Таможенные органы в системе государственного управления: аспекты взаимодействия | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Раджапов, Х. Ж. Таможенные органы в системе государственного управления: аспекты взаимодействия / Х. Ж. Раджапов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4186/ (дата обращения: 19.12.2024).



Таможенная система непосредственно оказывает влияние на уровень развития производительных сил, в частности в плане структурной перестройки национальной экономики. Под влиянием глобализации и по мере роста значения международной торговли соотношение внешних и внутренних факторов воздействия таможенных органов изменятся в сторону внешних, что порождает острые противоречия в сфере внешнеторговой и таможенной политики. Также колоссальное воздействие на них оказывает изменяющаяся геополитическая и геоэкономическая структура [1].

Таможенные органы занимают особое место в развитии национальной экономики. Они являются составной частью сил обеспечения национальной безопасности нашей республики. Вся их деятельность направлена на достижение весьма важных для современного Узбекистана целей таможенной политики: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка, стимулирование развития национальной экономики [2].

В связи с этим нужно сказать, что в Республике Узбекистан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики Республики Узбекистан. Основными целями таможенной политики являются обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Узбекистан, стимулирование развития экономики, защита внутреннего рынка.

Новый Таможенный кодекс должен стать нормативным актом прямого действия. В частности, это связано с гарантией обеспечения прав и законных интересов участников таможенных правоотношений.

Особое значение имеет правовое регулирование в сфере создания благоприятного таможенного климата. Необходимость усиления внимания к этому аспекту следует курсу «Стратегии действия по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах». В этой связи было бы уместным привести слова нашего Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева: «…сегодня мы принимаем решительные меры, направленные на привлечение инвесторов путем повышения доверия к нашей стране, реализации долгосрочной и предсказуемой политики, формирования прозрачного делового и инвестиционного климата. Это является одним из наиболее важных приоритетов утвержденной нами Стратегии развития Узбекистана на ближайшие пять лет». В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в качестве приоритетного направления обеспечения верховенства закона, повышение эффективности государственного управления, совершенствование процессуальных основ административного, уголовного, гражданского и хозяйственного судопроизводства [3].

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах явилась важнейшим программным документом, определившим приоритетные направления государственной политики на среднесрочную перспективу. При реализации Стратегии действий в 2017 году особое внимание было уделено практическому воплощению в жизнь принципа «Интересы человека— превыше всего» и благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, агосударственные органы должны служить народу», прежде всего путем установления прямого диалога с народом и обеспечения реальной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В части развития инновационных технологий, интеллектуальной деятельности государство предприняло в сфере развития экономики и поддержки активного предпринимательства — создание благоприятных правовых, организационных условий для развития активного предпринимательства, внедрения инновационных идей итехнологий, дальнейшее совершенствование правовых гарантий защиты и механизмов предупреждения незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, налоговой и таможенной политики, банковско-финансовой сферы, разработку стратегии реформирования аграрного сектора, отказ от предоставления индивидуальных льгот с предоставлением льгот отраслям и сферам экономики, активное развитие регионов [4].

Таможенные органы Республики Узбекистан это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в области таможенного дела. Система таможенных органов включает объекты управления (правовые, экономические и организационные основы таможенного дела) и субъекты управления, как ГТК РУз и таможни. Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти. Таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела, являются составной частью системы органов исполнительной власти и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в области таможенного дела.

Таможенное регулирование подразумевает проведение таможенной политики, а также установление и закрепление порядка и условий перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан товаров, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики [5].

Значимость таможенной службы проявляется, прежде всего, через защиту экономических интересов государства. Например, в последние годы усилилась роль фискальной функции, именно посредством нее происходит пополнение доходной части бюджета [6].

Правовые основы деятельности органов государственной таможенной службы определяются Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. «О государственной таможенной службе» и Положением о Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан, утвержденным ПКМ Республики Узбекистан № 347 от 30 июля 1997 г.

Таможенными органами являются ГТК, управления ГТК по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, специализированные таможенные комплексы и таможенные посты. Они руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, Законом «О государственной таможенной службе», другими актами законодательства и международными договорами Республики Узбекистан.

Становление и развитие таможенной системы в Узбекистане — сложный процесс, включающий в себя разработку всего комплекса законодательных и нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические связи страны. Одной из основных проблем в данном процессе является улучшение деятельности логистических таможенных терминалов (ЛТТ) на территории страны [7]. Практика показывает, что «к профессиональной этике сервиса относится мастерство обслуживания клиентов, где на основе предписанных нормативных указаний достигается определенный комфорт людей, снижается их тревожность, оправдывается ожидаемый результат. Таможня по своей социокультурной природе является институтом сервиса» [8]. Успешная реализация намеченных задач в значительной степени зависит от эффективности деятельности таможенных органов.

