Агентство по страхованию вкладов: правовой статус, цели деятельности, перспективы развития
Автор: Никульников Алексей Геннадьевич
Рубрика: Финансовое право
Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (21) июль 2020 г.
Дата публикации: 04.07.2020
Статья просмотрена: 335 раз
Библиографическое описание:
Никульников, А. Г. Агентство по страхованию вкладов: правовой статус, цели деятельности, перспективы развития / А. Г. Никульников. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 22-29. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5423/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается правовой статус, полномочия, цели деятельности, а также перспективы развития российской государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Ключевые слова: вклад, страхование, система страхования вкладов, государственная корпорация, Агентство по страхованию вкладов, перспективы развития.
The article discusses the legal status, authority, purpose of activity, as well as development prospects of the Russian state corporation «Deposit Insurance Agency».
Keywords: deposit, insurance, deposit insurance system, state corporation, Deposit Insurance Agency, development prospects.
В настоящее время невозможно говорить о социальном государстве в отрыве от государства правового. Если не будет соблюдена защита прав и свобод человека и гражданина, будет подорван принцип законности, а значит и государство не сможет выполнять своё основное предназначение — осуществлять защиту населения. Институт страхования непосредственно предназначен для защиты населения от непредвиденных ситуаций, именуемых страховыми случаями, и за наступление которых соответствующими организациями застрахованному субъекту осуществляется выплата страховой суммы — денежных средств, которые предполагают возмещение ущерба. Действительно, оставить многомиллионное население в случае банкротства банка или иной экономической ситуации, влекущей неблагоприятные для значительной части общества последствия, без денежных средств государство не может. Без этого оно не может претендовать на статус социального.
Кроме того, большое значение в понимании такого явления как страхование имеет психологический аспект, который выражается в достижении застрахованным лицом чувства защищённости, что, в свою очередь, способствует доверию граждан к государству.
Поскольку миллионы граждан размещают свои денежные средства во вкладах, государство предусмотрело обязательное страхование вкладов физических лиц, которое осуществляется на основании Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — ФЗ «О страховании вкладов физических лиц») [1]. Пунктом 2 статьи 2 указанного закона дано понятие «вклад», который определяется как денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. В связи с появлением таких правовых категорий, как «договор банковского вклада» и «договор банковского счёта», правовое регулирование данной области осуществляется на основании Гражданского Кодекса РФ Российской Федерации (далее — ГК РФ) [2].
Так как вклад — распространённое явление, государство предусмотрело его страхование. Несомненным плюсом в пользу государства является закреплённая в части 3 статьи 5 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц» норма о том, что страхование вкладов осуществляется в силу настоящего Федерального закона и не требует заключения договора страхования.
Ввиду сложившейся ныне непростой ситуации как в экономики России, так и в мировой экономике в целом, наступающим мировым финансовым кризисом, финансовая нагрузка на страховые фонды Агентства по страхованию вкладов неукоснительно возрастает. Это, в свою очередь, подтверждает значимость данной структуры в рамках банковской системы государства, ее социальную ценность.
Сущность вклада и страхования как основных категорий обязательного страхования вкладов
Как было указано ранее, под вкладом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада.
Для более полного уяснения сущности вклада, установления тесной связи вклада и страхования по нему как важных социально-правовых явлений, а также верного определения лица, которому полагается возмещение денежных средств при наступлении страхового случая, следует подробнее проанализировать выделенные в ФЗ «О страховании вкладов физических лиц» признаки понятия «вклад».
1) Денежные средства по вкладу могут быть размещены в валюте РФ или в иностранной валюте. Анализ п. 1 ст. 140 ГК РФ позволяет с уверенностью говорить о том, что валюта РФ — рубль. Понятие иностранной валюты зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и определяется как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах [3].
2) Вклад размещается физическими лицами или же в их пользу. Это определённо даёт понять получателю денежных средств по соответствующему договору, которым в любом случае будет физическое лицо. Под физическим лицом будет пониматься как гражданин РФ, лицо без гражданства или же иностранный гражданин. Если же это договор банковского вклада, то возможно на основании статьи 842 ГК РФ внести в банк вклад на имя определённого третьего лица. Указание имени гражданина или наименования юридического лица, в пользу которого вносится вклад, является существенным условием соответствующего договора банковского вклада.
