Дизайн-патент как средство правовой защиты в мировой fashion-индустрии | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Международное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (20) июнь 2020 г.

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Юхтанова, А. С. Дизайн-патент как средство правовой защиты в мировой fashion-индустрии / А. С. Юхтанова, А. И. Пожиткова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5271/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье исследована правовая природа дизайн-патента, его правовое регулирование и практика применения в различных юрисдикциях, а также сделаны выводы об эффективности использования дизайн-патента в качестве защиты промышленных образцов в мировой fashion-индустрии.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, дизайн-патент, мировая fashion-индустрия, промышленный образец, индустрия моды, промышленный образец.

Современная индустрия моды — это динамично развивающаяся отрасль, правовое регулирование которой осуществляется как на национальном, так и на международном уровне. На данный момент fashion-индустрия не ограничивается рамками отдельно взятых государств, таких как Франция, Соединенные Штаты Америки или Италия. Это порождает возникновение ряда правовых вопросов, связанных с определением авторства того или иного товара, созданного как под эгидой модного дома, так и отдельно взятым дизайнером, с правами на выпуск таких товаров и возникновением копирования дизайна, а также созданием более дешевых подделок оригинальных моделей. Данные правоотношения регулируются правом интеллектуальной собственности разных государств.

Индустрия моды является достаточно распространенной сферой осуществления предпринимательской деятельности, и по данным Fashion Consulting Group, по итогам 2019 года объем всей мировой fashion-индустрии составлял 2,5 трлн. долларов [6]. Стоит отметить, что эти данные отражают только официальные продажи тех товаров, которые соответствуют всем требованиям закона: оригинальность, регистрация и принадлежность тому или иному лицу.

Однако, для эффективной защиты авторских прав на товары, созданные дизайнерами впервые, необходимы средства индивидуализации, прямо предусмотренные законом и закрепляющие право авторства за конкретным юридическим или физическим лицом. Одним из таких средств является дизайн-патент.

Защита интеллектуальной собственности посредством авторского и патентного права является одним из факторов, стимулирующих развитие модной индустрии. Такая защита позволяет не только обеспечить права владельцев интеллектуальной собственности, но и бороться с продажей контрафактной продукции. На данный момент наиболее эффективным способом защиты таких прав является дизайн-патент.

Дизайн-патент — это форма правовой защиты уникальных визуальных качеств изготовленного изделия. Он защищает внешний вид товара, т. е. его художественно-декоративные и эстетические признаки. На сегодняшний день дизайн-патент является наиболее надежным и эффективным средством защиты в мировой fashion-индустрии. Владелец патента обладает правом абсолютного контроля за производством товара на определенной территории, может беспрепятственно использовать дизайн-патент и продавать продукт, защищенный патентом. При использовании такой защиты значение имеет именно внешний вид, а не функциональное назначение такого продукта [3]. Так в 1995 году Верховный суд США в деле Qualitex v. Jacobson Products Co., Inc. [2] признал, что в Ведомство по патентам и товарным знакам США допустимо обратиться так же с регистрацией цвета в качестве товарного знака. При этом Верховный суд отметил, что цвет должен носить не функциональный характер, а обязан служить идентификации товара и его выделения среди других, т. е. в тех случаях, когда с определенным цветом у покупателя ассоциируется именно данный товар.

По общим правилам дизайн-патент может быть выдан, если изделие имеет определенную конфигурацию, материал или фурнитуру. Посредством дизайн-патента могут быть запатентованы такие «промышленные образцы» как: сумка, обувь, украшения, оправа для очков и т. п.

Общепризнанными критериями патентоспособности нового товара являются [10]:

  1. Известный уровень техники, т. е. отсутствие в публичном доступе информации о таком товаре как от самого автора, так и третьих лиц.
  2. Неочевидность решения или изобретательский уровень, т. е. наличие новизны и творческой составляющей. Как правило, модель должна иметь новую форму или внешний вид, отличный от уже созданных и доступных для всеобщего обозрения товаров.
  3. Полезность решения. Данный критерий распространен в США и предполагает соответствие регистрируемого продукта требованиям закона, морали и публичного порядка.

Дизайн-патент как правовой механизм имеет различные названия. Так, например, в разделе 101 Свода законов Соединенных Штатов Америки [9] дизайн-патент называется «патентом на промышленный образец». Такой патент также обеспечивает защиту лишь внешнего вида изделия, поэтому если оно обладает и новаторскими решениями в функциональном аспекте, т. е. имеет определенный способ использования, то на такое изделие необходимо получать два отдельных патента: патент на промышленный образец и патент на полезную модель соответственно.

