О правовых проблемах охраны земель сельскохозяйственного назначения | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 25.04.2019

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Некрасова, А. Д. О правовых проблемах охраны земель сельскохозяйственного назначения / А. Д. Некрасова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4162/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ввиду напряженных отношений Российской Федерации и зарубежных государств в наши дни, сложная социально-экономическая ситуация дала значительный толчок к масштабному развитию аграрной сферы, чем и обусловлена актуальность данного исследования.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению делятся на категории. Самой первой из них выделяется категория земель сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. [1] В их состав входят: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Как уже было отмечено, в контексте сложившейся политической ситуации, непосредственно влияющей на экономическую сферу посредством экономической торговли, со стороны государства и агробизнеса возник дополнительный интерес к созданию условий ускоренного импортозамещения. [2] Вследствие этого увеличились темпы использования земель сельскохозяйственного назначения. По данным из доклада министра сельского хозяйства Российской Федерации Д. Н. Патрушева «О реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства сельского хозяйства РФ на 2016–2021 гг.». общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 383,6 млн. гектаров [3].

Несомненно, такие земельные массивы требуют максимального внимания со стороны государства, хорошей охраны и защиты. Проведя анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды, к большому сожалению, можно увидеть, что практически во всех субъектах РФ сохраняется тенденция по ухудшению состояния земель. На территории Российской Федерации интенсивно развиваются эрозия, засоление, заболачивание, подтопление, опустынивание, зарастание сельскохозяйственных угодий сорными травами, что ведет к потере плодородия земель и выводу их из оборота.

Земля признается важнейшим компонентом природы, находящимся в тесном взаимодействии со всеми остальными объектами природы. В связи с этим для нас очевидно, что решение проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения возможно только в контексте искоренения общей проблемы — проблемы охраны всей природы.

Правовая охрана земель в целом представляет собой институт земельного права, включающий в себя правовые нормы, которые регулируют сферы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения, а также охраны земель. В рамках охраны земель сельскохозяйственного назначения принимаются правовые, организационные, экономические и другие меры.

Особое внимание в Российской Федерации уделяется рациональному использованию земель сельхозназначения. Данный аспект означает целесообразность их использования, обоснованность, а также экономическую эффективность [4]. Это, вкупе с охраной земель, является одним из основополагающих принципов земельного законодательства. Однако, несмотря на уделение принципу рациональности внимания, все равно существуют определенные проблемы, требующие незамедлительного решения. Сейчас с ними ведется упорная борьба. В земельном законодательстве установлены виды стимулирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, которые включают в себя следующие меры: освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ; компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты; поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда; установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию и т. д.

В настоящее время отслеживать состояние земель сельхозназначения помогает мониторинг. Государственный мониторинг земель ─ часть государственного экологического мониторинга, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, регламентируется Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В вопросе данного исследования огромную роль играет поддержание плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Эрозионной и дефляционной опасности подвержены более половины сельскохозяйственных угодий. Вследствие таких угроз продуктивная площадь земель сельскохозяйственного назначения существенно уменьшается. И в данном случае, может помочь такая мера, как рекультивация земель сельскохозяйственного назначения. Это комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось.

В связи с тем, что земли сельскохозяйственного назначения являются главным производственным сегментом земельного фонда нашей страны, то для них установлен особый охранительный режим. Во-первых, предусматривается особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях. Во-вторых, установлены обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения. В-третьих, для нарушителей правового режима охраны земель сельскохозяйственного назначения существует разнообразие мер ответственности.

Для того чтобы в полной мере и наиболее эффективно управлять земельными ресурсами представляется необходимым сбор систематизированных и соответствующих действительности данных о землях сельскохозяйственного назначения. В связи с этим следует проводить более частую инвентаризацию.

Время летит, меняются и ценности. Если раньше люди относились к земле как чему-то священному, что давало им возможность к существованию, то в современном обществе взгляды поменялись. Произошли серьезные изменения в отношении к землям не только сельскохозяйственного назначения, но и других категорий земель. Проблемой является потеря площадей земельного фонда, а также урбанизации пригородных территорий вследствие разрастания городов. Это, соответственно, приводит к их деградации. Кроме того, еще одной задачей, требующей конструктивного решения, является допущение органами государственной власти и местного самоуправления включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, а также размещение на таких землях объектов транспорта, энергетики и связи. [5]

Для решения всех вышеобозначенных проблем и задач в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения представляется необходимым внести изменения в действующее земельное законодательство, а также разработать и принять законы, которые были бы направлены на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики.

Наряду с совершенствованием правовых механизмов эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, нужны меры экономического стимулирования целевого и рационального использования земель. Так, предлагается компенсировать часть затрат на проведение работ, необходимых для вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения, или предоставление на льготных условиях сельскохозяйственной техники лицам, которые обеспечили агролесомелиоративные, фитомелиоративные и другие мероприятия, направленные на качественное улучшение земель.

Для повышения эффективности использования земель необходимо регулярное выполнение целого ряда мероприятий. К ним относятся: совершенствование структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур; введение и освоение рациональной системы севооборотов; развитие семеноводства и внедрение районированных сортов; применение повторных, пожнивных и других посевов, увеличивающих выход продукции с гектара пашни; борьба с вредителями, болезнями и сорняками; проведение трансформации, мелиорации и улучшения угодий; широкое применение органических и минеральных удобрений; правильной агротехники и рациональное использование сельскохозяйственной техники.

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения составляют национальное богатство Российской Федерации и требуют особого внимания со стороны общества и государства. На наш взгляд, наиболее эффективным будет ужесточение ответственности за нарушения требования земельного законодательства по охране земель сельскохозяйственного назначения. Однако необходимо претворить эту меру в жизнь только совместно с теми средствами, направленными на охрану земель сельскохозяйственного назначения, которые были перечислены нами выше. Будем надеяться, что благодаря подобным действиям, в скором времени, общая площадь земель этой категории увеличится еще в несколько раз.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zemkod.ru/ (дата обращения 15.10.2015).
  2. Моисейкина Л. Г., Дарда Е. С. Статистический анализ структуры земель сельскохозяйственного назначения // Статистика и экономика. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-struktury-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya (дата обращения: 14.04.2019).
  3. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-struktury-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya
  4. Доклад «О реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016–2021 годы». — URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=http %3A %2F %2Fagro.cap.ru %2FUserContent2019 %2Fminselhoz %2Ffile %2Fd79be125–3717–402b-9c5c-42f6a2dbcd83 %2Fdoklad-o-realiz-vedom-plana.pdf
  5. Давлатов И. П. Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения // Молодой ученый. — 2018. — № 18. — С. 224–226. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50018/ (дата обращения: 15.04.2019).
  6. Ведышева Н. О. Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2017. — № 2(30). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ohrany-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 22.04.019).
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, Российская Федерация, земля, охрана земель, государственный мониторинг земель, сельское хозяйство, земельное законодательство, земельный фонд, особое внимание, сельскохозяйственная техника.
Задать вопрос