Особенности государственной службы в таможенных органах | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (8) январь 2019 г.

Дата публикации: 30.12.2018

Статья просмотрена: 5602 раза

Библиографическое описание:

Заячникова, М. С. Особенности государственной службы в таможенных органах / М. С. Заячникова, В. В. Хвастовцев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 1 (8). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/113/3847/ (дата обращения: 18.12.2024).



Государственная служба (далее — Г. с.) — один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает в себя: федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ; Г. с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении [8]. В ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» определяет ее как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Среди разновидностей государственной службы служба в таможенных органах обладает определенными особенностями.

Этимология: слово «таможня» происходит от тюркского слова «тамга», то есть «клеймо». У кочевых народов Средней Азии его ставили на различное имущество чтобы обозначить свою собственность. Таможенные органы обеспечивают транспортировку различного товара через таможенную границу. Толковый словарь Ожегова определяет таможню как учреждение, занимающееся контролем провоза через границу грузов, багажа, почты и взиманием пошлин, сборов [9].

Из основных актов, регулирующих прохождение службы в таможенных органах, основными являются:

1) ФЗ о системе государственной службы.

2) ФЗ о государственной гражданской службе.

Помимо этого, существует Федеральный закон от 21 июля 1998г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» который полностью регулирует деятельность работников таможни. Но 3 августа 2018 года вышел еще один ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он закрепил цели, руководство, правовое регулирование и действие актов законодательства РФ.

Важно понимать, что таможенные органы — это сложный механизм, совершенствующийся и претерпевающий перемены каждый день. Штат таможенных структур, формируется на основе конкурса с обязательным квалификационным экзаменом, после которого присваивается чин государственной гражданской службы.

Для допуска к экзамену необходима справка, подтверждающая должное состояние, достижение возраста не менее 18 лет, наличие гражданства РФ и хотя бы одно высшее образование по специальности «Юриспруденция» или же «Таможенное дело» [1, с. 6].

Служба в таможне проходит исключительно по срочному контракту (от 1 года до 10 лет). Перед вступлением на должность обязателен испытательный срок в размере 6 месяцев.

Стоит отметить, что сотрудники таможенных органов могут проходить два вида государственной службы (тот или иной): 1) государственную гражданскую службу и 2) иные виды службы (до 2016 — правоохранительная) (ст. 3 ФЗ о службе в таможенных органах). В силу этого механизм прохождения и правовой статус госслужащих различен.

Иной вид службы, чаще всего связан с силовым обеспечением деятельности таможенных органов. Такая служба обычно проходит в структурах, которые противодействуют контрабанде, занимаются таможенными расследованиями и проводят дознание. В силу этого госслужащим этих подразделений присваиваются специальные звания.

Законодательством предусмотрены всевозможные льготы, бесплатная медицинская помощь, многогранный опыт позволяющий развиваться в нескольких отраслях, например в экономической, психологической, при наличии образования по одной лишь специальности «Юриспруденция», что значительно расширяет кругозор и после выхода на пенсию есть возможность работы в коммерческих организациях, престижность, достойная заработная плата [1, с. 44].

Поскольку работа является психологически и физически сложной в таможенных службах создаются специальные условия труда:

  1. Наличие специальных комнат отдыха
  2. Комфортно оборудованные рабочие места
  3. Возможность посещения курортов и санаториев, оплачиваемые отпуска
  4. обязательное наличие штатного квалифицированного психолога.

Все обязанности таможенных органов закреплены в ФЗ «О таможенном регулировании РФ».

Таковыми являются:

– взимание таможенных пошлин и налогов

– проведение таможенного контроля

– пресечение административных правонарушений и преступлений при нарушении правил перевоза объектов на территорию и с территории РФ

– обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу

– обеспечение ведения четкой статистики взаимной торговли с Евразийским экономическим союзом (Россия сотрудничает со странами-участниками Евразийского экономического союза, в состав которого, помимо Российской Федерации, входят Белоруссия, Армения, Казахстан, и Киргизия. Главная цель Евразийского экономического союза — это развитие экономики в странах — участницах, стабильная торговая ситуация и улучшение международных отношений)

Однако, как и во многих видах государственной деятельности, есть ряд ограничений — таможенникам запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской; совмещать службу в таможенных органах с депутатством и заниматься предпринимательской деятельностью [1, с. 7].

Одной из самых серьезных и трудноразрешимых проблем в таможенной системы является коррупция. Из-за того, что таможня осуществляет важную функцию — охрана государства, а таможенные сборы приносят большую прибыль, проблема коррупции становится еще более серьезной.

