Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++» | Статья в журнале «Техника. Технологии. Инженерия»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юсупов, Д. Ф. Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++» / Д. Ф. Юсупов, Уктамбой Сапаев, А. И. Аширова. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — № 3.1 (5.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/62/2626/ (дата обращения: 17.10.2024).



Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++»

Юсупов Давронбек Фирнафасович, старший преподаватель; Сапаев Уктамбой, старший преподаватель;

Аширова Аноргул Исмаиловна, кандидат педагогических наук

Ургенчский государственный университет. Узбекистан

Ташкентский университет информационных технологий, Ургенчский филиал. Узбекистан

Глобальная информатизация человеческой деятельности - одна из доминирующих тенденций современного общества. Синтез педагогических и интеллектуальных информационных технологий позволяет качественно изменить образовательный процесс, индивидуализируя обучение. Согласно Концепции целевой программы развития образования в Республике одна из приоритетных задач модернизации национального образования - повышение качества профессионального образования, разработка технологий обучения, содержания и методов оценки образовательного процесса в соответствии с требованиями к уровню подготовки современного специалиста.

С другой стороны, актуальность исследования определяется происходящими в настоящее время экономическими и политическими изменениями, которые выдвигают новые требования к образованию. Изменение социально-экономических условий в стране, лавинообразный рост научно-технической информации, информационных и педагогических технологий, техники и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали творческой подготовки специалиста к жизни и работе в столь сложных условиях.

Студентов, обучающихся в ВУЗе, можно условно разделить на несколько групп, одну из которых составляют очень хорошо успевающие студенты. Но они вынуждены подстраиваться под «среднего» студента, и не могут полностью раскрыться на занятиях. Поэтому преподавателю необходимо предлагать некоторым обучаемым дополнительные задания повышенной сложности, которые студенты осваивали бы в большей степени самостоятельно.

Самым способным студентам предлагается участвовать на предметных олимпиадах. Если студент хочет хорошо выступить на олимпиаде, то он должен хорошо подготовиться к этому, т.е. решить как можно большее задач самостоятельно.

С помощью системы организации решении соревновательных задач пяти категорий (простой, средней сложности, повышенной сложности, олимпиадные и задачи чемпионата по программированию) по предмету Программирование на С++ происходит активизация познавательной деятельности студента:

  1. во-первых, студент общается, причем как со своими сверстниками, так и с преподавателями университета;
  2. во-вторых, студент стремиться овладеть большим количеством знаний и умением применить их на практике, чему способствует соревновательный дух решение задач;
  3. в-третьих, студент старается как можно больше задач решить за короткое время, потому что система ведет учет решенных задач по категориям сложности;
  4. в-четвертых, студент более детально прорабатывает изучаемые вопросы, усваивает, анализирует алгоритмы решения задач различной сложности, учиться анализировать решенных задач и, таким образом, раскрывает свои способности.

В рамках научно-методической работы кафедры программный инжиниринг ТУИТ Ургенчского филиала проводятся в рамках филиала регулярное решение задач по курсу Программирование на С++ среди студентов начального курса всех специальностей в системе алго********. В течении учебного года согласно плану подготовки к предметным олимпиадам и к чемпионату мира по программированию организуется On-Line соревнование среди филиалов и головного университета по программированию. Оценка участников проводится по результатам решения предлагаемых задач по принципу чемпионата мира по программированию.

При организации On-Line соревновании студентам предлагается конкурсное задание, которое они должны были выполнить за пять часов. Это задание содержит 8-10 прикладных задач по разделам курса основы программирования. В разработке задач и определении критериев их оценок принимают участие преподаватели кафедры программный инжиниринг – организатора соревновательных задач. Окончательная редакция и выбор задач проводится на методическом семинаре, в котором участвовали все преподаватели кафедры.

