Опыт использования расстановочных техник в работе с женщинами-осужденными в контексте профилактики женской преступности | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (18) апрель 2020 г.

Дата публикации: 04.04.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Ежова, Н. Н. Опыт использования расстановочных техник в работе с женщинами-осужденными в контексте профилактики женской преступности / Н. Н. Ежова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/5103/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описывается работа по интеграции женских ценностей у женщин-осужденных. Рассмотрен опыт использования расстановочных техник как инструмента психо-коррекционного воздействия на женщин-осужденных в контексте профилактики женской преступности.

Ключевые слова: пенитенциарная система, осужденные женщины, полоролевая идентичность по маскулинному типу, расстановочные техники, состояния, чувства.

In article describe work of integrating female values in convinced-woman. Research experience of using constellations technics as a tool of psychocorrection effect on convinced-woman in context of prevention female crime.

Keywords: penal system, convinced women, sex-role identity by masculine type, constellations technics, state, senses.

«Баба, что мешок — что положишь, то и несет»; «Чего хочет женщина — того хочет Бог» — эти пословицы в сжатой форме обобщают многовековой опыт народа о том, что женщина, ее ценности, поведение служат своеобразным зеркалом, отражающим нечто большее: моральное, нравственное, духовное в обществе. Упадок этого «большего» показывает статистика: согласно ей, в 2016 году из выявленных лиц, лица женского пола составили 148026 человек, в 2017 году — 146916, в 2018 — 145486, в 2019 году — 142 505 выявленных женщин-преступниц. [3]. Причем, если раньше женщины в подавляющем большинстве совершали мелкие хищения в сфере торговли, то в настоящее время, они совершают традиционно «мужские» посягательства, такие как: терроризм, захват заложников, бандитизм, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и т. п.

Женская преступность — это не только проблема российского общества, она стоит остро во всем мире. И многочисленные исследования видят ее корни в кризисе традиционных представлений о женской роли (Adler F., D.Monk, L.Ricciardelli, А. Hardy, В. Е. Кагана, Ю. М. Антоняна, В. Е. Эминова, Н. П. Дубинина и др.)

В научной литературе по предупреждению женской преступности практически отсутствует описание четких узкоспециальных мер, направленных на ее предупреждение и профилактику рецидивов, хотя этот вопрос и не обойден вниманием. Воздействовать на женскую преступность ученые предлагают по средствам сохранения и развития женской культуры [5], «воспитания женственности» [1]. Но возможно ли воспитание уже сформированных, взрослых людей? И если возможно, то каким образом?

Воспитание взрослого человека — процесс сложный и малорезультативный. Но «воспитать», пробудить женщину в женщине, на наш взгляд, возможно, и мы предлагаем это осуществлять через «подключение» женщины к архетипическим женским энергиям, женским энергиям семьи, рода. Полевая терапия, расстановочные практики могут выступать инструментами в реализации этой возможности. Термин «полевые практики» здесь используется в рамках системно-феменологического подхода и описывает технологии работы, в основе которых лежит осознанное обращение к внешнему источнику (полю) за информацией и использование этой информации в работе с клиентской историей [2].

Попытки говорить о поле (морфическом, информационном, знающем) в научной среде или среде профессиональных психологов воспринимаются неоднозначно. Хотя в научной парадигме это явление представлено в теории коллективного бессознательного К.Юнга, теории морфогенетического поля Р.Шелдрейка, в теории поля К.Левина, философии ноосферы В. Н. Вернадского, в теории торсионных полей, но ученым пока так и не удалось объяснить природу поля и закономерности его влияния. Тем не менее наблюдения, являющиеся опорой феменологического подхода, результаты использования воздействия полевых практик психологами и расстановщиками дают основания обращаться к этим технологиям в психокоррекционной работы.

Расстановочные технологии стали одним из инструментов «воспитания» женщины в женщине в научно-практической работе «Выявление психологических особенностей полоролевой идентичности осужденных женщин как фактора преступного поведения. Интеграция женских ценностей», проведенной сотрудниками МОПР ГУЯСИН России по Ростовской области. В ходе этого исследования составлена и апробирована психокоррекционная тренинговая программа интеграции женских ценностей у женщин-осужденных. Ценности, с которыми велась работа — это ценности, связанные с супружеством, родительством, родством.

В исследовании приняли участие 50 осужденных женщин. В рабочую группу были выбраны 8 женщин, характеризующихся полоролевым смещением по маскулинному типу, непринятием своей женской роли. Контрольная группа составила 10 человек.

Как показала диагностика и непосредственная работа женщинам-участницам свойственно отыгрывание социальных ролей мужчины. Причем, «мужской» стиль поведения у них наблюдается в нескольких поколениях — у их родителей и у родителей родителей (бабушек), что у участниц стало одной из причин типично мужских стереотипов поведения: стремления к риску, доминантности, независимости и т. п. Это усугублялось тем, что у 6 из 8 женщин группы была нарушена связь с кровным отцом, а в отношениях с матерью у всех участниц тренинговой группы наблюдалось нарушение привязанности. В отношениях с партнерами женщины испытывали разочарование. Все это еще больше закрепляло их мужской стиль поведения и обесценивало женский. В результате-женщины приняли на себя роль добытчика, кормильца, защитника и вообще человека, действующего в макромире по маскулинному типу.

