Эволюция прав женщины в Древнем Риме | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (14) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 21.11.2019

Статья просмотрена: 752 раза

Библиографическое описание:

Симакина, Д. В. Эволюция прав женщины в Древнем Риме / Д. В. Симакина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 7 (14). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/148/4602/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается эволюция прав женщины в Древнем Риме на основе ее положения в древнеримском обществе.

Ключевые слова: правовое положение, брак, pater familias, проститутки, Lupa, весталки, Virgo Vestalis, права.

The article discusses the evolution of women’s legal position in ancient Rome based on her role in Roman society.

Keywords: legal status, marriage, pater familias, prostitute, Lupa Virgo Vestalis, rights.

В истории множества стран мира мужчины и женщины имели неравные права. На ранних ступенях развития римского общества, мужчины занимали главенствующее положение, нежели женщина, которая в свою очередь являлась, не субъектом, а объектом имущественных сделок.

Поставленную мною тему я бы хотела раскрыть через три группы женщин:

1) Lupa

2) Virgo Vestalis

3) Trium liberorum — законное право троих детей

В истории древнего мира многие ученые часто сталкиваются с явлением, имеющим в разных странах свое название: Баядеры в Древней Индии, Kadeschim в Малой Азии, Mitbras в Хамурапии, Lupa в Древнем Риме.

Проституция имела огромное значение не только как заработок денег, но и как культ.

В эпоху первых правителей в Древнем Риме быть Lupa считалось позором, женщины скрывались в публичных домах, которые были открыты лишь для узкого круга лиц. В исторических источниках есть информация о том, что один из первых и наиболее известных публичных домов Lupanar был закрыт властями в виду происходивших там бесчинств. Это свидетельствует, что проститутки на начальных этапах развития Древнего Рима имели минимум прав, подобно рабам или чужестранцам. Сабатье говорил, что в руках цензоров были широкие полномочия для переустройства в области общественного и домашнего быта; разнузданность сдерживалась тем уважением, которое питали граждане к честности и моральным началам.

Позже с новыми завоеваниями в римское общество пришли такие явления как: роскошь, изнеженность, любовь к деньгам и наслаждениям. Они проникли во все классы общества и развратили его. Пороки, которые начали обнаруживаться в тревожное время ужасов гражданских войн, стали особенно процветать среди спокойной обстановки и утех мира. Участившиеся прелюбодеяния, распутный образ жизни холостяков, необузданный разврат — все это шло рука об руку с победами и военной добычей и распространяло пороки всего мира [1].

В эту эпоху расцвета Древнего Рима мы встречаем Lupa по имени Флора, на которой женится один из богатейших патрициев Рима, Таруций. Не говорит ли это о том, что права проституток эволюционировали? Более того, после смерти Флора оставляет все свое нажитое имущество (золото, дома) городу, который в свою очередь в знак благодарности устанавливает празднество в честь ее [3].

Со временем введения института брака в интересах государства было создано множество негласных общественных правил из-за, которых до Имперского периода проституция пошла на спад. Впрочем, постановления о браке касались только римских граждан, вольноотпущенники же и плебеи продолжали свободно предаваться проституции. Эта свобода была крупной политической ошибкой, и она неминуемо должна была создать тот очаг разврата, который впоследствии, во времена Империи, после больших войн с азиатскими народами, распространился на все классы общества и постепенно привел к упадку Рима [3].

Профессия Lupa существовала на протяжении всей истории Древнего Рима. Она являлась культом, заработком денег на нужды государства и не смотря на спады и подъемы была востребована всегда. Женщины жили богато, особенно те, кто удостаивался чести в ублажении значимых римских граждан.

Следующая категория населения играла не менее важную роль в Древнем Риме. Культ Весты, один из важнейших в древнеримской религии, традиционно вызывает интерес у специалистов.

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Изначально дочери царя охраняли священный огонь, который оберегал домашний очаг всех римлян. Но со временем их заменила группа весталок — жриц единственного женского жречества в Риме.

В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен», хранились священные предметы, среди которых находились пенаты — изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец — великий понтифик и весталки — жрицы богини Весты. Шесть весталок должны были поддерживать огонь и совершать другие ритуалы, связанные с семейным культом [5].