3) Обязательным субъектом данных правоотношений будет являться банк, который, является кредитной организацией, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В данном понятии также имеется указание на юридических лиц, которые могут размещать денежные средства.
4) Наличие процентов по вкладу является обязательным условием, поскольку лица размещают их с целью сохранения и приумножения. Сохранение денежных средств предполагает, что деньги не будут терять своей стоимости на фоне инфляции. Можно также говорить о том, что вклад и кредит являются и близкими, и одновременно далёкими друг от друга понятиями. По субъектному составу отличие лишь в том, что по кредитному договору одной из сторон является банк или иная кредитная организация, а по договору банковского вклада лишь банк. Сущность данных понятий также одинакова, поскольку происходит привлечение средств одной стороной и возврат их с процентами. Однако, представляется возможным говорить лишь то, что по кредитному договору банк дает кредит, а по договору банковского вклада сам берет его.
Определение понятия страхования зафиксировано в пункте 1 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», и установлено как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [4].
Для понимания же сущности страхования необходимо уяснить его отдельные характерные черты.
1) Не постоянный, а вероятностный характер отношений. Это означает невозможность предсказания наступления страхового случая (события, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам) и размера причинённых убытков.
2) Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю зависит от величины потерь и от условий договора страхования.
3) Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования — юридические и физические лица — аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйственной деятельности. Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.
4) Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия договора страхования регулируются нормами ГК РФ.
Сущность такой категории как страхование заключается в возникновении денежно — перераспределительных отношений между страхователями и страховщиками, которые осуществляются посредством специально созданных из денег страхователей страховых резервов (денежных фондов). Таким образом, сущность страхования состоит в создании страховых фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба.
Правовой статус агентства по страхованию вкладов
Агентство по страхованию вкладов, созданное на основании закона о страховании вкладов физических лиц, имеет статус государственной корпорации, из чего вытекает, что (а) она создана путем имущественного взноса Российской Федерации; (б) имущество, переданное корпорации и получаемое ей на законных основаниях, является ее собственностью; (в) корпорация самостоятельна и независима в решении вопросов ее компетенции; (г) корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация — по обязательствам корпорации; (д) корпорация хотя и является некоммерческой организацией, однако вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения своих целей (по большому счету, это и есть критерий самоокупаемости, аналогичный имеющему место в американских государственных корпорациях). В публично-правовом аспекте «государственный» статус корпорации наделяет ее отдельными публично-правовыми функциями. Например, Агентство по страхованию вкладов определяет размер и порядок расчета страховых взносов, осуществляет их сбор и контроль за поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.
В целом же, наделение правовым статусом государственной корпорации, по моему мнению, обусловлено следующим.
Во-первых, законодательная неопределённость структуры государственной корпорации как юридического лица, предоставляет удобство для создания особой организационной структуры, наделенной особыми правами, обязанностями, и имеющей специфичные органы управления. Нельзя, в этой связи, не согласиться с мнениями Талапиной Э. В. считающей, что «… закон о создании госкорпорации никак не связан рамками другого закона, а правовой статус государственной корпорации всякий раз создается будто бы заново. Из этого следует вывод, что каждая государственная корпорация являет собой, по сути, отдельный вид юридического лица» и Романовской О. В., объясняющей такую ситуацию подменой нормативного регулирования индивидуально-правовым [12] [13]. Действительно, Агентство по страхованию вкладов является не унифицированным юридическим лицом в организационно-правовой форме государственной корпорации, а совершенно новой организационной структурой, имеющей исключительный и неповторимый характер
Во-вторых, способ приобретения имущества (имущественный взнос Российской Федерации) предполагает наделение корпорации именно собственностьюна переданное имущество, а не правами хозяйственного ведения или оперативного управления. Известные своими ограничениями ограниченные вещные права на имущество очевидно будут лишь осложнять текущую деятельность агентства и вносить путаницу, например, при осуществлении выплат вкладчикам, расчетами с кредиторами финансовых организаций и т. д.