Предлагаемые задачи оценивались в баллах в зависимости от сложности задач. В результате каждый участник получал определенной количество баллов, зависимых от числа решенных задач и правильности решений. В качестве соревновательных задач в первом семестре предлагается следующие туры решения типовых задач:

  1. алгоритмизация и программирование линейных вычислительных процессов, количество различных задач - 8;
  2. алгоритмизация и программирование простых разветвляющихся вычислительных процессов, количество различных задач - 10;
  3. алгоритмизация и программирование сложных разветвляющихся вычислительных процессов, количество различных задач - 6;
  4. алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (табуляция функций одной переменной), количество различных задач - 10;
  5. алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (вычисление суммы -, произведений -), количество различных задач - 10;
  6. алгоритмизация и программирование сложных (двойных циклов, цикл в цикле) циклических вычислительных процессов (вычисление ), количество различных задач -8;
  7. алгоритмизация и программирование вычислительных процессов типа цикл с разветвлениями и разветвления с циклами (вычисление разветвления, разветвления, разветвления ), количество различных задач - 10;
  8. организация итерационных вычислительных процессов на примере вычисления конечных сумм, количество различных задач - 8;
  9. алгоритмизация и программирование вычислительных процессов типа задач типа одномерных числовых массивов, количество различных задач - 12;
  10. алгоритмизация и программирование вычислительных процессов задач типа двумерных числовых массивов, количество различных задач - 12;
  11. алгоритмизация и программирование сложных вычислительных процессов задач типа операции над одномерными и двумерными числовыми массивами, количество различных задач - 12;
  12. алгоритмизация и программирование графических задач на разветвление, количество различных задач – 10 и т.д.

Статистическая обработка результатов решенных соревновательных задач по турам в разрезе учебных групп представляется в виде таблицы:

Таблица 1

Количество участников учебных групп по решению соревновательных задач в филиале по программированию на С++.

№ учебных групп

911-15

912-15

913-15

914-15

921-15

922-15

931-15

932-15

941-15

942-15

Количество

участников

25

25

25

27

12

6

23

9

26

9

Анализ результатов решения предлагаемых соревновательных задач по турам в баллах представляется в виде таблицы. Например, по туру 5 - алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (вычисление суммы, произведений), количество различных задач – 10, группы 911-15.

Таблица 2

Один из вариантов задания для 5-го тура. Количество вариантов – 25 штук.

№ задачи

Функция

Команда для организации цикла

1

IF

2

FOR

3

WHILE

4

DO … WHILE

5

IF

6

FOR

7

WHILE

8

DO … WHILE

9

IF и WHILE

10

FOR и DO … WHILE

Таблица 3

Анализ результатов решения соревновательных задач 5-тура группой 911-15, количество студентов – 25.

№№

задачи

Балл b

Число задач

представленных

к решению (количество решенных задач), n

Максимально

возможное

количество

баллов

Общее

количество

полученных баллов, q

Средний балл,

s

Коэффициент

сложности

задачи

ЦС-1

4

25(21)

100

84

3,36

0,16

ЦС-2

3

25(25)

75

75

3,00

0,00

ЦС-3

4

25(22)

100

88

3,52

0,12

ЦС-4

5

25(16)

125

80

3,20

0,36

ЦП-1

4

25(16)

100

64

2,56

0,36

ЦП-2

3

25(21)

75

63

1,68

0,44

ЦП-3

4

25(20)

100

80

2,40

0,40

ЦП-4

5

25(17)

125

85

3,40

0,32

ЦСП-1

8

25(11)

200

88

3,52

0,56

ЦПС-2

8

25(2)

200

16

0,64

0,92

Итого баллов

1200

723

≈ 0,60 (60%) успеваемость группы

Максимально возможное количество баллов определялось произведением числа представленных решений на балл за данную задачу.

Средний балл рассчитывался по формуле . Коэффициент сложности задачи (К) определялся по формуле .

Таблица 4

Анализ результатов решения соревновательных задач 5-тура в разрезе задач

Ф.и.о.

Решенные задачи

Наб-ран-ный

бал

Успе-

вае-мость, %

ЦС-1

ЦС-2

ЦС-3

ЦС-4

ЦП-1

ЦП-2

ЦП-3

ЦП-4

ЦСП 1

ЦПС 2

4

3

4

5

4

3

4

5

8

8

1

Алиев О.