Законодательство европейских стран также реализует политику протекционизма в отношении авторских и патентных прав, в частности, в создании одежды как одной из основных составляющих индустрии моды. При этом, европейские дома моды и дизайнеры обладают двойным подчинением: их права защищает законодательство Европейского союза и национальное законодательство. Директива № 98/71/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О правовой охране промышленных образцов» [5] узаконила создание такой отрасли права как дизайнерское право во всех государствах-членах Европейского Союза. В частности, данная директива закрепляет, что защита на зарегистрированную модель одежды предоставляется на срок до пяти лет и может быть продлена на общий срок до 25 лет, тогда как в США такой срок равен 15 годам. Директива № 98/71/ЕС закрепляет, что лицо, подающее заявку на регистрацию, должно обладать исключительным правом на такой образец, и наделяет такое лицо правом запретить использование своей модели третьей стороне без своего согласия, в том числе если модель конкурента создает такое же впечатление, как и его зарегистрированный образец.

Франция стала первой страной, которая предоставила своим законодателям моды достойную защиту прав. Во Французской Республике действует Кодекс промышленной собственности, предметом регулирования которого является, среди прочего, охрана авторских прав на модные изделия. Поскольку Франция одна из первых в мире дала достойную защиту модным домам и дизайнерам, для французских судов рассмотрение споров в сфере индустрии является обычным делом. Французские суды охотно встают на сторону модных домов. Так в 1994 в деле Ив-Сен-Лорен против Ральф Лоурен, суд признал последнего нарушившим права истца на платье-смокинг «токсидо» и постановил выплатить около четырехсот тысяч долларов [7].

Модные тенденции изменяются каждый сезон, поэтому применение такого вида защиты как дизайн-патент актуально лишь для знаковых изделий крупных модных домов и классических моделей обуви или аксессуаров, например, сумки Биркин от модного дома Hermes, ботинки Баркер и т. д.

Редкое применение средств защиты авторских моделей в fashion-индустрии связано прежде всего со значительным количеством времени, необходимым для рассмотрения заявки и регистрацию новой модели, а также стоимостью такой процедуры. Например, патентование дизайнерских решений в США осуществляет Ведомство США по патентам и товарным знакам (USPTO) [1]. Срок патентования в США составляет от 3 до 5 лет и предусматривает несколько обязательных стадий, а также наличие, установленных законом условий охраноспособности, т. е. новизны и оригинальности.

В Российской Федерации нельзя запатентовать саму идею, но можно защитить с помощью патента само техническое решение или же внешний вид продукта. В нашей стране данными вопросами занимается Федеральный институт промышленной собственности (далее — ФИПС). Патент в ФИПС можно получить на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Как правило, именно в качестве промышленного образца патентуются одежда, аксессуары и мебель.

Основываясь на вышеизложенном, можно прийти к выводу о том, что, поскольку правовое регулирование регистрации дизайн-патента на территории разных стран существенно различается, нередко возникают споры о применимом праве в правоотношениях, осложненных иностранным элементом. Подтверждением тому является дело, рассмотренное в 2007 году, когда французская компания Лореаль подала несколько исков против компании eBay в суды сразу нескольких государств по причине того, что eBay занималась продажей контрафактной продукции, в том числе и подделок продукции компании Лореаль, извлекая при этом немалую прибыль. Брюссельский арбитраж встал на сторону eBay и указал на то, что eBay не обязана изучать свои лоты, поскольку данная компания не является непосредственно продавцом, она лишь обеспечивает взаимодействие между продавцом и потребителем. В тоже время Французский суд встал на сторону обладателя авторских прав, т. е. Лореаль, и присудил eBay выплатить штраф. Формирую определенную судебную практику в отношении подобных дел суд Французской Республики встал и на сторону fashion-конгломерата LVMH, в этом случае eBay также пришлось выплатить компенсацию в размере 63 миллионов долларов [4].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов. Во-первых, в условиях быстроменяющегося рынка fashion-индустрии оформление дизайн-патента целесообразно только для «знаковых» изделий, которые будут продаваться не один год и приносить существенный доход его правообладателю. Во-вторых, регулирование дизайн-патента и его практическое применение различается и зависит не только от международного, но и национального права. При этом необходимо отметить, что даже в рамках одной юрисдикции, в частности Европейского Союза, возможна разная судебная практика по однородным вопросам. В-третьих, в связи с межотраслевым характером дизайн-патента как правовой категории его регулирование и использование достаточно проблематично. Однако, данная проблема во многом решается органами исполнительно власти государств, осуществляющих регистрацию такого патента, посредством размещения подробных инструкций. В-четвертых, дизайн-патент безусловно позволяет защитить права авторов новых моделей или продуктов fashion-индустрии, что в свою очередь дает возможность получать больший доход от продаж запатентованных изделий.