В-третьих, статус государственной корпорации предполагает ее имущественную обособленность от учредителя, что особенно важно. Теоретически представляются возможными минимум два варианта организации централизованного обязательного страхования вкладов, из которых первый — обособление части бюджетных средств и формирование бюджетного целевого фонда, предназначенного для удовлетворения требований вкладчиков, второй — формирование внебюджетного фонда, под управлением аналогичной Пенсионному Фонду РФ (как органу управления) организации. Однако такие варианты имеют множество минусов, заключающихся, в первую очередь, в недостаточной подвижности и мобильности соответствующих бюджетных средств, а также отсутствие возможности их вовлечения в активную хозяйственную (в том числе инвестиционную) деятельность, что, несомненно, играет роль при формировании страхового фонда. Таким образом, полная имущественная обособленность от Российской Федерации попросту необходима как гарантия достаточного маневра в формировании страхового фонда, так и как безопасность самой Российской Федерации, отстранившейся, и de iure и de facto от выполнения обязательств такого рода.
В-четвертых, специфичность поставленных задач и имеющихся функций указывает скорее на частно-правовую природу организации, нежели на публично-правовую (как это наблюдается в учреждениях, как раз и предназначенных для достижения общеполезных целей). Участие в процедурах банкротства банков и иных кредитных организаций, в реализационных процедурах и т. д. имеет, в большей степени, именно хозяйственную природу, что вряд ли позволяет говорить об исключительной социальной направленности деятельности Агентства (в отличие от учреждений различных типов).
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что избранная организационно-правовая форма Агентства по страхованию вкладов экономически обосновано и целесообразна.
Текущая деятельность Агентства по страхованию вкладов
Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов предоставляет данные о деятельности, из которых следует, что число банков-участников — 714 (данные на 20 апреля 2020 г.), страховых случаев — около половины от числа банков-участников (данные на 20 апреля 2020 г.) [14]. В соответствии с ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», вступившим в силу с 1 января 2014 года, создана система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования [6].
Согласно ст. 15 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц», агентство по страхованию вкладов в целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов: ведет реестр банков; осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов; осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам; имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности, предусмотренных статьей 74 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России и иные полномочия [5]. Также отличительной особенностью данного агентства является то, что оно в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Количество ликвидационных процедур в отношении банков ‒ 657, количество завершенных ликвидационных процедур ‒ 309.
Для обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентство ведет реестр негосударственных пенсионных фондов ‒ участников системы гарантирования; формирует и инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений; контролирует полноту и своевременность поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений; при наступлении гарантийного случая будет осуществлять выплату гарантийного возмещения фонду-участнику или Пенсионному фонду Российской Федерации.
Органами управления Агентства является совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор.
Совет директоров состоит из 13 членов, 7 из которых являются представителями Банка России, 2 — Министерства финансов РФ, 1 от Федеральной налоговой службы, 1 от управления Президента Российской Федерации, 1 от министерства экономического развития РФ. Председателем Совета директоров является Председатель Центрального банка Российской Федерации по должности. Из отмеченного следует, что самые важные решения принимаются представителями от государственных органов, Банка России, что уже представляет собой надзор за деятельностью данного агентства.
Агентство в своей деятельности независимо и самостоятельно, то есть органы власти ни государственного ни местного уровня не могут вмешиваться в его деятельность и координировать выполнение им своих полномочий. Безусловно, агентство, выполняя функции, предписанные ему законом, не изолируется от иных организаций, к примеру, наблюдается тесная связь Агентства по страхованию вкладов и Банка России по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. Существующие в РФ две организации, которые осуществляют надзор за деятельностью системы страхования вкладов: Агентство по страхованию вкладов и ЦБ РФ ‒ взаимодействуют по многим направлениям деятельности. Полномочия по взаимодействию друг к другу определены в ст. 27 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Поскольку страхование вкладов обязательно для всех банков, зарегистрированных на территории России, а лицензирование коммерческих банков осуществляется Центральным Банком, то эти отношения имеют вполне объяснимую логику.
В указанной выше статье 27 Банку предписывается обязанность направлять в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию для информационного обеспечения функционирования системы страхования вкладов. Данная информация может содержать сведения о выдаче банку разрешения, об отзыве лицензии, введении моратория на удовлетворение требований кредитора при осуществлении процедуры банкротства о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства, о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, о реорганизации банка, и об иных сведениях, указанных в законе. Извещение Агентства происходит на следующий день после принятия решения касательно этих вопросов Банком России. В свою очередь, Агентство по страхованию вкладов информирует Банк России: о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра; об изменении ставки страховых взносов. Агентство вправе обращаться в Банк России с предложениями: о проведении проверки банка Банком России; о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер. Таким образом, оно имеет контрольные полномочия за деятельностью банков без права самостоятельно привлекать к ответственности.
