Современное состояние Интерпола
Автор: Убушаев Алмаз Александрович
Рубрика: Международное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (13) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 26.10.2019
Статья просмотрена: 2292 раза
Библиографическое описание:
Убушаев, А. А. Современное состояние Интерпола / А. А. Убушаев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 6 (13). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/143/4523/ (дата обращения: 20.12.2024).
1. История создания Интерпола
Интерпол представляет с собой межправительственную организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции, а также деятельность, направленную на предупреждение преступлений и борьбу с преступностью.
Идея создания международной организации, которая бы упростила процесс поимки преступников, бежавших из страны, в которой они совершили преступление, была высказана в 1914 году: на Международном конгрессе уголовной полиции в Монако. Именно там удалось обсудить возможность создания международной организации, которая бы имела свои отделения в различных странах мира и осуществляла деятельность по учету криминальной информации. Также предполагалось унифицировать процедуры экстрадиции преступников для более эффективного функционирования данной организации. Но из-за начала Первой мировой войны, создание «международной полиции» пришлось отложить и только в 1923 г. удалось осуществить задуманное ранее.
В 1956 году был принят ныне действующий устав Интерпола, который определил базовые начала функционирования данной организации. В 1966 году Интерпол был признан Организацией Объединенных Наций международной организацией, а в 1971 году — межправительственной.
Что касается Российской Федерации, то она стала членом данной организации 27 сентября 1990 года.
2. Структура Интерпола
Интерполу, как и любой другой международной организации, характерна определенная структура, выражающаяся в системе его органов. Система органов Интерпола в соответствии со ст. 5 Устава Международной организации уголовной полиции выглядит следующим образом:
– Генеральная Ассамблея;
– Исполнительный комитет;
– Генеральный секретариат;
– Национальное центральное бюро;
– Советники.
Генеральная ассамблея является высшим органом организации. Члены Интерпола назначают в нее своих делегатов, количество которых варьируется от одного до нескольких, но правом голоса обладает только один делегат от конкретной страны.
Генеральная ассамблея выполняет следующие функции: выполняет обязанности, предусмотренные Уставом; определяет принципы деятельности организации, а также меры, которые должны способствовать выполнению задач поставленных перед Интерполом; рассматривает и принимает план, предложенные Генеральным секретарем; устанавливает различные регламентирующие положения, которые посчитает необходимыми; избирает должностных лиц; разрешает вопросы входящие в её компетенцию; определяет финансовую политику организации; рассматривает и выносит решение о сотрудничестве с другими организациями.
Основной формой деятельности Генеральной ассамблеи являются сессии, которые проводятся ежегодно. Помимо ежегодных сессий есть возможность организации чрезвычайных сессий, проведение которых инициирует исполнительный комитет. На своих сессиях Генеральная ассамблея обсуждает актуальные вопросы, принимает решения о создании различных комитетов, определяет место проведения следующей сессии. В последнее время большое внимание уделяется вопросам взаимодействия правоохранительных органов стран-членов Интерпола в сферах борьбы с международным терроризмом и транснациональной оргпреступностью, торговлей товарами, оборот которыми ограничен или запрещен киберпреступностью, розыска и выдачи обвиняемых, защиты мирового культурного наследия от преступных посягательств. Решения по возникающим вопросам принимаются простым большинством, за исключением случаев, определенных Уставом.
Исполнительный комитет. Если Генеральная ассамблея является высшим пленарным органом Интерпола, то Исполнительный комитет — высший административно-распорядительный орган. В его функции входит: 1) осуществление контроля за исполнением решений Генеральной ассамблеи; 2) подготовка повестки дня для сессии Генеральной ассамблеи; 3) представление программ и планов Генеральной ассамблее, которые он посчитает целесообразным; 4) осуществление контроля за деятельностью Генерального секретаря; 5) осуществление полномочий, которыми его генеральная ассамблея.
Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, который состоит из Генерального секретаря, технического и административного персонала.
Генеральный секретариат осуществляет следующую деятельность: а) проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета; б) выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью; в) действует как специализированный и информационный центр; г) осуществляет эффективное руководство деятельностью Организации; д) поддерживает контакты с национальными и международными органами, при этом вопросы, связанные с розыском преступников, решаются через Национальные центральные бюро; е) издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными; ж) принимает на себя обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета и любого другого органа Организации; з) разрабатывает проект плана работы на следующий год, выносимый на рассмотрение и утверждение Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом; и) по возможности поддерживает постоянную непосредственную связь с Президентом Организации.
Анализируя полномочия Генерального секретариата Интерпола, можно сделать вывод, что именно Генеральный секретариат является связующим звеном в правоохранительной деятельности Национальных центральных бюро различных стран.
Следующим и, пожалуй, основным элементом в системе органов Интерпола является Национальное центральное бюро. Национальное центральное бюро является одновременно постоянно действующим органом Интерпола и полицейским органом того государства, на территории которого оно находится, т. е. у НЦБ имеется широкий спектр полномочий по борьбе с преступностью. Фактически именно они представляют собой ключевые институциональные звенья международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, в том числе и с транснациональной. Реализация сотрудничества осуществляется путем прямого взаимодействия через контакты Национальных центральных бюро и Генерального секретариата.