Литература:

  1. Patents: Application Process // https://www.uspto.gov/patents-application-process/search-patents;
  2. Qualitex Co. v. Jacobson Products Co., 514 US 159 — Supreme Court 1995//https://scholar.google.com/scholar_case?case=17905304466595211702;
  3. Will Kenton «Design Patent» // https://www.investopedia.com/terms/d/design-patent.asp;
  4. Wonderzine. Интернет-сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях [Электронный ресурс] URL: http://www.wonderzine.com (дата обращения: 01.11.2017);
  5. Директива № 98/71/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О правовой охране промышленных образцов» [рус., англ.] (Вместе с «Отчетом», «Заявлением Комиссии относительно статьи 18») (Принята в г. Люксембурге 13.10.1998) из информационного банка «Международное право»;
  6. Индустрия моды входит в кризис //https://www.kommersant.ru/doc/4319955;
  7. Н. А. Шебанова «Модное» право». Информационная система «КонссультантПлюс»;
  8. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 «О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях» // http://base.garant.ru/165829/; Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/165829/#ixzz6Ko2PpCQM
  9. Свод законов США (перевод Бабанова А.)// https://pravo.hse.ru/data/2019/03/19/1186063168/Свод %20законов %20США.pdf;
  10. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями).
Основные термины (генерируются автоматически): промышленный образец, интеллектуальная собственность, США, Европейский Союз, мировой fashion-индустрии, патент, внешний вид, достойная защита, полезная модель, Французская Республика.

Ключевые слова

интеллектуальная собственность, промышленный образец, дизайн-патент, мировая fashion-индустрия, индустрия моды

Похожие статьи

Текстильные изделия глобальных брендов как объекты охраны прав интеллектуальной собственности

В статье рассматриваются примеры охраны прав интеллектуальной собственности в отношении изделий текстильной промышленности глобальными брендами. Автор прослеживает историю развития правовой охраны уникальных текстильных изделий и приводит примеры суд...

Проблемы патентного права в цифровой экономике

В статье проанализированы особенности интеллектуальной собственности и патентного права в цифровой экономике. Рассмотрены нюансы патентования инновационных цифровых продуктов, законодательное регулирование этого процесса и гражданско-правовые модели ...

Смарт-контракт: правовое регулирование в Российской Федерации и за рубежом

В данной работе проведен анализ правовой сущности смарт-контрактов, получивших свое распространение в Российской Федерации и за рубежом. Приведена практика применения смарт-контрактов в США и Великобритании.

Постановка общей проблемы места права интеллектуальной собственности в системе права Европейского союза

В статье исследованы особенности предметно-объектной области регулирования права интеллектуальной собственности, существенно определяющие будущее этой сферы и будущее ее регулирования.

Онлайн-сервисы в beauty-индустрии

В статье проведен анализ онлайн-сервисов в бьюти-индустрии. Изложены ключевые направления развития в данной области. Исследованы направления реализации интернет-технологий и онлайн-сервисов в рамках функционирования индустрии красоты. Методы исследов...

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Некоторые актуальные вопросы охраны интеллектуальной собственности

Статья рассматривает ключевые проблемы охраны интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики и глобализации. Особое внимание уделяется вопросам киберпиратства, фальсификации продукции и необходимости международного сотрудничества для эф...

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Практика и правовое регулирование интеллектуальной собственности в мире

Основной целью статьи является анализ проблем правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Исследование основано на междисциплинарном методе анализа в экономической и юридической сферах. Авторы раскрывают основные факторы, влияющи...

Похожие статьи

Текстильные изделия глобальных брендов как объекты охраны прав интеллектуальной собственности

В статье рассматриваются примеры охраны прав интеллектуальной собственности в отношении изделий текстильной промышленности глобальными брендами. Автор прослеживает историю развития правовой охраны уникальных текстильных изделий и приводит примеры суд...

Проблемы патентного права в цифровой экономике

В статье проанализированы особенности интеллектуальной собственности и патентного права в цифровой экономике. Рассмотрены нюансы патентования инновационных цифровых продуктов, законодательное регулирование этого процесса и гражданско-правовые модели ...

Смарт-контракт: правовое регулирование в Российской Федерации и за рубежом

В данной работе проведен анализ правовой сущности смарт-контрактов, получивших свое распространение в Российской Федерации и за рубежом. Приведена практика применения смарт-контрактов в США и Великобритании.

Постановка общей проблемы места права интеллектуальной собственности в системе права Европейского союза

В статье исследованы особенности предметно-объектной области регулирования права интеллектуальной собственности, существенно определяющие будущее этой сферы и будущее ее регулирования.

Онлайн-сервисы в beauty-индустрии

В статье проведен анализ онлайн-сервисов в бьюти-индустрии. Изложены ключевые направления развития в данной области. Исследованы направления реализации интернет-технологий и онлайн-сервисов в рамках функционирования индустрии красоты. Методы исследов...

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Некоторые актуальные вопросы охраны интеллектуальной собственности

Статья рассматривает ключевые проблемы охраны интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики и глобализации. Особое внимание уделяется вопросам киберпиратства, фальсификации продукции и необходимости международного сотрудничества для эф...

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Практика и правовое регулирование интеллектуальной собственности в мире

Основной целью статьи является анализ проблем правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности. Исследование основано на междисциплинарном методе анализа в экономической и юридической сферах. Авторы раскрывают основные факторы, влияющи...

Задать вопрос