Негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод в эксплуатацию: новые тенденции законодательства и судебной практики
Автор: Заутренников Константин Сергеевич
Рубрика: Административное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.
Дата публикации: 03.02.2020
Статья просмотрена: 4855 раз
Библиографическое описание:
Заутренников, К. С. Негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод в эксплуатацию: новые тенденции законодательства и судебной практики / К. С. Заутренников. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4875/ (дата обращения: 18.12.2024).
В данной статье на материалах судебной практики анализируются негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию. Актуальность данной темы связана с существенным увеличением размера административного штрафа по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ в связи в вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2019 N 222-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В статье будут рассмотрены вопросы, в каких ситуациях действия юридических лиц и предпринимателей будут квалифицированы в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ, кто будет являться субъектом административной ответственности, а также какие иные негативные последствия помимо административного штрафа могут ожидать владельца объекта капитального строительства, эксплуатируемого без разрешения на ввод в эксплуатацию.
Ключевые слова: административная ответственность, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, объект капитального строительства, опасность причинения вреда в будущем.
This article basing on judicial practice analyzes the negative consequences of the operation of a capital construction facility in the absence of commissioning certificate. Timeliness of this topic is coming from a significant increase of the size of the administrative fine under Part 5 of Art. 9.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in connection with the entry into force of the Federal Law of July 26, 2019 N 222-FZ “On Amending Article 9.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses”. The article will address issues in which situations the actions of legal entities and entrepreneurs will be qualified as an administrative offense under Part 5 of Art. 9.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, who will be the subject of administrative responsibility, as well as what other negative consequences, in addition to the administrative fine, can be expected by the owner of a capital construction facility operated without commissioning certificate.
Keywords: administrative responsibility, commissioning certificate, capital construction facility, danger of prospective infliction of harm.
С 6 августа 2019г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 N 222-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный закон существенно увеличил размеры административных штрафов за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию.
В частности, для юридических лиц размер штрафа вырос в 50 раз, для должностных лиц в 25 раз. Подвергнуть административному штрафу могут не только собственников, но и арендаторов зданий, помещений, подземных гаражей и прочих объектов, требующих наличия разрешения.
Чем вызвано столь существенное изменение ответственности за указанное административное правонарушение, а также, какие иные негативные последствия может получить лицо, эксплуатирующее объект капительного строительства без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию? Постараемся найти ответы на эти и другие вопросы.
Законопроект о повышении размера административного штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, был внесен в Государственную Думу по инициативе Государственного Совета — Хасе Республики Адыгея. В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывали, что, несмотря на наличие общественной опасности в рассматриваемом правонарушении, установленные в настоящее время размеры административных штрафов не позволяют достичь целей административного наказания и не соответствуют принципу соответствия наказания совершенному правонарушению. Небольшие размеры штрафов не носят превентивного характера и не служат стимулом для упорядочивания деятельности застройщиков. Кроме того, по мнение авторов законопроекта, существующая статья также не предусматривает такой меры административного наказания, как административное приостановление деятельности, что делает предусмотренное ею наказание «слишком мягким». Аналогичные позиции содержат заключение Комитета государственной Думы по государственному строительству и законодательству, а также официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект.
На наш взгляд повышение меры ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ вполне оправдано. Действительно, учитывая размер прежнего штрафа (для юридических лиц размер штрафа варьировался от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.), недобросовестному застройщику гораздо выгоднее было использовать либо сдавать в аренду, не введенную в эксплуатацию капитальную постройку, так как доход от использования либо арендная плата, как правило, многократно превышал сумму возможного штрафа. Тем более, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного суда РФ отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на момент заключения договора аренды не имеет своим последствием недействительность данного договора, хотя и не исключает применение к лицу, эксплуатирующему данный объект административной ответственности по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ [1].
На фоне значительного увеличения мер ответственности за эксплуатацию объекта капительного строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию актуально рассмотреть подходы и тенденции по рассмотрение данной категории дел, слоившиеся в судебной арбитражной практике. Отметим некоторые из них.
Как уже было указано, к административной ответственности по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ могут привлечь не только застройщика объекта, но и иное любое лицо, эксплуатирующее объект капитального строительства в отсутствие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Это касается как арендатора объекта, осуществляющего свои права на основании договора, так и иного лица, которое фактически пользовалось и владело объектом в момент фиксации правонарушения. Пленум ВАС РФ пояснил, что субъектом административного правонарушения по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. Если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым [2].
Соответственно доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что оно не является застройщиком объекта, не будут являться основанием для освобождения его от административной ответственности [3].
Согласно п.14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с нормами Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства требует получения соответствующего разрешения и последующего разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.