Наиболее развита она на среднем и низовом уровне. Это обуславливается тем, что нарушения в менее крупных размерах сложнее отследить и они подвергаются гораздо меньшему наказанию. Помимо этого, именно младшие сотрудники наиболее часто контактируют с людьми, которые являются потенциальными нарушителями. Также большую роль играет то, что младшие сотрудники получают гораздо меньшие зарплаты и соблазн нарушить закон за дополнительное денежное вознаграждение из-за этого становится выше. Для высших чинов участие в коррупционной деятельности гораздо сложнее. За ними ведется более тщательное наблюдение, по своей работе они напрямую не контактируют с лицами, перевозящими товары через границу, наказания для них более существенны, да и зарплаты у них гораздо выше, из-за чего соблазн не столь велик, а свое рабочее место они ценят больше.

Сложность же искоренения этой проблемы во многом основывается на том, что взятки выгодны и для лица, дающего взятку, так как оно может обойти «неудобные» законы, и для должностного лица, которое эту взятку принимает, которое за счет этого обогащается.

Но для государства подобное крайне опасно. Во-первых, через границу могут быть перевезены опасные грузы, такие как оружие, взрывчатка, наркотики и другие, что ставит безопасность граждан и государства в целом под угрозу. Во-вторых, подрывается авторитет государства и власти. Люди, нарушившие закон, однажды теряют веру в закон и более склонны к последующим нарушениям, помимо этого, своим примером они могут склонить и других людей на подобное. В-третьих, из-за этого государственный бюджет несет значительные убытки, что ограничивает возможности государства по развитию.

Примером, подтверждающим существование этой проблемы, может послужить обыск главы ФТС в 2016 году Андрея Бельянинова, в результате которого были обнаружены большое количество денег и множество дорогостоящих картин [6, с. 1].

Поскольку таможенная служба тесно сотрудничает с другими государствами, 14 декабря 2018 года появились новости о создании общей таможни России и Белоруссии [7, с. 1], что повлечет собой не только улучшение политических связей, но и торгово-экономических. Предполагается, что у союзного государства будут совместные агропромышленной продукции. Данная ситуация может послужить толчком для еще более обширных торговых связей между другими государствами, что положительно скажется на внутриэкономической ситуации в стране.

В органах таможенной службы необходимо провести значительную реформу по всем пунктам вступления на должность, квалификационного экзамена и обязанностей, а также порядка и структуры работы. 25 января 2018 года вышло положение о ликвидации таможен, таким образом запущена реформа ФТС, предполагающая сокращение мест в федеральных округах. Для того чтобы избежать такой проблемы, стоит создавать единые таможни, не разделенные по конкретным округам, а смежные, тогда оставлять служащих без рабочих мест не будет надобности. Вступление на должность целесообразно сделать более доступным, давая рабочие места не только обучающимся по целевому направлению, как указано в правилах поступления в Российскую таможенную академию, но и студентам, окончившим вуз по другому направлению подготовки, к примеру «Юриспруденция». К квалификационному экзамену необходимо добавить ещё экзамен на профессиональную пригодность к данной профессии, которая будет показывать, стоит ли потенциальному работнику занимать данное место или нет.

Литература:

  1. Федеральный закон О службе в таможенных органах Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «гарант-сервис-университет». URL: http://base.garant.ru/11900786/ (Дата обращения: 26.12.2018).
  2. Федеральный закон О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311 — ФЗ (в ред. от 06 апреля 2015 г., с изменениями и дополнениями, вступ. в силу 18 мая 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
  3. Сайт Федеральной таможенной службы: [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php (Дата обращения: 19.12.2018).
  4. Жабаева Э. Ж., Филиппова Е. О.: Коррупция в таможенных органах причины и возможные методы предупреждения // Концепт (научно-методический электронный журнал) [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2017/970671.htm (дата обращения: 18.12.2018).
  5. Петелин Г., Евстифеев Д.: Таможня сдает добро // Газета.ru [Электронный ресурс]. 26.07.2016, 16:37. URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/07/26/9712901.shtml?updated (дата обращения: 18.12.2018).
  6. Лукьянова А.: Москва готова создать с Минском общую таможню // АЛЬТА.СОФТ [Электронный ресурс]. 17.12.2018. URL: https://www.alta.ru/ts_news/64845/ (Дата обращения: 26.12.2018).
  7. ФТС намерена ликвидировать почти четверть своих таможен // Konkurent.ru [Электронный ресурс]. 25.01.2018. URL: http://konkurent.ru/article/17515 (Дата обращения: 26.12.2018).
  8. Белов В.А. Большой юридический словарь. — 2. изд., М., 2003 - 703 с.
  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственная служба, орган, Евразийский экономический союз, Белоруссия, вид службы, квалификационный экзамен, таможенная граница, таможенная служба.
Задать вопрос