн. Здесь Сергей Пец проявил настоящее искусство в подборе отделочных материалов. Создает образ с деликатным использованием грубой штукатурки, рядовой кладки и гладко окрашенных стен.
Рис. 5. Константиновский приют, 1914 г. арх. С. А. Пец: а. — главный фасад по Преображенскому проспекту; б. — боковой фасад по Базарной улице; в. — здание бывшего Константиновского приюта, фото середины ХХ в.; г. — здание бывшего Константиновского приюта, фото 2014 г.; д. — декоративные элементы украшения фасадов, ныне утраченные
Смешение обработанного и фактура «грубо» оштукатуренного полотна стен с кирпичным объемом, использование орнаментальности с элементами северного фольклора придают сооружению вид средневекового замка. В отличие от Торгового дома фасады Константиновского приюта свободны от мелких деталей. Игра зодчего с оформлением полотна стен создает сложный образ сооружения. Акцентами декорации стали изысканное оформление верхней части башни и правого углового фронтона элементами растительного орнамента и силуэтами диких животных. Центральное место главного фасада башни украшал герб и царская корона, на кованом парапете ажур с надписью «Константиновский приют». Использование различных строительных материалов для цветотональности плоскостей, разнообразие оконных заполнений, несколько грубая декорация простенков превращает сооружения в сложную композицию. Все это в купе с разновысотными объемами и массивностью форм придали зданию монументальность, оно стало центральной доминантой Соломбалы и даже по нынешним меркам имеет существенные объемы.
В советский период дом несколько раз перестраивали, здание оштукатурили (рис. 5в), большая часть декоративных элементов фасадов была демонтирована, после войны изменены формы завершения башни, полностью искажено декоративное оформление (рис.5г). В настоящее время строению требуется масштабная реставрация.
Представляет интерес и проект каменного театра — пристройки к Народному дому им. Петра I. Здесь С. А. Пец увязывает формы своего сооружения с существующими объемами построенного А. А. Каретниковым Народного дома и создает яркий образ в русских народных традициях. Этот проект, к сожалению, не был реализован в связи с начавшейся Первой мировой войной.
Рис. 6. Проект каменного театра — пристройки к Народному дому в Соломбале, 1914 г. АОКМ
Совместными усилиями А. А. Каретникова и С. А. Пеца был создан Петровский комплекс (1912–1914 гг.) на набережной Северной Двины: первый зодчий создал павильон для Домика Петра I, второй — постамент для памятника императору (М. М. Антакольский).
После событий 1917 года и передачи части Кольского полуострова Финляндии, Архангельское общество изучения Русского Севера (АОИРС), членом которого был С. А. Пец, через журнал Известия АОИРС выступило против аннексии Мурмана [5, 1919, № 5–6, с. 129–131]. С установлением власти большевиков, АОИРС признано контрреволюционным объединением, его члены подверглись репрессиям: 16 прошли ужас сталинских лагерей и тюрем, 40 были приговорены к расстрелу, 43 закончили свою жизнь в изгнании. Не избежал репрессий и Сергей Августович Пец [1, 3, 4].
В 1917 году С. А. Пец был назначен городским архитектором, в 1918 году занимал должность старшего инженера управления Архангельского порта, управлял технической конторой в порту, был уволен 15 августа 1919 года, после чего переехал в Мурманск. До 1937 года проживал по адресу: набережная Красного Спорта, д. 14, кв. 1. Был арестован 29 августа 1937 года (Ст. 58 п.6–8-10 УК РСФСР), приговорен «по первой категории» к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 10 января 1938 года. Похоронен С. А. Пец на территории тайного могильника НКВД Левашовской пустыни Ленинграда. Реабилитировали Сергея Августовича в 1989 году Постановлением генпрокуратуры РСФСР [1, 4, 6].
Трагическая судьба зодчего известна не многим, но с творчеством архитектора опосредованно знаком каждый взрослый россиянин, — пятисотрублевой купюрой с изображением монумента Петра I на постаменте С. А. Пеца на фоне парусника и морского речного вокзала Архангельска.
Литература:
- Акишева В. Д. Архитектурное наследие выпускников Института гражданских инженеров в Архангельске // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 1. — С. 27–27; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16822 (дата обращения: 22.01.2017).
