Музыкальные произведения как объекты авторского права | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (18) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.03.2020

Статья просмотрена: 3653 раза

Библиографическое описание:

Горшунов, А. А. Музыкальные произведения как объекты авторского права / А. А. Горшунов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/5002/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье исследуются музыкальные произведения как объекты авторского права. Автор проводит исследование особенностей, объективного выражения музыкальных произведений. Выявлены проблемы и представлены пути их решения.

Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, объекты авторского права, мелодия, гармония, ритм, механические ноты, MIDI-файлы.

This article examines musical works as objects of copyright. The author conducts research on the features and objective expression of musical works. Problems are identified and ways to solve them are presented.

Key words: copyright, musical works, copyright objects, melody, harmony, rhythm, mechanical notes, MIDI files.

На сегодняшний день наиболее распространенным объектом авторского права являются музыкальные произведения. Признание их в качестве таковых закреплено в четвертой части Гражданского кодекса РФ, а именно п. 1 ст. 1259 ГК РФ отмечает, что к объектам авторских прав относятся музыкальные произведения с текстом или без текста [1].

Бернская конвенция [2] содержит только общий термин «литературные и художественные произведения», в который входят и другие виды произведений, в том числе музыкальные сочинения с текстом либо без такого, следовательно, на музыкальные произведения распространяются все основные положения указанной Конвенции.

Однако и в отечественном законодательстве отсутствует определение термина «музыкальное произведение», в прочем, как и «произведение» в целом. Если в юридической литературе и теории авторского права раскрывается термин «произведение», то «музыкальное произведение» — нет.

Причины отсутствия легального определения в законодательстве объясняется тем, что такая категория, как «музыкальные произведения» является изменчивой, и в дальнейшем определение может создать проблемы в правоприменительной практике. Считаем, что само музыкальное произведение, как категория, измениться не может, и не меняется на протяжении всего времени, то есть элементы (мелодия, гармония и ритм) — неизменны. Новеллы зачастую касаются способов создания ритма, мелодии и гармонии, но не музыкального произведения в целом.

Для того, чтобы предложить авторское определение, необходимо указать, что же такое «музыка». В Музыкальном энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Музыка является искусством интонации, художественным отражением действительности в звучании» [3]. Согласно Музыкальной энциклопедии музыка — «это вид искусства, отражающая действительность и воздействующая на человека с помощью осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, которые состоят в основном из тонов (звуков определенной высоты)» [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что под музыкальным произведением понимается совокупность художественных образов, которые отражают действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения должны быть выражены в объективной форме [5]. Так, это может быть письменная (записанные на бумаге либо другом носителе ноты, то есть нотация — письменная фиксация музыки), устная (живое исполнение) формы, а также в виде звукозаписи. Вторичными же объективными формами выражения музыкального произведения являются изображение (изображение нот на картинке, фотографии и пр.), видеозапись (музыкальные клипы, запись концерта), объектно-пространственная форма (нотация на скульптуре).

В настоящее время открытым является вопрос относительно механических нот. Под механическими нотами понимается запись музыкальных произведений для инструментов, которые воспроизводят их механически. Так, например, это такие инструменты как валики, диски, цилиндры, прорезные ленты, которые воспроизводят соответственно фонолы, орекстролы, пианолы и т. д.

Существует и иная форма выражения в виде файлов формата MIDI. MIDI-интерфейс очень широко используется, удобен и популярен. С середины 1980-х годов практически ни один инструмент не выпускался без его поддержки. Они являются не оцифрованными, а выглядят в виде набора команд (указываются ноты, их длительность, ссылки на инструменты, параметры звука). Подобные файлы воспроизводятся с помощью специальных программы либо аппаратных секвенсоров и банка сэмлов инструментов.

Следовательно, вышеуказанные форматы не содержат запись звуков, а только команды для воспроизведения конкретных нот и аккордов с указанием времени, а сам звук создается устройством, который такие команды воспроизводит.

Гражданское законодательство РФ не указывается и составные части произведения, на которые распространяется охрана и защита, лишь только в п. 7 ст. 1259 ГК РФ отмечается, что «авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требования, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ» [6], то есть законодатель имел в виду, что выражены в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе зачастую в качестве отдельных частей музыкального произведения выделяются мелодия, гармония и ритм.

