Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++»
Авторы: Юсупов Давронбек Фирнафасович, Сапаев Уктамбой, Аширова Аноргул Исмаиловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №3 (5) июнь 2017 г.
Дата публикации: 14.07.2017
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Юсупов, Д. Ф. Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++» / Д. Ф. Юсупов, Уктамбой Сапаев, А. И. Аширова. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — № 3.1 (5.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/62/2626/ (дата обращения: 16.11.2024).
Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++»
Юсупов Давронбек Фирнафасович, старший преподаватель; Сапаев Уктамбой, старший преподаватель;
Аширова Аноргул Исмаиловна, кандидат педагогических наук
Ургенчский государственный университет. Узбекистан
Ташкентский университет информационных технологий, Ургенчский филиал. Узбекистан
Глобальная информатизация человеческой деятельности - одна из доминирующих тенденций современного общества. Синтез педагогических и интеллектуальных информационных технологий позволяет качественно изменить образовательный процесс, индивидуализируя обучение. Согласно Концепции целевой программы развития образования в Республике одна из приоритетных задач модернизации национального образования - повышение качества профессионального образования, разработка технологий обучения, содержания и методов оценки образовательного процесса в соответствии с требованиями к уровню подготовки современного специалиста.
С другой стороны, актуальность исследования определяется происходящими в настоящее время экономическими и политическими изменениями, которые выдвигают новые требования к образованию. Изменение социально-экономических условий в стране, лавинообразный рост научно-технической информации, информационных и педагогических технологий, техники и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали творческой подготовки специалиста к жизни и работе в столь сложных условиях.
Студентов, обучающихся в ВУЗе, можно условно разделить на несколько групп, одну из которых составляют очень хорошо успевающие студенты. Но они вынуждены подстраиваться под «среднего» студента, и не могут полностью раскрыться на занятиях. Поэтому преподавателю необходимо предлагать некоторым обучаемым дополнительные задания повышенной сложности, которые студенты осваивали бы в большей степени самостоятельно.
Самым способным студентам предлагается участвовать на предметных олимпиадах. Если студент хочет хорошо выступить на олимпиаде, то он должен хорошо подготовиться к этому, т.е. решить как можно большее задач самостоятельно.
С помощью системы организации решении соревновательных задач пяти категорий (простой, средней сложности, повышенной сложности, олимпиадные и задачи чемпионата по программированию) по предмету Программирование на С++ происходит активизация познавательной деятельности студента:
- во-первых, студент общается, причем как со своими сверстниками, так и с преподавателями университета;
- во-вторых, студент стремиться овладеть большим количеством знаний и умением применить их на практике, чему способствует соревновательный дух решение задач;
- в-третьих, студент старается как можно больше задач решить за короткое время, потому что система ведет учет решенных задач по категориям сложности;
- в-четвертых, студент более детально прорабатывает изучаемые вопросы, усваивает, анализирует алгоритмы решения задач различной сложности, учиться анализировать решенных задач и, таким образом, раскрывает свои способности.
В рамках научно-методической работы кафедры программный инжиниринг ТУИТ Ургенчского филиала проводятся в рамках филиала регулярное решение задач по курсу Программирование на С++ среди студентов начального курса всех специальностей в системе алго********. В течении учебного года согласно плану подготовки к предметным олимпиадам и к чемпионату мира по программированию организуется On-Line соревнование среди филиалов и головного университета по программированию. Оценка участников проводится по результатам решения предлагаемых задач по принципу чемпионата мира по программированию.
При организации On-Line соревновании студентам предлагается конкурсное задание, которое они должны были выполнить за пять часов. Это задание содержит 8-10 прикладных задач по разделам курса основы программирования. В разработке задач и определении критериев их оценок принимают участие преподаватели кафедры программный инжиниринг – организатора соревновательных задач. Окончательная редакция и выбор задач проводится на методическом семинаре, в котором участвовали все преподаватели кафедры.