- Бронникова Е. П. Архангельская фотография (1847–1931). — Архангельск: изд-во ОАО ИПП «Правда Севера», 2014. — С. 287.
- Дойков Ю. Архангельские тени (по материалам ФСБ). — Архангельск: [б. и.], 2008. — С. 101–123, 155.
- Дойков Ю. Свеча горит... Немецкие тени в архангельском Гулаге (1920–2010). — Архангельск: [б. и.], 2010. — С 279.
- Известия Общества изучения Русского Севера, (ИАОИРС).
6. Книга памяти: Поименный список репрессированных жителей Кольского полуострова, а также иностранных граждан, проживавших в Мурманской области // URL:http://visz.nlr.ru/person/book/murm/0/4280 (дата обращения 27. 12. 2016).
Ключевые слова
Архангельск, институт гражданских инженеров, Русский Север, архитектор С. А. Пец, архитектура модернаПохожие статьи
Региональные особенности формирования идентичности советского Архангельска: строительство архангельского Большого драматического театра
Статья посвящена строительству здания драматического театра в Архангельске, возведение которого положило начало полной реконструкции городского центра, на многие годы изменило структуру силуэта Архангельска и привело к потере идентичности старинного ...
Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины ХХ века
Переход на государственное планирование в период первых пятилеток определил новые задачи градостроителей — решить жилищные вопросы рабочего класса, обеспечить рост объемов ввода жилья и стандартизацию зданий, соответствующих новой идеологии страны. В...
Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века
В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...
Дворцы Ленинградской области — архитектурные жертвы Великой Отечественной войны
Автор рассматривает послевоенное состояние дворцово-парковых ансамблей Ленинградской области: Петергофа, Пушкина и Гатчины (Красногвардейска) и период их реставрации, чтобы понять степень урона, который нанесли немецко-фашистские войска за время окку...
Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века
Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...
Пространство Санкт-Петербурга и «Алые паруса»: синергия или конфликт
В статье рассматривается взаимодействие городского пространства Санкт-Петербурга с праздником «Алые паруса». Анализируются синергетические и конфликтные аспекты, возникающие в ходе проведения мероприятия. Особое внимание уделено влиянию праздника на...
«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...
Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»
Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...
Традиционность художников Жарских в декорировании многоэтажных домов
Данная статья посвящена творческой деятельности знаменитых ташкентских художников-монументалистов — братьев Жарских. В статье широко освещается их глубокий вклад в создании художественного образа фасадов (мозаика, рельеф, солнцезащитная решетка) сове...
Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»
Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...
Похожие статьи
Региональные особенности формирования идентичности советского Архангельска: строительство архангельского Большого драматического театра
Статья посвящена строительству здания драматического театра в Архангельске, возведение которого положило начало полной реконструкции городского центра, на многие годы изменило структуру силуэта Архангельска и привело к потере идентичности старинного ...
Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины ХХ века
Переход на государственное планирование в период первых пятилеток определил новые задачи градостроителей — решить жилищные вопросы рабочего класса, обеспечить рост объемов ввода жилья и стандартизацию зданий, соответствующих новой идеологии страны. В...
Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века
В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...
Дворцы Ленинградской области — архитектурные жертвы Великой Отечественной войны
Автор рассматривает послевоенное состояние дворцово-парковых ансамблей Ленинградской области: Петергофа, Пушкина и Гатчины (Красногвардейска) и период их реставрации, чтобы понять степень урона, который нанесли немецко-фашистские войска за время окку...
Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века
Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...
Пространство Санкт-Петербурга и «Алые паруса»: синергия или конфликт
В статье рассматривается взаимодействие городского пространства Санкт-Петербурга с праздником «Алые паруса». Анализируются синергетические и конфликтные аспекты, возникающие в ходе проведения мероприятия. Особое внимание уделено влиянию праздника на...
«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...
Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»
Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...
Традиционность художников Жарских в декорировании многоэтажных домов
Данная статья посвящена творческой деятельности знаменитых ташкентских художников-монументалистов — братьев Жарских. В статье широко освещается их глубокий вклад в создании художественного образа фасадов (мозаика, рельеф, солнцезащитная решетка) сове...
Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»
Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...