Для посвящения в жрицы отбирались девочки от шести до десяти лет, родившиеся в семьях патрициев. Они становились весталками на тридцать лет и на протяжении всего жречества должны были оставаться девственницами.

В случае нарушения этого правила весталку ожидала смертная казнь: ее заживо хоронили в подземной комнатке времен Сервия Туллия неподалеку от Коллинских ворот, на Квиринале, так как считалось грехом пролить кровь весталок. Это место называлось «Злодейским полем». Сообщника наказывали поркой до смерти во время народных собраний.

Но, с другой стороны, у весталок было много привилегий: они не подчинялись родительской власти, потому что функции отца выполнял Великий Понтифик, им даровалось значительное состояние, и они имели огромный престиж. Внешне это выражалось в том, что весталки передвигались по городу на повозке, сидели на специальных местах во время спектаклей, и их хоронили в гробницах (скорее всего общих) внутри городских стен. Если приговоренный к казни в день исполнения приговора встречал весталку, ему даровали жизнь [4].

Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью [5].

В казну весталок поступали штрафы за повреждение могил и надгробий, если это было специально оговорено (CIL, VI, 1421, 2939, 1631) [2].

Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини, которую на земле представляли весталки имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч.

Как было сказано раннее в данной статье в Древнем Риме институт брака вводился для установления в государстве моральных ценностей. Брак всегда поощрялся. Многие авторы, например Новицкий, придерживаются того мнения, что в браке женщина имела минимум прав, это не так. Брокгауз в своем энциклопедическом словаре пишет о том, что бракосочетания в Древнем Риме поощрялись.

В Риме, где количество народонаселения всегда считалось одним из существеннейших условий государственного могущества, где заботы об умножении числа своих граждан всегда занимали правительство, на безбрачие всегда смотрели как на состояние недостойное и неприличное для римского гражданина, который хотя и считался по римскому праву самостоятельной частной личностью, однако в значительной мере должен был жертвовать своей самостоятельностью в пользу общегосударственных интересов.

На взгляде этом основан тот древний, установленный еще Сервием Тулием налог на холостых и вдовых, доход с которого предназначался на содержание лошадей всадников. Дальнейшее римское законодательство времен Республики, с одной стороны, поощряло брак различными преимуществами, предоставляемыми женатым перед холостыми, например, при выборе в государственные должности магистратуру или при занятии мест на публичных зрелищах, с другой — поручало цензорам порицать безбрачие, если оно было следствием легкомыслия.

Для вознаграждения лиц, удовлетворяющих требованиям законодателя, вступающих в брак и доставляющих государству молодое поколение, по римскому праву количество законных детей влияло на взаимные права супругов, большие из которых влияли и на права женщины. Супруги, которые не могли наследовать друг после друга более одной десятой части имущества умершего, по jus tria liberorum предоставлялось супругам, имеющим троих или более детей, завещать друг другу столько десятых частей, сколько они имели детей. Более того, после рождения третьего ребенка женщина получала свободу несмотря на вид брака, который был заключен изначально. Право это, имеющее большое значение, римские императоры стали жаловать впоследствии и женщинам, имеющим и менее, чем три ребенка [7].

В заключении, хотелось бы сказать, что несмотря на то, что Древнеримская женщина была подвержена многим правовым ограничениям, она все равно занимала высокое положение в обществе.

Литература:

  1. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима//М. Сергеенко: Журнал «Нева», 2000. — 368 с.
  2. Смирнова О. П. О характере культа Весты// О. Смирнова: Межвузовский сборник научных трудов Пермского педагогического института, 1992, с. 78–84.
  3. Эдмонд Дюпуи Проституция в древности//Эдмонд Дюпуи: С-Петербург, 1907.
  4. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S. p.A. 2004, с. 96–100.
  5. The code of Patria Potestas [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20051203215843/http://www.suppressedhistories.net/secret_history/patriapotestas.html- (Дата обращения: 01.05.2019).
  6. Proving the ius liberorum: P.Oxy. XII 1467 Reconsidered Benjamin KellyDepartment of Manuscripts, British Museum, Inv. 2458 Oxyrhynchus A. D. 263.
  7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Том III // Банки — Бергер, 1891, с 270–278.
Основные термины (генерируются автоматически): Древний Рим, Рим, весталка, женщина, CIL, Великий Понтифик, домашний очаг, заработок денег, класс общества, римское общество.

