Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление» | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (7) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.10.2018

Статья просмотрена: 2177 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Д. Т. Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление» / Д. Т. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3653/ (дата обращения: 19.12.2024).



Термин «корпоративное управление» в настоящее время все чаще употребляется в юридической и экономической среде. Однако отсутствие легального определения в российском законодательстве влечет множественность подходов к пониманию сущности данного явления. Исследователи по-разному трактуют цели, задачи, принципы, сферу корпоративного управления.

Поскольку категория корпоративного управления рассматривается с позиций экономики и права, подходы к его пониманию также различаются. В экономике в основу понятия положены финансовые механизмы, а потому корпоративное управление понимается, в первую очередь, как набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией

Правоведы отмечают многоаспектность корпоративного управления, что влечет недостаточную проработанность ключевых вопросов, существование различных подходов к трактовке одних и тех же понятий, а также исследование ряда вопросов на слишком обобщенном уровне [1, с. 46]. Итак, что же понимается под «корпорациями» и «корпоративным управлением»?

В ст. 65.1. Гражданского кодекса РФ определено, что корпорациями являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Н. В. Бакунова и Н. В. Мухаровский указывают, что «корпорация — это прежде всего акционерное общество, следовательно, предметом науки корпоративного управления являются организационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерного капитала (собственности)» [1, с. 47]. А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин корпорацию определяют в качестве социально-экономической системы и понимают ее как наиболее развитую форму организации [2, с. 9].

Рассмотрев некоторые подходы к понятию «корпорация», перейдем непосредственно к корпоративному управлению, которое понимается в широком и узком смысле, с позиций российского и западного права, с точки зрения моделей корпоративного управления и т. д.

О. А. Макарова определяет корпоративное управление с двух позиций: а) в узком смысле, как управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации, и б) в широком смысле, как взаимоотношения внутри корпорации и ее взаимоотношения с внешним миром [3, с. 124]. Полагаем, что определение, данное О. А. Макаровой в узком смысле, не отражает в полной мере всю специфику и содержание корпоративного управления.

В свою очередь, Н. В. Бакунова и Н. В. Мухаровский полагают возможным рассматривать корпоративное управление как общественную науку, представляющую собой систему знаний о закономерностях и эффективных формах, методах и средствах целенаправленного воздействия на субъекты корпоративных образований, их органы управления, материально-вещественные элементы, финансовые системы и другие компоненты, обеспечивающих эффективное функционирование механизма взаимодействия и достижение гармонии и синергетического эффекта [1, с. 49].

По мнению С. А. Масютина корпоративное управление не следует отождествлять с управлением корпорацией, поскольку первое должно рассматриваться шире, как управление, характеризующееся высоким уровнем организованности и присущими ему особыми свойствами [4, с. 34].

С другой стороны, В. В. Долинская считает, что корпоративное управление есть урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы инвесторов и в первую очередь акционеров [5, с. 420–421].

В своих исследованиях С. Д. Могилевский под процессом корпоративного управления понимает реализацию органами хозяйственных обществ своих прав и обязанностей, соответствующих компетенции каждого из них по выработке (подготовке и принятию) конкретного управленческого решения, его исполнению (реализации) и проверке его выполнения [6, с. 161]. И. С. Шиткина же рассматривает корпоративное управление как совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого организуется деятельность корпораций [7, с. 518].

А. А. Аюрова, О. А. Беляева, М. М. Вильданова полагают, что корпоративное управление — это система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния [8, с. 256].

В то же время А. С. Терехов считает, что корпоративное управление — это совокупность правоотношений внутри хозяйственного общества, между несколькими хозяйственными обществами (в том числе внутри группы формально и неформально аффилированных хозяйственных обществ и за ее пределами), определяющих порядок взаимодействия и функционирования бизнес-систем [9, с. 19].

Следует особо отметить, что в действующем законодательстве легальное понятие корпоративного управления отсутствует. При этом в России существует Кодекс корпоративного управления, утверждённый письмом Банка России от 10.04.2014 № 06–52/2463, который носит рекомендательный характер. Данный документ определяет корпоративное управление как понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление, согласно Кодексу, является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.

Итак, исходя из вышеприведенных определений можно сформулировать признаки корпоративного управления, которые являются важнейшими, общепризнанными.

Во-первых, корпоративное управление есть система, то есть некоторая совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимозависимых. К таким элементам относят собственность, равновесие интересов, информация, корпоративная культура и т. д. Полагаем, что лишь четкое построение системы позволяет организовывать эффективное управление в корпоративных отношениях.