4

3

0

5

4

3

0

0

8

0

27

56

2

Болтаев С.

4

3

4

0

4

3

4

0

8

8

38

79

3

Олимов И.

0

3

4

0

4

3

4

5

0

0

23

48

4

Суюнов Т.

4

3

4

5

4

3

4

5

8

0

40

83

5

Тураев Б.

4

0

4

5

0

0

4

5

8

0

30

63

Таблица 5

Анализ результатов не решенных соревновательных задач 5-тура.

№№

задачи

Количество студентов, которые не смогли решать задачи

Ф.и.о. студентов, которые не смогли решать задачи

ЦС-1

4

Олимов И.

ЦС-2

0

Тураев Б.

ЦС-3

3

Алиев О.

ЦС-4

9

Олимов И., Болтаев С.

ЦП-1

9

Тураев Б.

ЦП-2

4

Тураев Б.

ЦП-3

5

Алиев О.

ЦП-4

8

Алиев О., Болтаев С.

ЦСП-1

14

Олимов И.

ЦПС-2

23

Олимов И., Алиев О., Суюнов Т. Тураев Б.

По данным таблиц 3-5 можно сделать соответствующие выводы по улучшению усвоения знаний студентами по соответствующим разделам и темам предмета Программирование на С++. По данным таблицы 3 самым сложным заданием оказались задачи типа ЦП-2, ЦП-3, ЦСП-1, ЦПС-2, самым легким – задании ЦС-1, ЦС-2, ЦС-3. Далее организуется целенаправленные консультации для студентов по соответствующим темам предмета Программирование на С++, а также пересматривается деятельность работы кружков по программированию. По итогам 12 туров можно сделать необходимые выводы по улучшению деятельности лекционных, практических, лабораторных, а также деятельности кружков по программированию и ввести соответствующие коррективы в содержании учебных материалов.

Самые большие трудности, вызывали задачи связанные с числовыми массивами одномерного так и двумерного, затем, в порядке убывания сложности, по составлению циклических алгоритмов с использованием различных команд организации циклических вычислительных и логических процессов.

Таким образом, при самостоятельном освоении первого этапа курса (первый семестр) программирование на С++, как в сокращенном объеме, так и при углубленном изучении, наибольшие трудности возникнут при изучении итерационных вычислительных процессов и работа с числовыми массивами данных. Это связано с более трудными математическими выкладками в частности, с составлением математической модели задачи, т.е. математическая формулировка задачи и построение алгоритма решения и программированием на коде С++. Поэтому, уже при изучении, соответствующих разделов предмета математики и введение в алгоритмы, на это следует обратить самое пристальное внимание.

Полученный анализ результатов показывает, что участие студентов в различных турах соревновательных задач и олимпиад позволяет повысить качество преподавания предмета программирование на С++, прививает интерес студентов к самостоятельной работе и открывает в дальнейшем им путь в науку и любовь к творческой деятельности.

Литература:

  1. Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Учебное пособие/В.А. Стародубцев. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. – 70 с.
  2. Стародубцев В.А., Медведева М.К. Чтение лекций с применением аудиовизуальных средств и раздаточных материалов//Инновации в образовании. №1. 2009. – 58-66 с.
  3. Щербак О.И., Куклин О.В. Организация подготовки специалистов. - Л.: 2001.-220 с.
  4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002.-156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, WHILE, программирование, FOR, студент, алгоритмизация, балл, анализ результатов решения, процесс, образовательный процесс.

Похожие статьи

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы ветвления» для студентов бакалавриата

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Интеграция опыта по физике и математике с нацеленностью на исследование как фактор успешного освоения учащимися технической механики в учреждении СПО

Похожие статьи

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы ветвления» для студентов бакалавриата

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Интеграция опыта по физике и математике с нацеленностью на исследование как фактор успешного освоения учащимися технической механики в учреждении СПО

Задать вопрос