Информационные технологии и их применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Автор: Паршков Алексей Евгеньевич
Рубрика: Информатика и кибернетика
Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №1 (7) январь 2018 г.
Дата публикации: 20.12.2017
Статья просмотрена: 7324 раза
Библиографическое описание:
Паршков, А. Е. Информационные технологии и их применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. Е. Паршков. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2018. — № 1 (7). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/76/3012/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность исследования. Все министерства и ведомства во исполнение поручения Президента активно разрабатывают планы по развитию цифровой экономики. Задача важная и актуальная не только для России. Степень сложности построения цифровой экономики может значительно варьироваться от отрасли к отрасли. ЖКХ относится к тем важнейшим сферам, с которых, по мнению экспертов, должна начаться цифровая трансформация российской экономики. Такая точка зрения подтверждается и вполне очевидной социальной значимостью отрасли, и рядом экономических факторов.
Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой технически сложное хозяйство, которое обслуживает жилой фонд, коммуникации, водопроводы, обеспечивает сбор и вывоз мусора, текущий и капитальный ремонт коммуникаций и систем. Сегодня комплекс ЖКХ представляет подотрасли, каждая в отдельности обеспечивает работу зданий и сооружений в различных населенных пунктах и муниципалитетах. Предприятия ЖКХ являются поставщиком инженерной продукции (электроэнергия, газ, вода, тепло) для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов (рис. 1).
Рис. 1. Связь жилищно-коммунального хозяйства с другими отраслями [1, с. 18]
Переход к автоматизации бизнес-процессов ЖКХ, к технологиям Интернета вещей позволит сформировать единое информационное пространство отрасли, создать ИТ-системы информирования клиентов и обработки их данных, внедрить мобильные и облачные решения, включая средства аналитики Больших Данных [7].
Зачатки информатизации и цифровизации уже наблюдаются в российской отрасли ЖКХ. Однако процессы эти проходят очень сложно и медленно. Доля предприятий ЖКХ, которые оцифровывают свои бизнес-процессы, чрезвычайно мала в масштабах всех отрасли. Даже в наиболее благополучной подотрасли электроснабжения (на фоне других подотраслей ЖКХ) проникновение автоматизированного учета не превышает 9 % (оценка ПАО «Россети») [8].
Проблемы внедрения новых технологий в сферу жилищно-коммунального хозяйства обусловлены несколькими причинами: сама система тарифообразования не стимулирует внедрение новых технологий и комплексов. Тарифы не позволяют увеличивать затраты на капитальную модернизацию и полную замену оборудования и аппаратуры на новые и технологичные. Последнее обстоятельство тормозится и устареванием технических стандартов, оставшихся еще со времен СССР [4].
Согласно данным Росстата, лишь 65 % ресурсоснабжающих организаций использовали в 2016 году базовые информационные технологии, в том числе локальные сети, системы электронного документооборота и другие подобные решения — не более 5 %. Ресурсоснабжающие организации не стремятся к цифровизации отчасти из-за отсутствия средств, отчасти из-за желания получать более выгодную для них оплату по нормативам. Управляющие компании, для которых повышение уровня автоматизации и прозрачности могли бы приносить вполне определенные выгоды, тоже не проявляют интереса к совершенствованию инфраструктуры на фоне разговоров о возможном непосредственном взаимодействии поставщиков и потребителей ресурсов. К наиболее серьезным проблемам, сопровождающим процессы цифровой трансформации ЖКХ, относится формирование эффективных механизмов финансирования установки новых приборов учета коммунальных ресурсов.
Информационные системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства оказывают влияние на различные характеристики экономического развития, наиболее важные из них следующие: производительность труда, функциональная эффективность, качество обслуживания потребителей, создание системы управления качеством, управление обращениями.
Для повышения производительности труда (операционная эффективность) в организациях, оказывающих коммунальные услуги, применяют системы обработки транзакций. Например, для управления взаимоотношениями с потребителями. Другое — повышение производительности труда работников офиса при помощи комплекса прикладных программ, например систем презентационной графики.
Функциональная эффективность может быть улучшена за счет применения систем поддержки принятия решений. Например, использование предприятиями систем искусственного интеллекта в области операционной деятельности, позволяющих существенно повысить эффективность функций сферы коммунальных услуг [3,c. 250].
В настоящее время все значимые игроки рынка имеют решения для ЖКХ, основанные на Интернете вещей и автоматизации бизнес-процессов. Это и коммерческий учет с дистанционным съемом информации с индивидуальных приборов учета, и электронные схемы обращения с отходами, и многое другое. Одно из самых популярных и востребованных сегодня направлений Интернета вещей, «умный дом», напрямую относится к сооружению и эксплуатации зданий. Немаловажным аспектом является перспектива интеграция ГИС ЖКС с существующими IoT технологиями [5].
Биллинговая система на SaaS-платформе облачных вычислений — готовый прикладной продукт. Это программное обеспечение, которое существует по умолчанию и способно поддерживать бизнес-процессы ЖКХ-предприятий. До их появления все сложные расчеты проводились с помощью ручки, листа бумаги и калькулятора, и неудивительно, что в счета за коммунальные услуги закрадывались ошибки. Положение изменили коробочные биллинговые системы, но и они устарели, им на смену пришли SaaS-платформы.
Интерфейс биллинговой системы представлен на рис.2.
