Проблемы привлечения к ответственности лиц, причастных к несанкционированным врезкам в магистральный трубопроводный транспорт
Автор: Пчельникова Екатерина Игоревна
Рубрика: Уголовное право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.
Дата публикации: 03.04.2019
Статья просмотрена: 106 раз
Библиографическое описание:
Пчельникова, Е. И. Проблемы привлечения к ответственности лиц, причастных к несанкционированным врезкам в магистральный трубопроводный транспорт / Е. И. Пчельникова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4114/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрена статистика несанкционированных врезок, и проблемы привлечения лиц к ответственности. В завершении статьи сделаны выводы и предложены пути решения проблем.
Одним из важнейших секторов экономики Российской Федерации является топливно-энергетический комплекс, от эффективной работы которого зависит нормальная деятельность очень многих отраслей экономики. В ноябре 2009 г. была утверждена Энергетическая стратегия России до 2030 года, одной из главных целей которой является развитие топливно-энергетического комплекса России, [5] результаты которой видны уже сегодня. На территории России, благодаря активному развитию мест добычи и высокому спросу, уже простроена огромная разветвленная сеть магистральных трубопроводов, по которым транспортируется углеводородное сырье. Данные объекты являются стратегически важными, так как от процесса их функционирования, а также бесперебойной и оперативной транспортировки нефти и нефтепродуктов зависит экономическая, экологическая и национальная безопасность. Развитие магистрального трубопроводного транспорта не стоит на месте, и ежегодно он охватывает все больше территорий. А из-за относительно не глубокого уровня закладки трубопровода и отдаления от населенных пунктов появляется проблема с своевременным реагированием на незаконные врезки. Также, стоит сказать, что в современных условиях падения мировых цен на нефть и усиления конкуренции в области экспорта нефти и нефтепродуктов большое влияние на повышение конкурентоспособности в данной сфере оказывают такие факторы, как бесперебойность, оперативность (своевременность) и качество поставок. [6] Поэтому, принципиально важно поддерживать нормальную работу и поставлять каченный продукт на рынки сбыта. К сожалению, на сегодняшний день проблема несанкционированных врезок с целью хищения все-еще актуальна. Согласно данным совещания ПАО «Транснефть», представителей ГУ МВД России по Московской области, правоохранительных и надзорных органов — на территории Московской области за позапрошлый год выявлено 49 несанкционированных врезок в МН и МНПП (16 % от общего числа врезок, зарегистрированных во всех 60 субъектах Российской Федерации, где расположены объекты ПАО «Транснефть»). С 2012 по 2017 год на территории региона зафиксировано 234 преступных посягательства на объекты компании, что составляет почти 8,5 % от общего количества посягательств по стране. Только в 2017 году в Московской области зафиксированы 54 несанкционированные врезки. Особенно опасными являются несанкционированные врезки, сделанные в трубопроводах на участках их переходов через водные преграды. Их трудно обнаружить, сложно ликвидировать, а самое главное — они крайне опасны в части нанесения экологического ущерба.
В июле 2018г. был опубликован Федеральный Закон от 29.07.2018 № 229-ФЗ, вносящий изменения в ст. 215–3 УК РФ и ст. 150 и 151 УПК РФ, которые предусматривают наказание за повторную самовольную врезку в трубопровод лиц, ранее подвергнутым административному наказанию за подобное правонарушение. Лицо наказывается штрафом в размере до 80 тыс. рублей либо ограничением свободы на срок до 2 лет. Если врезка была совершена группой лиц по предварительному сговору, то штраф может составить до 200 тыс. рублей, либо виновному грозит лишение свободы на срок до 3 лет [2]. Данные изменения в законодательстве говорят о том, что правительство видит проблему и работает над ее решением, но на фоне процента раскрываемости дел по данному профилю, а также многомиллионных потерь, которые терпят компании-владельцы магистральных трубопроводов — усилия не достаточны. Помимо того, что врезки продолжают совершаться, существуют сложности с обнаружением и задержанием причастных к несанкционированной врезке лиц, а также процентом возбуждаемых и раскрываемых уголовных дел. По фактам несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы за последние пять лет возбуждено 95 уголовных дел, из них приостановлено 22. По 32 материалам приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел. По итогам 11 месяцев 2017 года возбуждено 22 уголовных дела по 29 фактам криминальных врезок. При этом по 21 факту несанкционированных врезок приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовных дел [8]. Приведенные факты говорят о необходимости совершенствования законодательства и наработке новых алгоритмов следственных мероприятий для повышения уровня раскрываемости дел. Следует добавить, что важное для квалификации «кражи нефти» в уголовном законе представляет собой понятие «магистральный трубопровод». В Примечании к ст. 158 УК РФ термин «трубопровод» (как хранилище) имеет расширительное толкование. Но, правового словосочетания «магистральный трубопровод» нет ни в статье о краже, ни в Примечании к ней [7]. Соответственно при формальном толковании установленного законом хищения нефти из такого сооружения будет оценена, как кража из «простого» хранилища, т. е. по ч. 2 ст. 158 УК РФ. Фактически, это «приравнивает» кражу из магистрального трубопровода к краже из одежды (или ручной клади), что, разумеется, абсолютно разное по степени общественной опасности и развитию возможных последствий. В следствие чего, необходимо юридическое разграничение между отдельными нормативными актами понятия «магистральный трубопровод» для облегчения применения уголовного закона. Указанные проблемы требуют комплексного подхода, для их решения.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
- Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»//«Российская газета», N 165, 31.07.2018;
- Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»(ред. от 06.07.2016) // «Российская газета», N 161, 26.07.2011;
- Проект Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минэнерго России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 28.07.2016;
- Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5836;
- Глущенко Н. В., Шестаков Р. А. Организационно-правовые и технические аспекты обнаружения утечек нефти в магистральных трубопроводах // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-i-tehnicheskie-aspekty-obnaruzheniya-utechek-nefti-v-magistralnyh-truboprovodah
- Плешаков А. М., Осипов В.А Уголовная ответственность за хищение нефти или нефтепродуктов и за их незаконное приобретение: Вопросы квалификации // Вестник экономической безопасности 2018. № 3 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ugolovnaya-otvetstvennost-za-hischenie-nefti-ili-nefteproduktov-i-za-ih-nezakonnoe-priobretenie-voprosy-kvalifikatsii;
- Об итогах совещания ПАО «Транснефть», представителей ГУ МВД России по Московской области, правоохранительных и надзорных органов // Транснефть. URL: https://www.transneft.ru/newsPress/view/id/14764/ (дата обращения: 1.04.2019).