Соответственно, если объект капитального строительства был построен и введен в эксплуатацию, но в последующем был реконструирован, однако разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта не было получено, лицо, осуществляющее эксплуатацию такого объекта, также может быть привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ [4].
Наличие зарегистрированного права собственности на данный объект, полученное после ввода объекта в эксплуатацию, но до проведения реконструкции, не будет основанием для освобождения от административной ответственности. Поэтому арендаторам при заключении договора аренды стоит быть бдительными и проверять фактические параметры арендуемого объекта с параметрами, указанными в правоустанавливающих документах. В противном случае имеется риск наложения административного штрафа [5].
Однако при рассмотрении дел о привлечение к административной ответственности в связи с эксплуатацией объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта необходимо оценивать представленные в материалы дела доказательства на предмет того, подтверждают ли они факт осуществления эксплуатации объекта и могут ли произведенные изменения объекта быть классифицированы как реконструкция с точки зрения Градостроительного Кодекса РФ. Так, например, не являются реконструкцией перепланировка и переустройство, в результате которых не создается новый объект недвижимости. В случае, если в ходе рассмотрения дела выяснится, что работы, проведенные лицом, привлеченным к административной ответственности относятся к перепланировке или переустройству, а не к реконструкции, суд рассматривающий дело отменит постановление о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст. 9 КоАП РФ, так как выполнение переустройства или перепланировки не предполагает выдачу разрешения на строительство/реконструкцию и соответственного последующего получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию [6].
Несмотря на то обстоятельство, что санкция ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ не предусматривает возможности административного приостановления деятельности юридического лица, возможность запрета на эксплуатацию объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию имеется. Запретить эксплуатировать такой объект возможно в рамках искового судопроизводства, а не в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей̆ такую опасность.
Поскольку эксплуатация объекта осуществляется без получения в установленном Градостроительном Кодексе РФ порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, которое является основным документом, подтверждающим безопасность объекта капитального строительства, его соответствие требованиям строительных, санитарно- эпидемиологических норм, правилам пожарной̆ безопасности, эти обстоятельства в совокупности влекут угрозу жизни и здоровью, сохранности имущества неопределенного круга лиц.
Истцами по данной категории дел могут выступать как лица, которым непосредственно может быть причинен вред в будущем эксплуатацией данного объекта капитального строительства, так как государственные и иные органы, имеющие право на обращение в суд с заявлением в защиту публичных интересов.
При рассмотрении исков о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, в том числе запрещении эксплуатации объекта капитального строительства, в отношении которого застройщиком не получено разрешения на ввод в эксплуатацию, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между — наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда (в данном случае причинную связь между строительными работами, эксплуатацией строительного объекта и нанесением вреда либо угрозой нового вреда), вину причинителя вреда. При наличии совокупности вышеуказанных доказательств исковые требования будут с большой долей вероятности удовлетворены, при отсутствии в иске будет отказано [7, 8, 9].
Также стоит добавить, что, кроме вышеуказанных негативных последствий эксплуатации здания без соответствующего разрешения на ввод его в эксплуатацию, лицо, осуществляющего такую эксплуатацию, может столкнуться и дополнительными проблемами, в частности в вопросах налогообложения.
Так, Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 02.09.2014 N 03–03–06/1/43913 также указывает, что отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешения на ввод здания в эксплуатацию может повлиять на расчет налога на прибыль, НДС и налога на имущество.
Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что, исходя из существующей системы правового регулирования и сложившейся судебной практики юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям целесообразнее будет соблюдать правовые нормы действующего градостроительного законодательства по вопросам получения разрешений на ввод зданий в эксплуатацию во избежание административной и гражданско-правовой ответственности. В особенности это стало актуально после внесения изменений в КоАП РФ в части увеличения штрафных санкций со стороны государственных органов за совершение правонарушений, предусмотренных ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Литература:
- Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», п.11 п. 11
- Постановление от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». п. 7
- Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2015 г. N 18АП-10617/2015 по делу N А07-7992/2015
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-24036/2015 по делу №А65-26506/2014
- Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 N 06АП-3395/2019 по делу N А04-1838/2019.
- Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2015 г. N Ф10-2530/2015 по делу А84-794/2014
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.06.2015 г. по делу № А19-17313/2014,
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2013 г. по делу № А32-24009/2012,
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019г. по делу № А40-224532/2018.
Ключевые слова
административная ответственность, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, объект капитального строительства, опасность причинения вреда в будущемПохожие статьи
Правовая квалификация субъектов административной ответственности в практике Конституционного Суда Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности защиты прав индивидуального предпринимателя при совершении административных правонарушений, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъ...
О необходимости ужесточения наказания за мошенничество в сфере страхования (по материалам судебной практики)
В настоящей статье автор анализирует судебную практику по статье 159.5 Уголовного кодекса Российской Федерации [1], введенной Федеральным законом от 29.11.2012 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законод...
