К проблемам защиты прав военнослужащих и привлечения к уголовной ответственности в Вооруженных Силах Российской Федерации
Автор: Локкин Руслан Михайлович
Рубрика: Уголовное право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (20) июнь 2020 г.
Дата публикации: 30.05.2020
Статья просмотрена: 813 раз
Библиографическое описание:
Локкин, Р. М. К проблемам защиты прав военнослужащих и привлечения к уголовной ответственности в Вооруженных Силах Российской Федерации / Р. М. Локкин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5281/ (дата обращения: 19.12.2024).
На протяжении всего периода существования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ) в средства массовой информации попадает большое количество сведений о преступлениях совершенных военнослужащих как срочной, так и контрактной службы в отношении других военнослужащих. Некоторые из этих преступлений поражают своей жестокостью и количеством жертв. Примером может служить случай, произошедший в Забайкальском крае в октябре 2019 г. Военнослужащий, проходящий срочную службу, расстрелял 10 человек. Из них 2 офицера, 5 военнослужащих срочной службы и 1 контрактник были убиты, еще 2 человека получили ранения. [1] В общевоинских уставах РФ введен термин «нарушение уставных правил взаимоотношений». В обществе слово, ставшее синонимом этого термина — «дедовщина». На наш взгляд, именно нарушение уставных правил взаимоотношений предшествует или является основной причиной тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в ВС РФ.
Российское законодательство стремится к тому, чтобы защитить права военнослужащих, принимает меры для сохранения их жизни и здоровья. Примером этого может служить некоторые поправки в общевоинских уставах РФ, принятие устава военной полиции в 2015 году. Введение некоторых обязательных мероприятий в распорядок дня военнослужащих, таких как телесный осмотр. Но так как преступления в ВС РФ все еще происходят вопрос о защите прав военнослужащих остается актуальным.
Военнослужащие имеют право подавать жалобы и заявления в любые органы правопорядка и власти. Но необходимо помнить, что они ограничены в свободе условиями военной службы, исполнением своих служебных обязанностей, распорядком дня. При этом остается возможность подать жалобу своем непосредственному начальнику или командиру. Порядок подачи и рассмотрения обращений жалоб и заявлений военнослужащих определен в Дисциплинарном уставе ВС РФ (далее ДУ РФ). [2] Мерой ответственности за дисциплинарный проступок является дисциплинарное взыскание. А решению о применение дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Иными словами, по каждому происшествию в ВС РФ должно проводиться служебное разбирательство.
В случае выявления, в ходе служебного разбирательства, признаков преступления, лицо проводившее разбирательство должно доложить об этом своему непосредственному командиру. А он в свою очередь, уведомить об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ и органы военной полиции. [2]
Но, разбирательство производится, как правило, непосредственно командиров (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Или другим лицом назначенным непосредственно командиром. В ДУ РФ есть требования к воинскому званию лица проводившего разбирательство, но нет требований к его образованию и служебному опыту. Поэтому возникает опасность, что лицо, проводившее служебное разбирательство не всегда сможет правильно определить в действиях виновных лиц признаков состава преступления. К тому же, на практике командир несет ответственность за все, что происходит в его подразделении. И в некоторых случаях командир может просто не пожелать проводить разбирательство и искать виновных лиц, во избежание своей собственной ответственности. О том, что «разбирательство может проводиться лицами заинтересованными в их результатах», а также о других возможных недостатках при проведении разбирательств пишет в своей статье Бордин С. Н. [3]
Эти проблемы должны были быть решены с приятием в 2015 году Устава Военной полиции РФ. (Далее УВП РФ). Основными задачами военной полиции (далее ВП) стали защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих. Обеспечение законности и правопорядка в ВС РФ. А в перечни основных направлений деятельности ВП указанно, что ВП может осуществлять полномочия органов дознания ВС РФ. Осуществлять производство, в соответствии с компетенцией по делам об административном правонарушении и разбирательство по дисциплинарным проступкам.
Однако в статье 187 УВП указано, что разбирательство проводится органами ВП в том случае если: дисциплинарный проступок выявлен военнослужащим военной полиции или совершен военнослужащим доставленным в органы ВП. Либо в том случае если сообщение о проступке поступило непосредственно в органы ВП. А следовательно, в иных случаях разбирательства будут проводить внештатные дознаватели той воинской части, в которой будет совершен проступок.
Проблема отсутствие штатных дознавателей в армейских подразделениях и недостаточная квалификация внештатных дознавателей поднимает в свое статье Каратаев С. А. [4] Автор пишет о том, что на внештатных дознавателей возлагается большая нагрузка в связи с необходимостью исполнения своих прямых обязанностей. Эти факторы сказываются на результате работы.
На наш взгляд вопросы защиты прав военнослужащих, сохранение их жизни и здоровья актуальная и важная проблема, требующая внимания юридического сообщества и органов законодательства. Необходимо продолжать исправлять недостатки в организации работы по выявлению преступлений и привлечению виновных лиц к ответственности. Возможно, следует расширить полномочия органов дознания военной полиции. Возложить на них обязанности не только проводить дознание по некоторым уголовным делам, но и участвовать в служебных разбирательствах по всем грубым дисциплинарным проступкам в каждой воинской части.
Для военнослужащих срочной службы создать условия, при которых они могли бы беспрепятственно обращаться к представителям органов ВП. с заявлениями. Все эти меры способствовали бы поддержанию воинской дисциплины, а следовательно, сокращению числа преступлений в ВС.
Литература:
- https://novayagazeta.ru/articles/2019/10/26/82511-i-dobival-odinochnymi-vystrelami
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.:РИПОЛ классик; Издательство «Омега-Л», 2016
- Бордин С. Н. О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации // Обозник https://oboznik.ru.turbopages.org/h/oboznik.ru/?pcgi=p %3D38002
- Каратеев С. А. К вопросу о совершенствовании процессуального статуса дознавателя воинской части // Молодой ученый. — 2018. — № 49. — С. 129–130. — URL https://moluch.ru/archive/235/54437/ (дата обращения: 19.03.2020).