К вопросу о статусе частных военных компаний в Российской Федерации
Автор: Монгуш Александр Амырович
Рубрика: Международное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (11) июль 2019 г.
Дата публикации: 30.06.2019
Статья просмотрена: 241 раз
Библиографическое описание:
Монгуш, А. А. К вопросу о статусе частных военных компаний в Российской Федерации / А. А. Монгуш. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 4 (11). — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/133/4335/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях глобализации международных политических и экономических отношений, а также распада биполярной системы мироустройства, военно-политическая обстановка в мире обуславливается борьбой за контроль над источниками энергетических ресурсов и маршрутами их транспортировки. Что требует наличие мобильных войсковых соединений способных к быстрому развертыванию и выполнению поставленных задач в любой точке земного шара.
Вместе с тем, возрастающая роль человеческой жизни и антивоенные настроения граждан, ограничивают возможности государства в использовании национальных вооруженных сил в военных конфликтах иностранных государств. Что вынуждает ряд стран Западной Европы, США и Великобританию прибегать к услугам частных военных компаний, а число последних стремительно расти, превышая на сегодняшний день 400 официально зарегистрированных предприятий [3]. Тенденции возникновения частных военных компаний наблюдаются в настоящее время и в Российской Федерации, однако их правовой статус остается неопределенным.
Попытки правовой регламентации деятельности частных военных компаний в Российской Федерации начались еще в 2014 году, когда в Государственную Думу был внесен законопроект № 630327–6 «О частных военных компаниях в Российской Федерации» [5], который был возращен для приведения в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
С тех пор вопрос о статусе частных военных компаний остается нерешенным, вызывая споры и не однозначные оценки в экспертном и научном сообществе, оценивая с одной стороны их как угрозу суверенитету и общественной безопасности государства [6] с другой как необходимый инструмент защиты интересов государства и транснациональных компаний на нестабильных с точки зрений мира и безопасности территориях [4].
Наиболее оптимальным решением в настоящее время представляется легализация деятельности частных военных в Российской Федерации. При разработке проекта легализации частных военных компаний требуется комплексное согласование норм национального и международного права. Первоочередным ориентирующим документом при этом стоит выделить Конституцию РФ как высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
Так статья 71 Конституции РФ, относит оборону и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства к ведению Российской Федерации [1] в силу чего, представляется верным ограничить возможность заключения частными военными компания договоров с частными лицами и транснациональными компаниями. Оставив право заключения контрактов исключительно с Министерством обороны Российской Федерации, под строгим контролем последнего.
Данный шаг также позволяет отграничить статус сотрудников частных военных компаний от наемников согласно статье 359 УК РФ и пункту 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года, где наемником не признается лицо, направленное государством, участвующим в вооруженном конфликте, для исполнения официальных обязанностей [7].
Обратить внимание стоит также и на Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» [2], дополнив соответствующие статьи указанного закона на право приобретения частными военными компаниям боевого ручного и иного оружия в строго установленном закона порядке. При этом представляется верным, ограничить право хранения оружия последних. Возложив обязанности по учету, хранению, и выдаче оружия на государственные военизированные организации, расположенные по месту дислокации частной военной компании с выдачей оружия только строго в соответствии с поставленными задачами.
Поскольку деятельность частных военных компаний затрагивает международные интересы, целесообразным представляется согласования также с нормами международного права, регламентирующим их деятельность. Ведущим международным договором в данной отрасли является «Документ Монтрё»
Документ Монтрё содержит правила и положения о частных военных и охранных компаниях, действующих в зонах вооруженных конфликтов. Закрепляя обязанности о соблюдении норм международного гуманитарного права, юридической ответственности за ее нарушение, а также требования о подотчетности и прозрачность их структуры. [8].
Отдельно документ затрагивает права и обязанности сотрудников частных военных компаний, в соответствии с которым они имеют право на статус военнопленного в международном вооруженном конфликте и несут обязанности по соблюдению международного гуманитарного права.
В заключение стоит отметить важность правовой регламентации деятельности частных военных компаний посредством комплексного согласования норм национального и международного права.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС КонсультантПюс
- Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» // СПС КонсультантПлюс
- Волеводз А. Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний / А. Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2009. — № 1. — С. 12–17.
- Малышев В. Н., Руденко А. Е., Катун Е. С. // Деятельность частных военных компаний и государственные интересы/ Вестник Военной академии материально-технического обеспечения. № 3, 2015.
- Овчаров А. В. Частные военные компании в России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 3 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnye-voennye-kompanii-v-rossii (дата обращения: 16.05.2019).
- Смирнов С. В. Частные военные компании как угроза государственному суверенитету современного государства // Правовое государство: проблемы понимания и реализации. Сборник статей
- Электронный ресурс — международный комитет красного креста — URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/6lkb3l.htm, дата обращения 20.05.19
- Электронный ресурс — международный комитет красного креста — URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/ihl-montreau.htm, дата обращения 20.05.19