Особенности административно-правового регулирования семейно-бытовых отношений в Республике Казахстан | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (19) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Багаева, С. А. Особенности административно-правового регулирования семейно-бытовых отношений в Республике Казахстан / С. А. Багаева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 5 (19). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/167/5200/ (дата обращения: 16.11.2024).



В основе административно-правового регулирования лежит воздействие государственных органов на общественные отношения и принимаемые ими комплекс юридических средств административно-правового характера, итогом которых является административно-правовой порядок. [1]

Сфера семейно0бытовых отношений относится к частной жизни гражданина, в которой переплетаются частные, личные интересы, так как под семейно-бытовыми отношениями понимаются отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей), но, как только в данной сфере происходят конфликты, причиняются телесные повреждения, психические страдания, сфера семейно-бытовых отношений начинает переплетаться и с государственными интересами, и данная сфера становится публичной, поскольку уполномоченным органам необходимо в рамках их компетенции принять меры, возложенные на них государством для защиты жизни и здоровья, прав и свобод участников конфликта.

Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, занимает одно из ведущих мест в системе основополагающих целей государственной политики Казахстана.

Одной из самых острых и распространенных социальных проблем является бытовое насилие.

Под бытовым насилием, понимается, согласно пункту 4 статье 1 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 04 декабря 2009 года «умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания» [2].

Бытовое насилие нарушает такие права человека, как: право каждого на равную защиту перед законом, право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.

По своей природе бытовое насилие имеет разновидности, и подразделяются на физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое насилие, экономическое насилие.

  1. Физическое насилие — умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли.
  2. Сексуальное насилие — умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним.
  3. Психологическое насилие — умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития.
  4. Экономическое насилие — умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право.

В целях защиты потерпевших от бытового насилия, органы внутренних дел осуществляют профилактику бытового насилия, которая включает в себя комплекс правовых мер, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Так, сотрудники органов внутренних дел наделены правом, применять меры индивидуальной профилактики бытового насилия такие как:

  1. Профилактическая беседа — проводится субъектом профилактики бытового насилия с лицом, совершившим бытовое насилие. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения бытового насилия, разъяснение социальных и правовых последствий бытового насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
  2. Защитное предписание — выносится начальником местной полицейской службы органов внутренних дел, либо его заместителем, участковым инспектором полиции либо участковым инспектором полиции по делам несовершеннолетних в отношении вменяемого лица, достигшего на момент его вынесения шестнадцатилетнего возраста. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль. Срок действия защитного предписания составляет тридцать суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Периодичность проверки составляет не менее одного раза в семь календарных дней.
  3. Административное задержание — заключается во временном лишении свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении лица, совершившего бытовое насилие.

На наш взгляд, субъекты профилактики бытового насилия находятся в тесной взаимосвязи с судами, поскольку наиболее эффективно устанавливать пределы допустимого поведения в семье и пресечений дальнейшего насилия в семье, осуществляется в судебном порядке, в свою очередь эффективность правосудия зависит от органов, которыми осуществляется профилактика бытового насилия.

Так, по ходатайству органов полиции, а также и по собственной инициативе или по ходатайству других участников производства по делу об административном правонарушении в целях правовой защиты от бытового насилия специализированные межрайоные административные суды отправляя правосудие, могут установить особые требования к поведению правонарушителя, которые применяются наряду с наложением административного взыскания (административного взыскание — является мерой государственного принуждения, применяемой судьей за совершение административного правонарушения и применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами), так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

При установлении особых требований суд, руководствуясь статьей 54 КРКоАП устанавливает запреты следующего характера вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи; приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия; несовершеннолетним посещать определенные места, выезжать в другие местности без разрешения комиссии по защите прав несовершеннолетних; употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества [3].

Кроме того, как отметила судья СМАС города Нур-Султан А. Кайдарова, что в рамках проекта «Семейный суд», «если агрессор не работает, целыми днями сидит дома, злоупотребляет спиртными напитками — мы его отправляем в Центр наркологии, где он бесплатно проходит консультацию врача нарколога, психотерапевта, Центр занятости, где ему предложат работу, отправляем в Союз отцов, где с ним могут поработать уважаемые люди, отцы семейств больших» [4].

В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в органы внутренних дел для профилактической беседы от одного до четырех раз в месяц.

Таким образом, если раньше считалось, что государство ответственно лишь за деятельность своих органов власти (например, за соблюдение прав заключенных), но не за действия частных лиц, и тем более в семье, то сегодня применим принцип соучастия: систематическое предотвращение или пресечение государством нарушений прав человека, в том числе в частной сфере. Утверждение этой тенденции возлагает на государство ответственность не только перед собственными гражданами, но и перед международным сообществом и правом.

Литература:

  1. Административно-правовое регулирование: понятие, юридические средства, метод, режим //https://studme.org/162804148056/pravo/administrativnopravovoe_regulirovanie_ponyatie_yuridicheskie_sredstva_metod_rezhim.
  2. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 214-IV «О профилактике бытового насилия» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000214.
  3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V 3РК //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235.
  4. Названа одна из главных причин разводов в Казахстане // https://www.zakon.kz/5007430-nazvana-odna-iz-glavnyh-prichin.html.
Основные термины (генерируются автоматически): бытовое насилие, защитное предписание, отношение, профилактическая беседа, вол потерпевшего, психологическое насилие, сексуальное насилие, участковый инспектор полиции, физическое насилие, экономическое насилие.

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Современное состояние правового регулирования внутренней миграции в Республике Казахстан

Особенности правового регулирования личных неимущественных отношений супругов в России и зарубежных странах

Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Способы защиты нарушенных имущественных прав государственных органов в области земельных правоотношений

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Современное состояние правового регулирования внутренней миграции в Республике Казахстан

Особенности правового регулирования личных неимущественных отношений супругов в России и зарубежных странах

Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Способы защиты нарушенных имущественных прав государственных органов в области земельных правоотношений

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Задать вопрос