Компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности
Автор: Ретенко Иван Викторович
Рубрика: Гражданское право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (15) январь 2020 г.
Дата публикации: 27.12.2019
Статья просмотрена: 459 раз
Библиографическое описание:
Ретенко, И. В. Компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности / И. В. Ретенко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 1 (15). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4748/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается перечень органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности и компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: лицензирование, лицензия, лицензируемый вид деятельности; государственное регулирование.
The article considers list of authorities in the sphere of business licensing and competence of authorities in the sphere of business licensing.
Keywords: licensing, license, licensed activity, state regulation.
Назначение лицензирования состоит в установлении государственного контроля за осуществлением определенных видов предпринимательской деятельности, которые сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов. Регулирующее воздействие государства на экономику посредством лицензирования отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы. Поэтому важно в настоящем исследовании определить перечень органов власти, компетенцию органов власти, сравнение действующего законодательства и предыдущего в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.
В ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится определение: лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование [2].
Действующее законодательство в изучаемой сфере значительно расширило полномочия Правительства РФ в области лицензирования, добавлены несколько полномочий по лицензированию предпринимательской деятельности.
Одним из них является полномочие по утверждению порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг.
Следующее полномочие касается утверждения типовой формы лицензии. Ранее действующий Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ не закреплял типовую форму лицензии, что порождало разногласия при оформлении лицензий и в названии документа, подтверждающего право на осуществление определенного вида деятельности. На наш взгляд, правильным является подход законодателя по устранению такого противоречия. Нельзя не согласится с мнением тех ученых, которые отмечают, сравнивая предыдущее правое регулирование лицензирования, что действующий закон, регулирующий изучаемые правоотношения, установил четкий порядок утверждения типовой формы лицензии, а также закрепил уполномоченный на это орган исполнительной власти — Правительство РФ.
Еще одним из вновь введенных полномочий Правительства РФ является утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании [4]. На наш взгляд, нововведение является положительной мерой в процессе совершенствования законодательства в сфере лицензирования. Ведь мониторинг позволяет определить необходимость и возможность корректировки законодательства, определить подход правоприменительных органов в данной сфере, установить, является ли этот подход соответствующим действующему законодательству.
В целом законодателем Правительству РФ отведена одна из главных ролей в процессе лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [3] установлен Перечень органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. В него включены 4 федеральных министерства (Минкультуры России, Минпромторг России, МЧС России, МВД России), 15 федеральных служб (ФСБ России, ФСТЭК России, Ростехнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор), 3 федеральных агентства (Росавиация, Роскосмос, Рослесхоз). Помимо перечисленных органов лицензиарами по видам деятельности, не подпадающих под действие Закона о лицензировании № 99-ФЗ, уполномочены быть Банк России, Минобороны России, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ России, СВР России, ФСТЭК России.
Для осуществления функции по лицензированию, как правило, в федеральных органах исполнительной власти создаются специальные подразделения. В некоторых случаях рассматриваемая деятельность осуществляется только подразделениями центрального аппарата [4].
Конституция РФ (п. 1 ст. 78) наделяет федеральные органы исполнительной власти правом, а не обязанностью, создания территориальных органов для осуществления своих лицензионных полномочий [1]. Поэтому не все федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы, наделенные полномочиями по лицензированию (например, Минпромторг России, Роскосмос). В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 99-ФЗ осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами [2].
Так, например: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — ст.15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — ст 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 78) по соглашению с органами исполнительной власти субъектов федерации передача части федеральных полномочий возможна в случаях, если это не противоречит основному закону и иным федеральным законам.
Сегодня на региональный уровень переданы федеральные полномочия по лицензированию образовательной деятельности, деятельности в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также медицинской и фармацевтической деятельности.
Законодатель установил возможность передачи полномочий органам местного самоуправления по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления сопровождается предоставлением необходимых для их реализации материальных и финансовых средств, за расход которых органы местного самоуправления несут ответственность (ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2] определяет полномочия лицензирующих органов. В отношении этих полномочий необходимо отметить следующее.
Первым полномочием названо осуществление лицензирования конкретных видов деятельности (п. 1). Действующий закон довольно скупо регулирует данное полномочие, делая отсылку на специальное законодательство. Ранее п. 1 ст. 6 Закона 2001 г. о лицензировании (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ) подробно устанавливал в отдельной статье ряд полномочий компетентных органов. При этом предусматривалось, что порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Целесообразным является подход государства по регламентации полномочий и компетенции. Вся структура полномочий отражена в п. 1 с. 3 ФЗ № 99-ФЗ при определении понятия лицензирования, где перечислены все полномочия органов по осуществлению лицензирования. Что устраняет дублирование норм в законе.
Следующим полномочием является проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании. Правительство РФ утверждает показатели мониторинга эффективности лицензирования, порядок проведения такого мониторинга, порядок подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании [4].
Немаловажным полномочием лицензирующих органов является утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов [5]. В качестве примера реализации рассматриваемого полномочия можно упомянуть Приказ ФНС России от 23 мая 2012 г. № ММВ-7–2/348 «Об утверждении формы заявления о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписки из реестра лицензий и иных документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции и деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».
Таким образом, результаты изучения нормативных правовых актов, регламентирующих предметы ведения и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, свидетельствуют о том, что в настоящее время в Российской Федерации сформирована многоуровневая система правового регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
Правительству РФ отведена одна из главных ролей в процессе лицензирования отдельных видов деятельности, которым и определена система лицензирующих органов. Данный орган координирует весь процесс лицензирования, определяя систему органов, занимающихся данной деятельностью, осуществляет мониторинг действий по лицензированию, что позволяет определять необходимость изменения законодательства в этой сфере.
Законодателем четко определены полномочия лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, глава 2, ст. 35.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. — 2011. — № 19. — ст. 2716.
- Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 22.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. — 2011. — № 48. — ст. 6931.
- Клименко А. В., Жулин А. Б. «Анализ механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности в России», Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016 г. С.97.
- Прасолов А. Р., Добровинская А. В. К вопросу о лицензировании деятельности индивидуальных предпринимателей // Вестник юридического факультета, 2016. — С. 203.