Под мелодией понимается «осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное последование звуков, которые объединены конкретными отношениями высоты, длительности и силы, а также является основой музыкального произведения» [7].

Длительный период времени мелодия не выделялась как самостоятельных объект правовой охраны. Подобную точку зрения поддерживали такие ученые, как Б. С. Антимонов, О. С. Иоффе, которые полагали, что мелодия не может существовать отдельно от гармонии и ритма, следовательно, не могут и охраняться отдельно. При своем утверждении они ссылались на композитора П. И. Чайковского. В одном из своих писем он указывал, что «мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Эти элементы музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга» [8].

Но существовали и иные точки зрения. Например, В. Я. Ионас и Н. Л. Зильберштейн считали, что данные строки композитора истолкованы неверно, полагая, что ему, как гениальному композитору, мелодия уже являлась с гармонией, но это еще не говорит о том, что мелодия не может существовать отдельно [9].

Считаем вышеупомянутое мнение верным, так как существуют одноголосые музыкальные произведения, в которых нет гармонии вообще, а также исполнение мелодии исполнителем «a capella», где мелодия полностью совпадает с музыкальным произведением.

Традиционно считается, что единственным охраняемым объектом музыкального произведения является мелодия. По мнению Н. В. Иванова, если гармония либо ритм отвечают условия оригинальности, то они также могут признаваться охраняемыми элементами музыкального произведения [10].

Считаем, что сейчас оригинальные гармония и ритм встречаются очень редко, в отличие от мелодии. Но не стоит исключать возможности появления оригинальной последовательности аккордов либо ритмического рисунка. В случае возникновения спора, если правообладатель докажет оригинальность гармонии либо ритма, то он получит охрану авторского права как часть музыкального произведения.

В некоторых случаях гармония и ритм из музыкального произведения могут быть выделены и использованы в другом произведении. Например, гармонические скачки марша оперы «Любовь к трем апельсинам» (автор С. Прокофьев) были использованы Джоном Уильямсом в «Имперском марше». Либо в музыкальном произведении «Beck’s Bolero» присутствует оригинальный ритм «Болеро» (автор М. Равель).

Так, например, интересное разбирательство было между композиторами Майком Баттом («A One Minute Silence») и Джоном Кейджем («4′33″»), которые выпустили свои треки без музыкального сопровождения. Сам Майк Батт говорил, что его «тишина» отличается от «тишины» Джона Кейджа. Однако, дело не дошло до судебного разбирательства, так как Батт заплатил сумму отступных, тем самым подтвердив факт нарушения авторских прав [11].

Таким образом, на основе данного анализа приходим к следующему выводу:

  1. Сформулировано авторское определение термина «музыкальное произведение», под которым понимается совокупность художественных образов, которые отражают действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме.
  2. Механические ноты и файлы формата MIDI необходимо признать объективным выражением музыкального произведения.
  3. Следует создать открытый список охраняемых элементов музыкального произведения, в который стоит добавить мелодию, гармонию и ритм.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019 № 177-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496; 2019. № 29 (часть I). Ст. 3844.
  2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. № 9. 2003.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь, «Советская энциклопедия», М.: 1990 г. С. 301.
  4. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва: «Советская энциклопедия», «Советский композитор», 1973–1982. С. 425.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019 № 177-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496; 2019. № 29 (часть I). Ст. 3844.
  6. Там же.
  7. Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. Л., 1964. С. 40.
  8. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, Москва, Ленинград: Academia, 1934–1936. С. 527.
  9. Зильберштейн Н. Л. Авторское право на музыкальные произведения. Москва: Советский композитор, 1960. С. 48.
  10. Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Москва: Проспект, 2018. С. 166.
  11. Нарушение авторских прав // Сайт URL: https://www.sites.google.com/site/interesniefakti12345/home/muzyka (Дата обращения: 14.03.2020 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, MIDI, мелодия, гармония, произведение, ГК РФ, объективная форма, особый образ, ритм, объективное выражение.