Рис. 2. Интерфейс биллинговой системы [7]
Онлайн-система рассчитывает плату за жилищно-коммунальные услуги, получает данные об оплате, выпускает квитанции. Благодаря биллингу жильцы не задаются вопросом, как и почему им насчитали указанную сумму: расчет прозрачный. Плюс биллинговой системы в том, что она гибкая и производительная. Она работает с большими потоками информации, учитывает старые данные, потому они не потеряются при переходе на новую систему. Региональные ЕИРЦ на цифровых приборах учета подсчитывают сразу и экономический эффект от внедрения «цифры». Например, МУП «ЕРЦ ЖКХ» г. Домодедово сообщило об экономическом эффекте в 116 миллионов от установки приборов учета МКТС на 275 многоквартирных домах за отопительный период 2015–2016 годов в городском округе Домодедово [7].
Примером оценки качества обслуживания потребителей может служить применение портальных систем самообслуживания типа «Личный кабинет», что позволяет организовать электронное взаимодействие, в том числе прием заявок и оперативное прохождение платежей [2, c. 92].
ГИС ЖКХ была введена в опытную эксплуатацию на всей территории Российской Федерации 1 июля 2016 года. С 1 июля 2017 года управляющие компании будут обязаны размещать данные в системе, а с 1 января 2018 года за несоблюдение этого правила, будет введена административная ответственность. ГИС ЖКХ является стратегическим инфраструктурным проектом для граждан, органов власти и организаций сферы ЖКХ, который позволит потребителям в режиме реального времени контролировать качество и объемы проведенных работ и оказанных услуг, следить за расходами своего ТСЖ, направлять жалобы и обращения в органы жилищного надзора, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ, а также проводить собрания жителей по дому в электронной форме. На сегодняшний день в системе зарегистрировано 74 тыс. организаций сферы ЖКХ, в том числе 75 % ТСЖ, 88 % ресурсоснабжающих организаций, 100 % управляющих организаций и ГЖИ, размещена информация о 0,5 млрд фактов оплаты за ЖКУ, 33 млн лицевых счетов граждан, 10,8 млн домов. Регионы, в которых ГИС ЖКХ внедряется наиболее быстрыми темпами — Белгородская, Мурманская и Тульская области, Республики Калмыкия и Хакасия, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра» [6].
Информационные системы управления обращениями потребителей коммунальных услуг дают быстрый доступ к сведениям о важнейшем факторе, влияющем на достижение хозяйствующим субъектом своих задач, позволяет оперативно их учитывать, обслуживая стратегические потребности коммунального предприятия. Но главное то, что информационные системы управления контролируют предоставления коммунальных услуг, что содействует удовлетворённости потребителей работой коммунальных предприятий и обеспечивают социальную поддержку процессам модернизации и реформирования отрасли, снижению социальной напряженности в обществе [3, c. 250].
Таким образом, коммунальные услуги имеют определенные качественные характеристики (давление воды, температура прямого и обратного теплоносителя, температурный график теплоснабжения, наличие высших гармоник электрического тока и др.), что позволяет управлять качеством предоставляемых услуг. Информационные услуги и сервисы, такие как услуги коммерческого учета потребления энергоресурсов, могут существенно сократить расходы потребителей на их оплату. Одной из важнейших информационных технологий в сфере ЖКХ является внедрение современной биллинговой системы на SaaS -платформе. Биллинговая система — это пакет программного обеспечения для поддержки бизнес-процессов предприятий сферы ЖКХ. Современные биллинговые системы обеспечивают рост компании с возможностью запускать новые сетки тарифного регулирования, обеспечивать, в том числе скорость расчетов и снижение общих затрат. Системы способны интегрироваться с другими корпоративными системами, используемыми ранее пакетами, и полностью автоматизируют ведение взаиморасчетов, гарантируя высокую степень прозрачности и защиты данных.
Для обеспечения условий дальнейшего проникновения информационных технологий в сферу ЖКХ необходимо обеспечивать инвестирование в инновационную деятельность и развитие коммунальной сферы не только из государственных, но и частных источников. Для создания привлекательных и выгодных условий для частных инвесторов в России необходимо развивать не только институциональные, организационные и управленческие инновации, но и материальные активы, а также информационные системы, проекты по автоматизации и расчетно-аналитические интернет-системы.
Литература:
- Кожевников С. А. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальном хозяйстве региона: проблемы и перспективы развития [Текст]: монография / С. А. Кожевников, Т. В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. — С.18.
- Чаадаев В. К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7–3 (51). С. 92.
- Чаадаева В. В. Информационные технологии в управлении предприятиями ЖКХ//Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. — № 3–1 (70). — С. 250.
- Инновации и новые технологии в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rc-online.ru/about/smi/innovatsii-i-novye-tekhnologii-v-sfere-zhkkh (дата обращения 20.1.02017)
- Интернет Вещей в Жилищно-коммунальном хозяйстве — IoT в ЖКХ 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rspectr.com/events/295/internet-veshej-v-zhilishno-kommunalnom-hozyajstve-iot-v-zhkh-2017 (дата обращения 20.10.2017)
- КЭФ-2017: Информационные технологии в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aetp.ru/news/item/410261 (дата обращения 20.10.2017)
- Цифровизация ЖКХ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.osp.ru/cw/2017/10/13052377/ (дата обращения 20.10.2017)
- Цифровое ЖКХ: легко ли реализовать планы Президента? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iksmedia.ru/blogs/post/5398071-Czifrovoe-ZHKX-legko-li-realizovat.html (дата обращения 20.10.2017)