Ключевые слова

брак, правовое положение, права, pater familias, проститутки, Lupa, весталки, Virgo Vestalis

Похожие статьи

Рабы в Византийской империи. Правовое положение и социально-экономическая роль

В статье автор пытается рассмотреть эволюцию положения рабов в Византии на протяжении VI–VIII веков.

Процесс становления права собственности в Древнем Риме

В статье анализируется процесс зарождения права собственности в Древнем Риме.

Образ идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период

В данном исследовании рассматривается конструирование образа идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период (образ действий, мысли, манеры, внешний вид) на основании «Истории» Акрополита Георгия и «Истории ромеев» Никифора Григор...

Нововведения в семейном законодательстве РСФСР в 1920-е годы

В статье автор анализирует новое семейное право, которое вводило по-настоящему революционные изменения в прежний уклад семейной жизни.

Правовое положение женщины в Индии по законам Ману и современной конституции

В данной работе авторы проводят сравнительный анализ правового положения женщин в Древней Индии и современной Индийской республике, с целью установить некие сходные черты в положении женщины в обществе с точки зрения древнего, средневекового и соврем...

Эволюция института брака в римском праве

В статье показана эволюция юридических форм брака в римском праве, выявляются закономерности их формирования и развития, определяются этапы социально-юридической жизни института брака в римском праве, а также проводится сравнительная характеристика п...

Наследственный договор как новый способ распоряжения имуществом на случай смерти в России и его аналоги во Франции

В области наследственного права в российском законодательстве произошли существенные изменения. В данной статье проводиться краткий сравнительный анализ института наследственного договора в России и во Франции.

Особенности права и правовой культуры Западной Европы в эпоху Средневековья

Статья посвящена анализу основных характеристик средневекового права и правовой культуры на примере законодательства стран Западной Европы.

Фактические брачные отношения в российском праве, проблемы их регулирования

Данная статья посвящена анализу правового статуса фактических брачных отношениях в современном отечественном законодательстве. Автором определены значения фактических брачных отношений в современных правовых реалиях.

Подозреваемый и защита его прав в современном российском уголовном процессе

В статье автор пытается определить правовой статус подозреваемого и защиту его прав в современном российском уголовном процессе.

Похожие статьи

Рабы в Византийской империи. Правовое положение и социально-экономическая роль

В статье автор пытается рассмотреть эволюцию положения рабов в Византии на протяжении VI–VIII веков.

Процесс становления права собственности в Древнем Риме

В статье анализируется процесс зарождения права собственности в Древнем Риме.

Образ идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период

В данном исследовании рассматривается конструирование образа идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период (образ действий, мысли, манеры, внешний вид) на основании «Истории» Акрополита Георгия и «Истории ромеев» Никифора Григор...

Нововведения в семейном законодательстве РСФСР в 1920-е годы

В статье автор анализирует новое семейное право, которое вводило по-настоящему революционные изменения в прежний уклад семейной жизни.

Правовое положение женщины в Индии по законам Ману и современной конституции

В данной работе авторы проводят сравнительный анализ правового положения женщин в Древней Индии и современной Индийской республике, с целью установить некие сходные черты в положении женщины в обществе с точки зрения древнего, средневекового и соврем...

Эволюция института брака в римском праве

В статье показана эволюция юридических форм брака в римском праве, выявляются закономерности их формирования и развития, определяются этапы социально-юридической жизни института брака в римском праве, а также проводится сравнительная характеристика п...

Наследственный договор как новый способ распоряжения имуществом на случай смерти в России и его аналоги во Франции

В области наследственного права в российском законодательстве произошли существенные изменения. В данной статье проводиться краткий сравнительный анализ института наследственного договора в России и во Франции.

Особенности права и правовой культуры Западной Европы в эпоху Средневековья

Статья посвящена анализу основных характеристик средневекового права и правовой культуры на примере законодательства стран Западной Европы.

Фактические брачные отношения в российском праве, проблемы их регулирования

Данная статья посвящена анализу правового статуса фактических брачных отношениях в современном отечественном законодательстве. Автором определены значения фактических брачных отношений в современных правовых реалиях.

Подозреваемый и защита его прав в современном российском уголовном процессе

В статье автор пытается определить правовой статус подозреваемого и защиту его прав в современном российском уголовном процессе.

Задать вопрос