Еще одним элементом структуры Интерпола являются Советники, которые осуществляют консультативные функции.
3. Основные направления деятельности Интерпола: международный розыск
Интерпол осуществляет следующие виды деятельности:
– Информационное обеспечение международного розыска
– Ведение криминалистических учетов
– Правотворческая деятельность
– Международный розыск
– и др.
Правотворческая деятельность Интерпола выражается в его активном участии при разработке международных договоров по борьбе с отдельными видами преступлений. Помимо этого, Интерпол сам активно заключает международные договоры и становится участником уже существующих. Так, Интерпол является участником следующих договоров: 1) Договор о сотрудничестве с Советом Европы; 2) Договор о сотрудничестве Европейским Центральным Банком; 3) Договор о сотрудничестве с Европейским Центром мониторинга за оборотом наркотиков; 4) Меморандумов о сотрудничестве со Всемирным почтовым союзом; 5) и др.
Интерпол также занимается внутренним правотворчеством. Так, по итогам каждой сессии принимаются резолюции, которые определяют отдельные аспекты сотрудничества по борьбе с преступностью. К примеру, на 77-й сессий Генеральной ассамблеи были приняты резолюции, затрагивающие вопросы международного сотрудничества по борьбе с преступлениями террористической направленности, преступлениями в компьютерной сфере, преступлениями связанными с незаконным оборотом наркотиков.
Мне бы хотелось рассмотреть основной вид деятельности Интерпола, а именно международный розыск. Международный розыск осуществляется на территории государств-членов данной организации в соответствии с применимыми нормами внутригосударственного и международного права. Органы государств членов (НЦБ) могут проводить совместно с иностранными НЦБ оперативно-розыскные и справочно-информационные мероприятия для обнаружения разыскиваемых лиц.
Розыск проводится в отношении следующих лиц:
– обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда,
– осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы,
– лиц, пропавших без вести.
После выполнения всех необходимых внутригосударственных процедур и объявления международного розыска, Национальное центральное бюро направляет в Генеральный Секретариат ходатайство об издании одного из видов международных уведомлений. Перечень и порядок использования таких уведомлений установлен Правилами исполнения Правил использования информации в международном полицейском сотрудничестве. В соответствии с данными правилами при проведении розыска используется международные извещения (циркуляры, уведомления) Интерпола:
– Красные извещения сообщают о розыске обвиняемого или осужденного для целей его ареста и выдачи;
– Синие извещения сообщают о розыске обвиняемого или осужденного для установления его местонахождения, либо контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления
– Зеленые извещения сообщают о лице, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, но отсутствуют процессуальные решения о признании подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, когда имеются подтвержденные сведения о намерениях лица выехать за рубеж и необходимо собрать за рубежом все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
– Желтые извещения сообщают о розыске лица, пропавшего без вести, или для опознания лица, не способного сделать это самостоятельно.
– Черные извещения сообщают об обнаружении неопознанных трупов
– Оранжевые извещения сообщают о лицах, объектах, событиях или деятельности, которые представляют непосредственную угрозу общественной безопасности.
– Специальные извещения. Они связаны с террористической угрозой
Издание таких извещений позволяет охватить проводимым международным розыском территорию всех стран-участников Интерпола.
4. Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что на данный момент Интерпол представляет с собой хорошо структурированную и слаженную систему органов и должностных лиц и благодаря оперативной работе НЦБ по всему миру, деятельность Международной организации уголовной полиции выходит на новый уровень своего развития. Но это не говорит об отсутствии проблем в данной организации. Проблемы есть и их достаточно. Вспомнить хотя бы дело в отношении создателя Wikileaks, которое демонстрирует, что Интерпол не осуществляет анализ дел, а просто способствует выполнению запросов со стороны НЦБ, т. е. Интерпол не расследует законность того или иного судебного решения, на основании которого издается извещение о розыске. Он предполагает, что лицо, в отношении которого поступило извещение, является преступником, из-за чего возникают многочисленные проблемы у граждан, преследуемых по политическим мотивам. Вдобавок на деятельность Интерпола оказывают влияние и международные отношения тех или иных государств. Некоторые государства из-за плохих отношений между собой отказываются предоставлять необходимые сведения, из-за этого другое государство также прекращает сотрудничество. Кроме того, существуют проблемы с финансированием деятельности данной организации, с ее персоналом, которого катастрофически не хватает и т. д. Несмотря на все приведенные проблемы необходимо поддерживать и способствовать развитию Интерпола.
Литература:
- Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола [Электронный ресурс] — дата обращения 27.04.2019 — URL: http://docs.cntd.ru/document/1901939
- Волеводз А. Г. Основные направления деятельности Международной организация уголовной полиции — Интерпол и перспективы полицейского сотрудничества / А. Г. Волеводз // Viperson.ru. — 2011. — 9 сентября. — URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=644332&soch=1
- О. А. Мартынова. К вопросу о создании Интерпола как организации международного сотрудничества правоохранительных органов мира//Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию Российской полиции), 2017 г. — С. 296–299
- Ботирова М. У. Деятельность Интерпола и международное сотрудничество государств//Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения, 2017 г. — С. 373–376