Информация, содержащая сведения о признании утратившей силу лицензии Банка России на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, о применении Банком России к банку мер в виде запрета/ограничения на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц, о реорганизации банка направляется в Агентство по страхованию вкладов в течение 3 дней.
Также, в случае наличия предложений агентство по страхованию вкладов, порядок участия служащих Агентства в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством. Пункт 1.1 Инструкции Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», гласит о том, что особенности таких проверок (проверок банков в случаях, предусмотренных статьями 27 и 32 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации») устанавливаются нормативным актом Банка России об особенностях проведения проверок банков с участием служащих Агентства. Проведение таковых проверок регулируется указанием Банка России от 13 января 2005 г. № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», в котором закреплен порядок привлечения Банком России служащих Агентства к участию в проверках банков, права и обязанности служащих Агентства, привлекаемых к участию в проверках банков, обязанности банка в ходе проверки с участием служащих Агентства и иное [8].
Цели деятельности Центрального банка Российской Федерации и Агентства по страхованию вкладов во многом похожи. Однако укрепление доверия к банковской системе возложено именно на Агентство по страхованию вкладов.
Также, в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», Агентство, Банк России и Пенсионный фонд Российской Федерации координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по гарантированию прав застрахованных лиц, в том числе путем направления документов, в которых информация представлена в электронной форме и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Перспективы развития
Перспективы развития Агентства по страхованию вкладов зависит в целом от развития системы обязательного страхования вкладов. Постепенно определение страхового риска расширяется: если изначально возмещались лишь суммы, привлеченные банками во вклад, то теперь возмещению также подлежат суммы пенсионных накоплений, а также суммы, внесенные субъектами малого и микропредпринимательства [7]. Очевидно, что, несмотря на воспрепятствование расширения обязательной системы страхования (еще в 2017 году Центральный Банк РФ выступал против страхования депозитных счетов любых юридических лиц, включая представителей малого и микропредпринимательства), она расширяется, что является, безусловно, шагом позитивным [16]. Намеченная тенденция, по моему мнению, должна распространиться на все вклады граждан, к коим можно отнести и индивидуальные инвестиционные счета (далее — ИИС), и инвестиционные инструменты страхования жизни (далее — ИИСЖ). Ведь по своей сути оба инструмента имеют в большей степени сберегательную природу. ИИС используется, чаще всего, вместе с налоговыми вычетами и в основном для них, поэтому инвестор в данном случае, как правило, пассивный и не совершает многочисленных торговых операций. ИИСЖ же первоначально и преследует цель сохранения денежных средств независимо от поведения «базового» актива. Предложения о расширении обязательной системы страхования на эти инструменты также звучали, однако до настоящего времени дальнейших шагов не предпринято. Предполагалось, что для целей страхования указанных инструментов страховые платежи будут платиться профессиональными участниками рынка ценных бумаг (в частности, брокерами и управляющими компаниями).
Здесь же стоит отметить, что в целом я выступаю против введения полного страхования вкладов юридических лиц. Цель государственного регулирования этой отрасли состояла именно в защите слабых сторон правоотношений, к которым как раз и можно отнести граждан и субъектам малого и микропредпринимательства, накопления которых являются для них значительными, а их утрата — катастрофичной. Защита же крупных организаций неосновательно снимет с них ответственность за свои действия, что недопустимо, поскольку крупный хозяйствующий субъект должен нести предпринимательский риск в полном объеме.
Вторым направлением предполагаемого и обсуждаемого развития является наделение Агентства по страхованию вкладов статусом «мегаликвидатора» на финансовом рынке [17]. Предполагается, что Агентство в новом виде будет продолжать работу ЦБ РФ (мегарегулятора на финансовом рынке). Соответственно, логика в том, что при отзыве ЦБ РФ лицензии, например, у страховой организации ее оздоровлением или же окончательной ликвидацией будет заниматься Агентство по страхованию вкладов. Данное предложение, на мой взгляд, представляется продуманным, однако учитывая миллиардные обороты финансовых организаций и, по сути, монополизирование рынка услуг по арбитражному управлению финансовых организаций, его реализация может сопровождаться коррупционной составляющей.