О необходимости продления сроков проведения административных расследований в отношении арбитражных управляющих
Проведение административного расследования в отношении арбитражного управляющего должно быть проведено и завершено в установленный КоАП РФ срок и по итогу процессуально оформлено. Однако, согласно практике ведения административного производства в отн...
Основания признания сделок ничтожными в процедурах банкротства
Цель исследования. В статье рассматриваются основания признания сделок неплатежеспособного или несостоятельного должника недействительными (ничтожными). Значение института признания сделок ничтожными, в процедурах банкротства, сегодня, очень сложно п...
Потенциальные административно-правовые составы за правонарушения в сфере взаимоотношения человека и животного
Статья посвящена анализу потенциальных административно-правовых составов, которые могут появиться в Кодексе об административных правонарушениях РФ под влиянием вступления в юридическую силу Федерального закона 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответ...
Имплементация понятия «номинальный директор» в корпоративное законодательство Республики Казахстан
В статье проанализированы некоторые проблемы удовлетворения требований кредиторов ввиду злоупотребления должниками гражданско-правовой конструкцией ограниченной ответственности товарищества с ограниченной ответственностью и их учредителей. Автор стат...
Пострадавший как участник проверки сообщения о преступлении
В статье рассматривается проблема отсутствия закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве России процессуального статуса лица, которому в результате совершения преступления причинен физический, имущественный и моральный вред, на стадии пров...
Перспективы квалификации преступлений, связанных с преднамеренными банкротствами
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с квалификацией преступлений по ст.196 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет вопросу перспективы использования данных статей в будущем и их возможной декриминализ...
Дисквалификация как мера административного наказания
Настоящая научная статья, представляет собой краткое изложение тематики в области фактического правоприменения такого административного наказания как — «дисквалификация». В рассматриваемой научной статье, последовательно и друг за другом, приводятся...
Особенности уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьей 240.1 УК РФ
В статье представлен анализ состава преступления, предусматривающего ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, а также рассмотрены термины, содержащиеся в статье 240.1 УК РФ: «сексуальные услуги», «вознаграждение». Проанализ...
Похожие статьи
Правовая квалификация субъектов административной ответственности в практике Конституционного Суда Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности защиты прав индивидуального предпринимателя при совершении административных правонарушений, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъ...
О необходимости ужесточения наказания за мошенничество в сфере страхования (по материалам судебной практики)
В настоящей статье автор анализирует судебную практику по статье 159.5 Уголовного кодекса Российской Федерации [1], введенной Федеральным законом от 29.11.2012 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законод...
О необходимости продления сроков проведения административных расследований в отношении арбитражных управляющих
Проведение административного расследования в отношении арбитражного управляющего должно быть проведено и завершено в установленный КоАП РФ срок и по итогу процессуально оформлено. Однако, согласно практике ведения административного производства в отн...
Основания признания сделок ничтожными в процедурах банкротства
Цель исследования. В статье рассматриваются основания признания сделок неплатежеспособного или несостоятельного должника недействительными (ничтожными). Значение института признания сделок ничтожными, в процедурах банкротства, сегодня, очень сложно п...
Потенциальные административно-правовые составы за правонарушения в сфере взаимоотношения человека и животного
Статья посвящена анализу потенциальных административно-правовых составов, которые могут появиться в Кодексе об административных правонарушениях РФ под влиянием вступления в юридическую силу Федерального закона 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответ...
Имплементация понятия «номинальный директор» в корпоративное законодательство Республики Казахстан
В статье проанализированы некоторые проблемы удовлетворения требований кредиторов ввиду злоупотребления должниками гражданско-правовой конструкцией ограниченной ответственности товарищества с ограниченной ответственностью и их учредителей. Автор стат...
Пострадавший как участник проверки сообщения о преступлении
В статье рассматривается проблема отсутствия закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве России процессуального статуса лица, которому в результате совершения преступления причинен физический, имущественный и моральный вред, на стадии пров...
Перспективы квалификации преступлений, связанных с преднамеренными банкротствами
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с квалификацией преступлений по ст.196 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет вопросу перспективы использования данных статей в будущем и их возможной декриминализ...
Дисквалификация как мера административного наказания
Настоящая научная статья, представляет собой краткое изложение тематики в области фактического правоприменения такого административного наказания как — «дисквалификация». В рассматриваемой научной статье, последовательно и друг за другом, приводятся...
Особенности уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьей 240.1 УК РФ
В статье представлен анализ состава преступления, предусматривающего ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, а также рассмотрены термины, содержащиеся в статье 240.1 УК РФ: «сексуальные услуги», «вознаграждение». Проанализ...