Медитации Б.Хеллингера, расстановочные упражнения о связи с матерью, отцом, расстановки состояний, включенные в психокоррекционную программу, помогали найти причины личностных проблем в личном опыте женщин или по резонансу отсылали к опыту семьи участниц тренинговой группы, максимально бережно открывали чувства, контейнировали их и помогали чувствам течь, меняться. Это всегда очень больно, но естественное желание тела и души быть живыми, наполненными энергией, подталкивали участниц к проживанию заблокированного.

Следует сказать, что провести четкий водораздел между полевыми и арт-терапевтическими техниками, применяемыми в ходе реализации описываемого исследования, можно весьма условно. Прослушивание и обсуждение художественных произведений, рисование, плетение куклы помимо того, что давали участницам программы возможность эмоционального отреагирования и инсайтов, обретения инициаций-состояний еще и помогали выявлять повторяющиеся жизненные сценарии. Так, например, упражнение Н.Ясиной «Моя любимая сказка» проявило у одной из участниц переплетение с дедом-узником концлагеря, на что та тут же попросила «освободить ее из плена».

Изготовление куклы Доли выступило в психокоррекционном курсе для женщин-осужденных в качестве метафорического якоря женских ценностей — энергий, приобщение к которым несет счастливую женскую судьбы (долю). Сосредоточение внимания участниц занятия на изготовлении куклы, на своих эмоциональных и тактильных ощущениях, соприкосновение с яркостью цветов превратили этот процесс в медитацию, в которой происходило подключение к женским созидательным энергиям своего рода, семьи, народа.

Изменения, которые происходили с участницами психокоррекционной программы можно отследить по результатам диагностических срезов до и после работы методиками МиФ (Т. А. Бессонов, Н. В. Дворянчиков); СОП-Ж (А. Н. Орел); шкалой личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберегра (ад. Ю. Л. Ханин). У женщин, участвующих в программе, значительно повысилась идентификация со своей женской ролью (ИД_Ф-полоролевая идентичность по типу феминности), снизилась маскулинность в поведенческих паттернах (ПЖ_М-полоролевое поведение мужчин в глазах женщин), они стали отдавать мужчинам их мужские функции (СтМ_М-полоролевой стереотип мужчины), приобрели более чёткие представления о своём реальном сексуальном партнёре с позиции собственной феминности (С_М — сексуальные предпочтения). (Рисунок 1).

Рис. 1. Результаты сравнительного анализа изменений, произошедших у женщин с маскулинным типом самоидентификации после участия в психокоррекционных мероприятиях [4]

В сравнении с представительницами контрольной группы у участниц программы также повысился волевой самоконтроль, снизился уровень личностной тревожности. Таким образом, была предпринята попытка «воспитания» женственности в женщинах-осужденных и, как свидетельствуют цифры, она была результативно, и дала участницам тренинговой психокоррекционной программы возможность почувствовать себя женщиной, излучающую созидательную энергию жены, партнерши, дочери, матери, которая дает женщинам больше шансов избегать противоправного поведения.

Литература:

  1. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. М.: Логос, 2004, 96 с.
  2. Веселаго Е. Системные расстановки по Берту Хеллингеру — история, философия, технология. Электронный ресурс. www. constellations. ru (дата обращения: 27.03.2020 г.)
  3. Отчёт о научно-исследовательской работе по теме «Выявление психологических особенностей полоролевой идентичности осужденных женщин как фактора преступного поведения. Интеграция женских ценностей»» МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области, Ростов-на-Дону, 2019.
  4. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ. Аналитические материалы. Электронный ресурс. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 24.03.2020 г.)
  5. Филипенко А. В. Профилактика женской преступности. Международный научный журнал. Инновационная наука. 2016. № 12(2).
Основные термины (генерируются автоматически): женская преступность, женщина, женская роль, контрольная группа, психокоррекционная программа, тренинговая группа, участница, участница программы, ценность.

Ключевые слова

чувства, пенитенциарная система, состояния, осужденные женщины, полоролевая идентичность по маскулинному типу, расстановочные техники

Похожие статьи

Влияние декриминализации побоев на состояние женской насильственной преступности

В статье затронута весьма активно обсуждаемая среди ученых и практических работников проблема декриминализации семейных побоев и влияние этого нововведения на состояние и динамику женской насильственной преступности в России. В статье проанализирован...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных отношений современной молодежью

Данная статья посвящена влиянию трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных отношений современной молодежью. Представлено осмысление проблемы развития личностных и сексуальных девиаций у молодежной аудитории, отражены факторы, провоцирующие...

Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми

Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Похожие статьи

Влияние декриминализации побоев на состояние женской насильственной преступности

В статье затронута весьма активно обсуждаемая среди ученых и практических работников проблема декриминализации семейных побоев и влияние этого нововведения на состояние и динамику женской насильственной преступности в России. В статье проанализирован...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных отношений современной молодежью

Данная статья посвящена влиянию трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных отношений современной молодежью. Представлено осмысление проблемы развития личностных и сексуальных девиаций у молодежной аудитории, отражены факторы, провоцирующие...

Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми

Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Задать вопрос