Заключение
Невозможно себе представить в современном мире отсутствие такого правового института как страхование, а в особенности, страхования вклада, поскольку у каждого вкладчика, в данном случае физического лица, должна быть уверенность в выплате ему принадлежащих денежных средств. Однако само по себе присутствие такого правового института не даёт правовой защищенности, а уже от неё и производной материальной, поскольку для этого должен существовать механизм реализации существующего права. Организации и их должностные лица, которые уполномочены на выполнение данных обязательств обеспечивают механизм реализации права. Одним из органов, выполняющих данную роль, можно назвать Агентство по страхованию вкладов, которое создано в организационно-правовой форме государственной корпорации, и можно сказать представляет собой подмену нормативно-правового регулирования индивидуально-правовым. Поскольку механизм реализации права не может существовать из одного органа, то происходит взаимодействие всей системы органов, которые влияют друг на друга. Можно сказать, что взаимодействие наблюдается с Пенсионным фондом РФ, с другими организациями, в том числе кредитными при осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Также осуществляется взаимодействие с ЦБ РФ, и оба они являются организациями, осуществляющими надзор за деятельностью системы страхования вкладов. Но положение Банка России в данном случае будет всё равно по вертикали выше, так как большинство членом совета директоров Агентства занимают представители от Банка России, однако такое положение по вертикали характеризуется не юридическим закреплением, а фактическим. Установлен также порядок информирования данных органов по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. Особенностью также будет являться порядок закрепления участия данных организаций в случае внесения предложений агентством по страхованию вкладов — закрепление устанавливается нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством. Остаётся непонятным, почему между равными субъектами регулирование происходит на уровне актов Банка России, а не на уровне федерального закона. Если же предположить, что отношения между ними носят сугубо вертикальный, подчинённый характер, то для чего требуется согласование Агентством порядка его участия. Также федеральным законодательством предусмотрено, что Счётная палата РФ и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций. Таким образом, хоть агентство по страхованию вкладом является самостоятельным, за ним можно сказать «приглядывают» Банк России и Счётная палата РФ.
Несмотря на непродолжительный период существования данного органа, нельзя назвать его зарождающимся. Он уже имеет достаточно существенных полномочий, число которых постепенно растёт. Эффективность Агентства проверена растущей динамикой его показателей.
Литература:
- Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 07 апреля 2020) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (часть I), ст. 5029.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 1 января 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410; 2018. № 31, ст. 4814.
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. 27 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 31, ст. 3223.
- Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015–1 (ред. 01 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 3232; 2014. № 52 (часть I), ст. 7543.
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 12 апреля 2020 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 49 (часть I), ст. 7524.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ (ред. от 16 октября 2020 г.) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Российская газета. 2013. № 295; 2016. № 1.
- Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2018. № 32 (Часть II).
- Указание Банка России от 13 января 2005 г. № 1542-У (ред. от 18 сентября 2017 г.) «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» // Вестник Банка России. 2005. № 7; 2017. № 88.
- Талапина Э. В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. Издательский дом «Буквоед». 2009. С. 36–50.
- Романовская О. В. Правовой статус государственных корпораций в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государств». 2013. № 1(1).
- Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов // URL: https://www.asv.org.ru/agency.html (дата обращения 14 апреля 2020 г.).
- Центральный банк РФ отказался от страхования средств юридических лиц в банках // URL: https://www.rbc.ru/finances/14/03/2017/58c6a3e69a7947eef4854662.html (дата обращения 14 апреля 2020 г.).
- Центральный банк РФ предложил создать специальный фонд для страхования индивидуальных инвестиционных счетов // URL: https://www.rbc.ru/finances/01/12/2017/5a2021149a7947762227b945.html (дата обращения 14 апреля 2020 г.).
- Рынку грозит мегаликвидатор // URL: https://www.asv.org.ru/agency/publication/297217.html (дата обращения: 20 апреля 2020 г.).
- Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 20 апреля 2020 г.).
