Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок
Автор: Кучеряева Мария Геннадьевна
Рубрика: Гражданское право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.
Дата публикации: 20.01.2020
Статья просмотрена: 1264 раза
Библиографическое описание:
Кучеряева, М. Г. Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок / М. Г. Кучеряева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4821/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор пытается определить, что именно подразумевается под понятием «контрафакт», а также выяснить историю происхождения данного термина.
Ключевые слова: контрафакт, фальсификация.
В настоящее время понятия «контрафакт», «контрафактная продукция», «контрафактный товар» имеют большую огласку в СМИ и новостных лентах, активно обсуждаются как на российском рынке, так и за рубежом. В дискуссии учувствуют законодатели, правообладатели и потребители. Но что именно подразумевается под таким понятием как «контрафакт»? Может показаться, что данный вопрос достаточно прост для понимания, однако, во многих литературных источниках понятия «контрафактная», «фальсифицированная» и «пиратская» продукция нередко употребляются совместно и воспринимаются как синонимы, но по своей природе и сущности — это различные понятия.
Понятие «контрафакт» изначально зародилось в латинском языке «contrafactio» — подделка (от contre- против + faire- делать). Затем слово было заимствованно западноевропейскими языками, поэтому термин «контрафакт» и английское существительное «counterfeit», а также французское «contrefaçon» имеют одни и те же истоки.
Ранее контрафактом считалась как поддельная продукция, так и фальшивые валютные деньги. Кроме того, подделка королевской печати имела свое название — «contrafactio sigilli regis». После, контрафактом называли продукцию, которая была привезена с нарушениями прав интеллектуальной собственности.
Контрафакция — это незаконное использование популярных торговых марок схожих с товарами известных брендов, с целью введения в заблуждение покупателей для получения прибыли от производства и реализации товаров. Понятие «контрафакция» существует в законах множества стран, такое нарушение преследуется по закону соответствующего государства.
На сегодняшний день слово контрафакт часто употребляется в виде прилагательного в таком словосочетании как контрафактный товар. «Контрафактный товар — это любой фактор, произведенный без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенных или использованных в этом товаре» [1].
Термин «фальсификация» произошел от латинского слова falsificatio — подделка, затем из falsificus — лживый, после falsus- ложный, неверный, и из fallere — вводить в заблуждение, обманывать + facere — делать, производить.
Фальсификация — это обман потребителя и/или покупателя способом подделки товара с корыстной целью.
Фальсификация проявляется в ложной информации о товарах либо услугах, а именно, когда изготовитель, импортер или продавец сознательно вводят потребителя в заблуждение относительно реальных свойств выпускаемого товара: качество продукции, ее состав, срок эксплуатации (паленая алкогольная продукция, недоброкачественные колбасные изделия и т. п.)
Фальсифицированная продукция может производиться как легально, так и на нелегальной основе. Отличительная черта фальсификата от прочих видов иных подделок заключается в том, что при фальсификате преднамеренно нарушаются права покупателей и не нарушаются права других хозяйствующих субъектов.
Понятия «контрафакт» и «фальсификация» разные с правовой точки зрения: контрафакт- нарушение интеллектуальных прав, в то время как фальсификат — это нарушение технологии производства. В соответствии с этим, фальсифицированная продукция может не быть контрафактной, а контрафактная продукция может быть фальсифицированной.
Пиратство — не лицензированное копирование авторских произведений, касающееся программного обеспечения, аудио- и видеопродукции, а под контрафактном нелегальное применение чужого товарного знака.
Контрафакт отличается от пиратства и фальсификации продукции по следующим основаниям:
- фальсификация — обман потребителя в отношении свойств и ингредиентов товара, но при этом не всегда влечет за собой нарушение прав правообладателей товарных знаков;
- проблемы пиратства и контрафакта регулируются гражданским законодательством, которым защищаются интересы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако, контрафакт нарушает исключительные права на средства индивидуализации, а пиратство — права авторов.
- оба вида нарушения регулируются корпоративным законодательством.
В России впервые понятие контрафакта содержалось в статье 4 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который на сегодняшний день утратил силу: «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [2].
В статье 48 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах», который также утратил законную силу с введением части 4 ГК РФ, было использовано аналогичное понятие при определении контрафактных экземпляров: «Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться» [3].
В Законе РФ от 23.09.1992 № 3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (утратил силу) содержалось похожее определение для экземпляров программ ЭВМ.
Другие аналогичные законы, которые регулировали сферу интеллектуальной собственности, конкретного определения не давали. Это позволяет сделать вывод, что ранние законы, которые формулировали понятие «контрафакт», подразумевали не все объекты интеллектуальной собственности, а только авторские, иногда смежные права, товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров. На сегодняшний день ситуация обстоит гораздо лучше прежнего.