Предлагаемые задачи оценивались в баллах в зависимости от сложности задач. В результате каждый участник получал определенной количество баллов, зависимых от числа решенных задач и правильности решений. В качестве соревновательных задач в первом семестре предлагается следующие туры решения типовых задач:
- алгоритмизация и программирование линейных вычислительных процессов, количество различных задач - 8;
- алгоритмизация и программирование простых разветвляющихся вычислительных процессов, количество различных задач - 10;
- алгоритмизация и программирование сложных разветвляющихся вычислительных процессов, количество различных задач - 6;
- алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (табуляция функций одной переменной), количество различных задач - 10;
- алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (вычисление суммы -, произведений -), количество различных задач - 10;
- алгоритмизация и программирование сложных (двойных циклов, цикл в цикле) циклических вычислительных процессов (вычисление ), количество различных задач -8;
- алгоритмизация и программирование вычислительных процессов типа цикл с разветвлениями и разветвления с циклами (вычисление разветвления, разветвления, разветвления ), количество различных задач - 10;
- организация итерационных вычислительных процессов на примере вычисления конечных сумм, количество различных задач - 8;
- алгоритмизация и программирование вычислительных процессов типа задач типа одномерных числовых массивов, количество различных задач - 12;
- алгоритмизация и программирование вычислительных процессов задач типа двумерных числовых массивов, количество различных задач - 12;
- алгоритмизация и программирование сложных вычислительных процессов задач типа операции над одномерными и двумерными числовыми массивами, количество различных задач - 12;
- алгоритмизация и программирование графических задач на разветвление, количество различных задач – 10 и т.д.
Статистическая обработка результатов решенных соревновательных задач по турам в разрезе учебных групп представляется в виде таблицы:
Таблица 1
Количество участников учебных групп по решению соревновательных задач в филиале по программированию на С++.
№ учебных групп |
911-15 |
912-15 |
913-15 |
914-15 |
921-15 |
922-15 |
931-15 |
932-15 |
941-15 |
942-15 |
Количество участников |
25 |
25 |
25 |
27 |
12 |
6 |
23 |
9 |
26 |
9 |
Анализ результатов решения предлагаемых соревновательных задач по турам в баллах представляется в виде таблицы. Например, по туру 5 - алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (вычисление суммы, произведений), количество различных задач – 10, группы 911-15.
Таблица 2
Один из вариантов задания для 5-го тура. Количество вариантов – 25 штук.
№ задачи |
Функция |
Команда для организации цикла |
1 |
|
IF |
2 |
|
FOR |
3 |
|
WHILE |
4 |
|
DO … WHILE |
5 |
|
IF |
6 |
|
FOR |
7 |
|
WHILE |
8 |
|
DO … WHILE |
9 |
|
IF и WHILE |
10 |
|
FOR и DO … WHILE |
Таблица 3
Анализ результатов решения соревновательных задач 5-тура группой 911-15, количество студентов – 25.
№№ задачи |
Балл b |
Число задач представленных к решению (количество решенных задач), n |
Максимально возможное количество баллов |
Общее количество полученных баллов, q |
Средний балл, s |
Коэффициент сложности задачи |
ЦС-1 |
4 |
25(21) |
100 |
84 |
3,36 |
0,16 |
ЦС-2 |
3 |
25(25) |
75 |
75 |
3,00 |
0,00 |
ЦС-3 |
4 |
25(22) |
100 |
88 |
3,52 |
0,12 |
ЦС-4 |
5 |
25(16) |
125 |
80 |
3,20 |
0,36 |
ЦП-1 |
4 |
25(16) |
100 |
64 |
2,56 |
0,36 |
ЦП-2 |
3 |
25(21) |
75 |
63 |
1,68 |
0,44 |
ЦП-3 |
4 |
25(20) |
100 |
80 |
2,40 |
0,40 |
ЦП-4 |
5 |
25(17) |
125 |
85 |
3,40 |
0,32 |
ЦСП-1 |
8 |
25(11) |
200 |
88 |
3,52 |
0,56 |
ЦПС-2 |
8 |
25(2) |
200 |
16 |
0,64 |
0,92 |
Итого баллов |
1200 |
723 |
≈ 0,60 (60%) успеваемость группы |
|||
Максимально возможное количество баллов определялось произведением числа представленных решений на балл за данную задачу.
Средний балл рассчитывался по формуле . Коэффициент сложности задачи (К) определялся по формуле .