Во-вторых, корпоративное управление есть взаимодействие. Взаимодействие — это определенная связь, процесс, опосредующий обмен различными благами — материальными и нематериальными. Взаимодействие предполагает наличие общих интересов, целей, задач, которые достигаются взаимовыгодными способами.

В-третьих, корпоративное управление имеет собственный субъектный состав. Сюда относят: акционеров, инвесторов, управленцев (менеджмент), государственные и негосударственные органы, осуществляющие в той или иной степени регулирование деятельности корпораций.

В-четвертых, корпоративное управление характеризуется наличием собственных методов, механизмов воздействия. Основные методы корпоративного управления можно условно поделить на три группы:

1) организационно-административные, предполагающие прямые указания, установление норм и правил на уровне корпорации (приказы, должностные инструкции, контроль);

2) экономические, позволяющие посредством соотношения затрат и прибыли воздействовать на правоотношения в корпорации (заработная плата, кредитование, финансовые санкции, цена товара, наценка);

3) социально-психологические, зачастую используются скрытно, с целью повышения психологического настроя работников (моральный климат в коллективе, проведение корпоративных мероприятий, система морального поощрения).

Механизмы корпоративного управления сильно различаются в зависимости от избранной модели управления, однако можно выделить несколько наиболее используемых: участие в совете директоров, враждебное поглощение, раскрытие информации, системы контроля на всех уровнях управления.

В-пятых, корпоративное управление должно быть основано на определённых принципах. Принципы — это основные, исходные начала, на которых строится система корпоративного управления. В 1999 году на заседании Совета Организации экономического сотрудничества и развития был подписан документ, названный «Принципы корпоративного управления» [10]. В соответствии с данным документом структура корпоративного управления должна обеспечивать:

‒ защиту прав акционеров;

‒ равное отношение к акционерам;

‒ признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;

‒ своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;

‒ эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами.

Указанные принципы носят рекомендательный характер, однако широко используются для выработки национальных принципов корпоративного управления. Так, например, действующий в Российской Федерации Кодекс корпоративного управления развивает вышеперечисленные принципы следующим образом [11].

1) права акционеров, а также условия реализации ими своих прав должны быть равны;

2) совет директоров с одной стороны осуществляет стратегическое управление корпорацией, а с другой — должен быть подотчетен акционерам общества;

3) в обществе должна быть создана эффективно функционирующая система управления рисками и внутреннего контроля, направленная на обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед обществом целей;

4) общество и его деятельность должны быть прозрачными для акционеров, инвесторов и иных заинтересованных лиц.

Таким образом, корпоративное управление представляет собой систему взаимодействия между органами корпорации, ее участниками, а также третьими лицами, основанную на выработанных принципах и использующую собственные методы и механизмы воздействия, направленную на эффективное достижение целей, задач корпорации при соблюдении баланса интересов заинтересованных лиц.

Литература:

  1. Бакунова Н. В., Мухаровский Н. В. «Корпорация», «корпоративное управление»: подходы к трактовке сущности категорий // Вестник Омского университета. — 2011. — № 3. — С. 46–51.
  2. Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Саломатин Н. А. Управление организацией. — М.: Инфра-М, 1998. — 669 с.
  3. Макарова О. А. Реализация принципов корпоративного управления в Российском акционерном законодательстве // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: сб. науч. ст. — Вып. 5. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 399 с.
  4. Масютин С. А. Корпоративное управление: опыт и проблемы. — М.: Финстатинформ, 2003. — 280 с.
  5. Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 736 с.
  6. Могилевский С. Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект. — М.: Дело, 2001. — 360 с.
  7. Корпоративное право: учебник / Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинскас, Е. П. Губин и др.; отв. ред. И. С. Шиткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2015. — 1080 с.
  8. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А. А. Аюрова, О. А. Беляева, М. М. Вильданова и др.; отв. ред. А. В. Габов. — М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. — Т. 2: Виды юридических лиц в российском законодательстве. — 352 с.
  9. Терехов А. С. Правовые аспекты корпоративного управления по контролю за распоряжением и защитой прав акционеров: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2011. — 24 с.
  10. Принципы корпоративного управления ОЭСР: подписаны на заседании Совета ОЭСР 26–27 мая 1999 г. [Электронный ресурс]: URL: https://www.oecd.org/corporate/ca/corporategovernanceprinciples/32159669.pdf
  11. О Кодексе корпоративного управления: письмо Банка России от 10.04.2014 № 06–52/2463 // Вестник Банка России. — 2014. — № 40.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративное управление, акционер, совет директоров, акционерное общество, корпорация, узкий смысл, механизм воздействия, рекомендательный характер, система взаимодействия, эффективный контроль.
Задать вопрос