Главным образом, когда ч.4 Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в законную силу, термин «контрафактный» был использован в п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Однако данная статься не дает четкого понятия контрафактного товара, но его можно сформулировать, основываясь на содержании нормы: контрафактными являются материальные носители, в которых выражено средство индивидуализации или результаты интеллектуальной деятельности, когда их изготовление, распространение, использование, импорт, перевозка или хранение ведут к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Термин «контрафакт» содержится и в иных нормах ч. 4 ГК РФ, где данное понятие относится:
− к экземплярам произведений (ст. 1301 и ст. 1302 ГК РФ);
− к экземплярам фонограмм (ст. 1311 ГК РФ);
− к товарам, этикеткам, упаковкам товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (ст. 1515 ГК РФ);
− к незаконному размещению места происхождения товаров (ст. 1537 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1515 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [4].
На основании вышеизложенного, контрафактные товары — это товары, которые изготовлены на основе оригинального товара с нарушением прав интеллектуальной собственности. Их изготовление, использование, хранение, перевозка, продажа, импорт являются противоречащими закону действиями. Следовательно, ключевое отличие контрафактного нарушения от других форм нарушения — это то, что оно приводит к нарушению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или к нарушению исключительных прав на средства индивидуализации, выраженные в товарах.
Литература:
- Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности. — 978–5-482–01794–4. — Ульяновск: М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 367 с.
- Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Российская газета, 17.10.1992.
- Закон РФ от 09.07.1993 № 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах».
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 12. 03. 2014) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (ч.1), ст. 1515.
Похожие статьи
Контрафактная продукция: понятие и отличие от других форм подделок
В статье автор пытается дать исчерпывающее определение контрафактной продукции и выявить главные отличительные признаки контрафакта от других форм подделок.
Недобросовестная конкуренция в отношении общеизвестных товарных знаков
В статье анализируются отдельные виды актов недобросовестных конкурентных действий, связанных со смешением товарного знака с общеизвестным. Кроме того, в статье рассматриваются различные подходу к пониманию, что представляет собой смешение и существу...
История развития понятия «диффамация» в российском праве
В статье автор рассматривает историю развития понятия «диффамация», анализирует признаки данного термина и тенденции развития института защиты от диффамации.
Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности
В статье проведен сравнительный анализ дефиниций «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», приведены основные причины появления контрафактной продукции.
Нетрадиционный подход в определении терминов ВИЧ и СПИД
В данной статье рассмотрена терминология, связанная с ВИЧ-инфекцией, в рамках познавательного рассказа. Авторы попытались осветить мировую проблему не как отдельную нозологическую единицу, а в совокупности с факторами, влияющими на развитие данного з...
Доктринальное толкование категорий «ошибка» и «заблуждение»
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию таких самостоятельных категорий как «ошибка» и «заблуждение» в доктрине уголовного права. На основе анализа указанных категорий делаются выводы об их соотношении.
К вопросу о понятии и сущности коррупции
Статья посвящена анализу понятия коррупции. Рассмотрены теоретические подходы определения данного термина. Проанализировано международное и российское антикоррупционное законодательство. На основе научного и практического подходов предложено авторско...
Сущность и основные аспекты влияния международного уголовного права на российское уголовное законодательство
Влияние международного уголовного права на отечественный уголовный закон зачастую является не столь очевидным, что порождает множество дискуссий научного сообщества по указанной теме. Под «влиянием» международного права на отечественное понимают сраз...
Понятие и признаки потребителя
В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.
Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества
Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...
Похожие статьи
Контрафактная продукция: понятие и отличие от других форм подделок
В статье автор пытается дать исчерпывающее определение контрафактной продукции и выявить главные отличительные признаки контрафакта от других форм подделок.
Недобросовестная конкуренция в отношении общеизвестных товарных знаков
В статье анализируются отдельные виды актов недобросовестных конкурентных действий, связанных со смешением товарного знака с общеизвестным. Кроме того, в статье рассматриваются различные подходу к пониманию, что представляет собой смешение и существу...
История развития понятия «диффамация» в российском праве
В статье автор рассматривает историю развития понятия «диффамация», анализирует признаки данного термина и тенденции развития института защиты от диффамации.
Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности
В статье проведен сравнительный анализ дефиниций «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», приведены основные причины появления контрафактной продукции.
Нетрадиционный подход в определении терминов ВИЧ и СПИД
В данной статье рассмотрена терминология, связанная с ВИЧ-инфекцией, в рамках познавательного рассказа. Авторы попытались осветить мировую проблему не как отдельную нозологическую единицу, а в совокупности с факторами, влияющими на развитие данного з...
Доктринальное толкование категорий «ошибка» и «заблуждение»
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию таких самостоятельных категорий как «ошибка» и «заблуждение» в доктрине уголовного права. На основе анализа указанных категорий делаются выводы об их соотношении.
К вопросу о понятии и сущности коррупции
Статья посвящена анализу понятия коррупции. Рассмотрены теоретические подходы определения данного термина. Проанализировано международное и российское антикоррупционное законодательство. На основе научного и практического подходов предложено авторско...
Сущность и основные аспекты влияния международного уголовного права на российское уголовное законодательство
Влияние международного уголовного права на отечественный уголовный закон зачастую является не столь очевидным, что порождает множество дискуссий научного сообщества по указанной теме. Под «влиянием» международного права на отечественное понимают сраз...
Понятие и признаки потребителя
В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.
Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества
Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...