Таблица 4
Анализ результатов решения соревновательных задач 5-тура в разрезе задач
№ |
Ф.и.о. |
Решенные задачи |
Наб-ран-ный бал |
Успе- вае-мость, % |
|||||||||
ЦС-1 |
ЦС-2 |
ЦС-3 |
ЦС-4 |
ЦП-1 |
ЦП-2 |
ЦП-3 |
ЦП-4 |
ЦСП 1 |
ЦПС 2 |
||||
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
8 |
8 |
||||
1 |
Алиев О. |
4 |
3 |
0 |
5 |
4 |
3 |
0 |
0 |
8 |
0 |
27 |
56 |
2 |
Болтаев С. |
4 |
3 |
4 |
0 |
4 |
3 |
4 |
0 |
8 |
8 |
38 |
79 |
3 |
Олимов И. |
0 |
3 |
4 |
0 |
4 |
3 |
4 |
5 |
0 |
0 |
23 |
48 |
4 |
Суюнов Т. |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
8 |
0 |
40 |
83 |
5 |
Тураев Б. |
4 |
0 |
4 |
5 |
0 |
0 |
4 |
5 |
8 |
0 |
30 |
63 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Таблица 5
Анализ результатов не решенных соревновательных задач 5-тура.
№№ задачи |
Количество студентов, которые не смогли решать задачи |
Ф.и.о. студентов, которые не смогли решать задачи |
ЦС-1 |
4 |
Олимов И. |
ЦС-2 |
0 |
Тураев Б. |
ЦС-3 |
3 |
Алиев О. |
ЦС-4 |
9 |
Олимов И., Болтаев С. |
ЦП-1 |
9 |
Тураев Б. |
ЦП-2 |
4 |
Тураев Б. |
ЦП-3 |
5 |
Алиев О. |
ЦП-4 |
8 |
Алиев О., Болтаев С. |
ЦСП-1 |
14 |
Олимов И. |
ЦПС-2 |
23 |
Олимов И., Алиев О., Суюнов Т. Тураев Б. |
По данным таблиц 3-5 можно сделать соответствующие выводы по улучшению усвоения знаний студентами по соответствующим разделам и темам предмета Программирование на С++. По данным таблицы 3 самым сложным заданием оказались задачи типа ЦП-2, ЦП-3, ЦСП-1, ЦПС-2, самым легким – задании ЦС-1, ЦС-2, ЦС-3. Далее организуется целенаправленные консультации для студентов по соответствующим темам предмета Программирование на С++, а также пересматривается деятельность работы кружков по программированию. По итогам 12 туров можно сделать необходимые выводы по улучшению деятельности лекционных, практических, лабораторных, а также деятельности кружков по программированию и ввести соответствующие коррективы в содержании учебных материалов.
Самые большие трудности, вызывали задачи связанные с числовыми массивами одномерного так и двумерного, затем, в порядке убывания сложности, по составлению циклических алгоритмов с использованием различных команд организации циклических вычислительных и логических процессов.
Таким образом, при самостоятельном освоении первого этапа курса (первый семестр) программирование на С++, как в сокращенном объеме, так и при углубленном изучении, наибольшие трудности возникнут при изучении итерационных вычислительных процессов и работа с числовыми массивами данных. Это связано с более трудными математическими выкладками в частности, с составлением математической модели задачи, т.е. математическая формулировка задачи и построение алгоритма решения и программированием на коде С++. Поэтому, уже при изучении, соответствующих разделов предмета математики и введение в алгоритмы, на это следует обратить самое пристальное внимание.
Полученный анализ результатов показывает, что участие студентов в различных турах соревновательных задач и олимпиад позволяет повысить качество преподавания предмета программирование на С++, прививает интерес студентов к самостоятельной работе и открывает в дальнейшем им путь в науку и любовь к творческой деятельности.
Литература:
- Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Учебное пособие/В.А. Стародубцев. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. – 70 с.
- Стародубцев В.А., Медведева М.К. Чтение лекций с применением аудиовизуальных средств и раздаточных материалов//Инновации в образовании. №1. 2009. – 58-66 с.
- Щербак О.И., Куклин О.В. Организация подготовки специалистов. - Л.: 2001.-220 с.
- Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002.-156 с.