Вместе с тем, в сфере таможенного администрирования сохраняется ряд системных проблем, препятствующих формированию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию предпринимательской деятельности.

Действующие таможенные процедуры не отвечают в полной мере требованиям международных норм и стандартов, сопряжены с излишними финансовыми и временными издержками для участников внешнеэкономической деятельности.

Практически отсутствуют механизмы стимулирования соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, поощрения добросовестных субъектов предпринимательства, снижения для них административных барьеров.

Недостаточное использование ресурсов для материального стимулирования сотрудников таможенных органов отрицательно сказывается на профилактике проявлений фактов коррупции и эффективности системы в целом [9].

Анализ мировой практики таможенного регулирования позволяет прогнозировать значительные перемены в сфере таможенной деятельности в ближайшие годы, которые в обобщенном виде можно охарактеризовать следующими положениями:

1) изменения в области международной торговли (рост товарооборота, снижение общего уровня пошлин, повышение роли нетарифного регулирования).

2) изменение роли таможенной службы, связанное со следующими обстоятельствами:

− увеличением сложности и расширением спектра требований, предъявляемых к таможенным органам Республики Узбекистан;

− повышением ответственности таможенных органов всех уровней за проведение сборов косвенных налогов и акцизных сборов, их полноту;

− возрастанием влияния таможенных служб на формирование политики торговых отношений, защиты населения, развития промышленности;

− возрастанием значения таможенной службы в борьбе с коммерческой фальсификацией, с контрабандой, нелегальной торговлей наркотиками и другими преступлениями.

Президент Республики Узбекистан Мирзиёев Ш. М. 12 апреля 2018 г. подписал указ о коренном совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы.

Указом определены главные направления реформирования таможенных органов. Во-первых, это четкое разграничение задач и функций подразделений таможенных органов всех уровней. Во-вторых, формирование в системе таможенных органов «нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, укрепление доверия народа и повышение имиджа государственной таможенной службы, совершенствование механизмов материального стимулирования и социальной защиты сотрудников».

Предусмотрен переход от проведения «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности. Следующее направление — сокращение продолжительности прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска через государственную границу за счет внедрения современных форм, методов и технических средств осуществления таможенного контроля.

В республике была утверждена Программа мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы, предусматривающая институциональные преобразования по совершенствованию деятельности, оптимизации задач и функций таможенных органов, обеспечение их открытости и прозрачности, повышение эффективности таможенного контроля и упрощение процедур, обеспечение эффективного взаимодействия и совершенствование подготовки кадров [10].

В мире наблюдается поиск новых путей протекционизма в связи с действующим для стран-членов ВТО запретом защиты национального производителя с помощью внутренних налогов (различного рода льготы, государственное финансирование, страхование). Активно развивается административное регулирование импорта, хотя квотирование уходит постепенно на второй план. Государствами все чаще вводятся дополнительные барьеры для ввоза конкурирующих товаров — стандартизация, сертификация, лицензирование. Все большую роль в процессе разработки и реализации таможенной политики государств играют международные организации.

Выполнение возложенных на таможенные органы задач осуществляется в условиях сложной обстановки, на которую в значительной степени оказывают влияние общая экономическая ситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, «прозрачность» границ, усиление активности организованной преступности в части контроля ВЭД, проникновение криминала в государственные структуры. Острота накопившихся в сфере таможенного регулирования проблем потребовала от Президента, Правительства, ГТК принятия целого комплекса реорганизационных мер. Мероприятия, проводимые в целях совершенствования деятельности таможенных органов, складываются в единую программу модернизации таможенных органов [11].

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

− осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

− обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;

− осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Узбекистан и их вывоз из страны;

− обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

− ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;

− осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органом в соответствии с законодательством;

− проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Мы считаем, что в настоящее время приоритетом в международной стратегии преобразования таможенных органов выступает стремление к рассмотрению таможенной системы как сервисной службы, оказывающий государственные таможенные услуги, и от качества ее функционирования зависят условия и возможности развития внешней торговли Узбекистана;

Таможенные органы рассматриваются нами в качестве государственной структуры, основной целью деятельности которого является, во-первых, активное содействие внешнеторговой деятельности с целью ускорение и упрощение проведения таможенных процедур [11], и во-вторых, обеспечение эффективного выявления возможных таможенных правонарушений в Республике Узбекистан. В нашей республике была поставлена наиглавнейшая задача превратить таможенную службу в действительный механизм, защищающий отечественную экономику с помощью тарифных и иных мер, а также содействующий развитию внешнеэкономических связей Узбекистана и своевременному выполнению в полном объёме его международных обязательств. Это в свою очередь привело бы к созданию государственной программы развития таможенной службы, над которой ведется активная работа. Программа должна максимально вместить в себя имеющийся международный опыт и правовые нормы таможенных органов. Для упрощения и в то же время усиления таможенного контроля предстоит оснастить службу современными вычислительными средствами, техникой, связью.