Похожие статьи

Проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в России. Большинство таких нарушений связаны с незаконным использованием произведения, в частности его исполнения и переработки. Рассматривается проблема распростр...

Музыкальные произведения (песни) на рынке цифровых продаж музыкальной индустрии: некоторые вопросы правоприменения

В статье автор исследует нормы права, материалы судебной практики, музыкальные произведения в форме песен (как результат творческой (интеллектуальной) деятельности и объект исключительных прав), а также научные материалы по теме работы.

Видеоигра как объект авторского права

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с правовым режимом видеоигр, анализируются различные подходы к определению конечного правообладателя на видеоигру, описываются меры, предназначенные для решения данной проблемы.

Сущностные особенности объектов авторского права в Интернете

В статье исследованы особенности правового регулирования объектов авторского права в сети Интернет, рассмотрены проблемы в данной сфере, предложено их решение.

Исключительные права в кинематографе

Статья посвящена анализу правового режима исключительных прав в кинематографе, являющегося объектом авторского права. В статье рассматривается специфика применения авторских прав к кинематографическим произведениям, учитывая их сложную структуру. Авт...

Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны и защиты авторских прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы.

Произведения фанатского творчества как объекты авторского права

В статье исследуются произведения фанатского творчества как объекты авторского права с точки зрения законодательства Российской Федерации, США и Австралии. Рассматриваются научные подходы к правовой природе фан-произведений; сравниваются правовые реж...

К вопросу о совершенствовании правового режима защиты произведений в сети Интернет

В статье анализируется механизма защиты интеллектуальных прав в сети Интернет, выявляются некоторых пробелов законодательства РФ, а также предлагаются пути их решения.

Некоторые различия произведений науки и литературы в контексте авторско-правовой охраны

Статья посвящена произведениям литературы и науки как объектам авторского права. Рассмотрены некоторые вопросы регулирования произведений науки.

Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности

В статье автором рассматриваются современные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются правообладатели в сфере интеллектуальной собственности. Авторы изучили основные типы интеллектуальной собственности, такие как авторское право, патенты, товарные ...

Похожие статьи

Проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в России. Большинство таких нарушений связаны с незаконным использованием произведения, в частности его исполнения и переработки. Рассматривается проблема распростр...

Музыкальные произведения (песни) на рынке цифровых продаж музыкальной индустрии: некоторые вопросы правоприменения

В статье автор исследует нормы права, материалы судебной практики, музыкальные произведения в форме песен (как результат творческой (интеллектуальной) деятельности и объект исключительных прав), а также научные материалы по теме работы.

Видеоигра как объект авторского права

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с правовым режимом видеоигр, анализируются различные подходы к определению конечного правообладателя на видеоигру, описываются меры, предназначенные для решения данной проблемы.

Сущностные особенности объектов авторского права в Интернете

В статье исследованы особенности правового регулирования объектов авторского права в сети Интернет, рассмотрены проблемы в данной сфере, предложено их решение.

Исключительные права в кинематографе

Статья посвящена анализу правового режима исключительных прав в кинематографе, являющегося объектом авторского права. В статье рассматривается специфика применения авторских прав к кинематографическим произведениям, учитывая их сложную структуру. Авт...

Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны и защиты авторских прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы.

Произведения фанатского творчества как объекты авторского права

В статье исследуются произведения фанатского творчества как объекты авторского права с точки зрения законодательства Российской Федерации, США и Австралии. Рассматриваются научные подходы к правовой природе фан-произведений; сравниваются правовые реж...

К вопросу о совершенствовании правового режима защиты произведений в сети Интернет

В статье анализируется механизма защиты интеллектуальных прав в сети Интернет, выявляются некоторых пробелов законодательства РФ, а также предлагаются пути их решения.

Некоторые различия произведений науки и литературы в контексте авторско-правовой охраны

Статья посвящена произведениям литературы и науки как объектам авторского права. Рассмотрены некоторые вопросы регулирования произведений науки.

Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности

В статье автором рассматриваются современные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются правообладатели в сфере интеллектуальной собственности. Авторы изучили основные типы интеллектуальной собственности, такие как авторское право, патенты, товарные ...

Задать вопрос