Ключевые слова
Перспективы развития, страхование, вклад, Агентство по страхованию вкладов, государственная корпорация, система страхования вкладовПохожие статьи
Агентство страхования вкладов как важный элемент функционирования банковской системы страны
В статье рассмотрены основные функции Агентства страхования вкладов, деятельность которого определена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177—ФЗ «О страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Система страхования вкладов в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития
В статье рассмотрены основы системы страхования вкладов в Российской Федерации, формирование фонда обязательного страхования вкладов, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов.
О необходимости совершенствования надзора за деятельностью банков со стороны Агентства по страхованию вкладов
В статье рассматривается роль, функции Агентства по страхованию вкладов, проведен анализ законодательства и предложены мероприятия по улучшению управления качеством государственной корпорации на примере Агентства.
Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития
В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.
Значение судебной практики с участием Агентства по страхованию вкладов в Российской Федерации
В данной статье проанализирована судебная практика по вопросам, связанным со страхованием вкладов в Российской Федерации и Агентством по страхованию вкладов, выявлены основные дискуссионные вопросы полномочий Агентства по страхованию вкладов и привед...
Механизм банковского проектного финансирования в Российской Федерации
В статье рассматривается организация банковского проектного финансирования в Российской Федерации, виды и основные участники данного механизма.
Собственные средства ПАО «НИКО-БАНК»: проблемы формирования и управления
В статье на примере ПАО «НИКО-БАНК» рассматривается сущность и роль собственных средств (капитала) коммерческих банков. Рассмотрены основные функции и структура собственного капитала банков, изучены проблемы механизма формирования собственных средств...
Стратегии управления оборотным капиталом и устойчивость организации на рынке
В данной статье рассматриваются стратегии управления оборотным капиталом, источники его финансирования, показатели финансовой устойчивости организации и методы ее оценки.
Особенности правового положения кредитных организаций по законодательству России
В статье рассматриваются особенности правового положения кредитных организаций в Российской Федерации, роль кредитных организаций и их групп в финансовой системе страны.
Актуальные вопросы теории и практики управления рисками в банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк России»
В статье рассматриваются актуальные вопросы практической стороны управления рисками в банковской деятельности на примере коммерческого банка ПАО «Сбербанк России».
Похожие статьи
Агентство страхования вкладов как важный элемент функционирования банковской системы страны
В статье рассмотрены основные функции Агентства страхования вкладов, деятельность которого определена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177—ФЗ «О страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Система страхования вкладов в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития
В статье рассмотрены основы системы страхования вкладов в Российской Федерации, формирование фонда обязательного страхования вкладов, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов.
О необходимости совершенствования надзора за деятельностью банков со стороны Агентства по страхованию вкладов
В статье рассматривается роль, функции Агентства по страхованию вкладов, проведен анализ законодательства и предложены мероприятия по улучшению управления качеством государственной корпорации на примере Агентства.
Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития
В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.
Значение судебной практики с участием Агентства по страхованию вкладов в Российской Федерации
В данной статье проанализирована судебная практика по вопросам, связанным со страхованием вкладов в Российской Федерации и Агентством по страхованию вкладов, выявлены основные дискуссионные вопросы полномочий Агентства по страхованию вкладов и привед...
Механизм банковского проектного финансирования в Российской Федерации
В статье рассматривается организация банковского проектного финансирования в Российской Федерации, виды и основные участники данного механизма.
Собственные средства ПАО «НИКО-БАНК»: проблемы формирования и управления
В статье на примере ПАО «НИКО-БАНК» рассматривается сущность и роль собственных средств (капитала) коммерческих банков. Рассмотрены основные функции и структура собственного капитала банков, изучены проблемы механизма формирования собственных средств...
Стратегии управления оборотным капиталом и устойчивость организации на рынке
В данной статье рассматриваются стратегии управления оборотным капиталом, источники его финансирования, показатели финансовой устойчивости организации и методы ее оценки.
Особенности правового положения кредитных организаций по законодательству России
В статье рассматриваются особенности правового положения кредитных организаций в Российской Федерации, роль кредитных организаций и их групп в финансовой системе страны.
Актуальные вопросы теории и практики управления рисками в банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк России»
В статье рассматриваются актуальные вопросы практической стороны управления рисками в банковской деятельности на примере коммерческого банка ПАО «Сбербанк России».