Целесообразно выделить актуальность следующих задач в сфере совершенствования таможенной службы Республики Узбекистан:

− завершить экономические реформы во всех сферах и областях экономики, социальной защиты населения, охраны общественного порядка, безопасности государства и его населения;

− создавать необходимые условия для экономического роста на основе эффективного использования экспортного потенциала, развитию частного сектора, использования иностранных инвестиций и инвестиций за счет международных финансовых учреждений;

− развивать политику открытых дверей, совершенствовать налогообложение внешней торговли, и сохранить низкие импортные пошлины;

− стремиться к максимальному вовлечению в экономике быстро растущих трудовых ресурсов на основе создания новых рабочих мест, использования современной техники и технологии в целом по республике, а также в разрезе ее областей и районов [11];

− создавать необходимые условия для дальнейшего развития сферы услуг, с целью решения социально-экономических проблем, повышению материального и духовного развития уровни жизни населения;

− совершенствовать систему планирования и управления экономики.

Совершенствование таможенного дела и его законодательного оформления будет сосредотачиваться на следующих задачах:

− создание стабильной и эффективной правовой системы, обеспечивающей реализацию требований и правил таможенного законодательства, внесение изменений в таможенное законодательство на основе детального анализа различных направлений таможни, выработка механизмов их реализации на таможенных постах всех направлений, анализ и устранение недостатков в таможенном законодательстве в целях его приближения к стандартам Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации;

− сотрудничество с таможенными администрациями других государств в целях разработки и внедрения гармонизированных правовых положений в организацией трансфертных сделок и производством поддельных товаров, а также по защите интеллектуальной собственности;

− сотрудничество в упрощении, унификации административных инструкций и процедур, а также обеспечение их соответствия с новым Таможенным Кодексом;

− разработка учебно-методических пособий для повышения профессионализма сотрудников таможенных органов в вопросах совершенствования законодательства.

Литература:

  1. Азаров Ю. Ф., Баландина Г. В. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — Москва: Норма, 2014. — 218 с.
  2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. — Москва: Юристъ, 2001. — 258 с.
  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года
  4. № УП-4947 // Национальная база данных законодательства URL: http://lex.uz/docs/3107042 (дата обращения: 30.04.2019).
  5. Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» от 22 января 2018 г., № УП-5308 // Национальная база данных законодательства. URL: http://lex.uz/docs/3516841 (дата обращения: 30.04.2019).
  6. Андреев О. А. Организационно-правовые проблемы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами: Диссертация кандидата юридических наук. — Нижний Новгород:, 2012. — 451 с.
  7. Борьба с «челноками» не поможет легкой промышленности // ИА «Альянс Медиа». URL: www.mbm.ru. (дата обращения: 30.04.2019).
  8. М. М. Шарипов, М. Б. Алиев. Проблемы повышения качества услуг в логистических таможенных терминалах Республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук. — 2015. — № № 2/9(190). — С. 74–78.
  9. Щетинин A. A. Российская таможня (в зеркале социологии). — Ростов- на-Дону: Изд-во РГУ, 1999. — 63–64. с.
  10. Указ Президента Республики Узбекистан от 24.11.2018 г. УП-5582 «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан // Национальная база данных законодательства. URL: http://lex.uz/docs/4076902 (дата обращения: 30.04.2019).
  11. Таможенная служба реформируется // Газета.uz. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2018/04/13/customs/ (дата обращения: 30.04.2019).
  12. Алиев М. Б. Организационно-экономические аспекты улучшения таможенного сервиса в Республике Таджикистан. Диссертация на соискание ученой степени к. э.н. — Душанбе, 2016. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, орган, таможенный контроль, государственная таможенная служба, таможенная политика, таможенная служба, республика, таможенное законодательство, внешнеэкономическая деятельность, национальная экономика.

Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления: классификация и соотношение

Институт ротации в системе государственной власти: понятие и сущность

Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика

Конституционная политика и механизм правового регулирования: аспекты соотношения

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Правовое регулирование государственного управления: проблемы и перспективы

Социальная группа в уголовном законодательстве: краткий анализ практики квалификации преступлений

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления: классификация и соотношение

Институт ротации в системе государственной власти: понятие и сущность

Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика

Конституционная политика и механизм правового регулирования: аспекты соотношения

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Правовое регулирование государственного управления: проблемы и перспективы

Социальная группа в уголовном законодательстве: краткий анализ практики квалификации преступлений

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Задать вопрос