История возникновения и функционирования прокурорского надзора за предварительным следствием | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №8 (22) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.10.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Ковалева, Е. А. История возникновения и функционирования прокурорского надзора за предварительным следствием / Е. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5556/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор рассматривает возникновение и развитие уголовно-процессуальных полномочий прокурора по отношению к следственным органам.

Ключевые слова: прокурор, следователь, уголовное дело, надзор.

Для уяснения роли и места органов прокуратуры в правозащитной деятельности государства необходимо рассмотреть данный институт в процессе его исторического развития. Как следует из истории возникновения и функционирования органов прокуратуры, в периоды коренных преобразований в государстве появилась потребность в таком органе как прокуратура. История развития любого органа помогает уяснить его место, предназначение, функции, и в настоящем времени помогает определить меры по повышению его эффективности.

Большинство исследователей утверждают, что первоначально замысел Петра I был направлен на создание органа контроля за деятельностью Сената, однако, представляется, что Петр I считал, прокуратуру органом правозащитным, который должен охранять интересы, в том числе и граждан.

Исторически впервые в 1802 году на прокуроров была возложена функция надзора за расследованием уголовных дел в соответствии с указами императора 1802 года [1]. В полномочия прокуроров входил надзор за тем, чтобы при расследовании преступлений не использовались «пристрастные допросы» и истязания, не допускалось привлечение к ответственности невиновных, не было сокрытия преступлений и послабления преступникам [2].

Стоит отметить, что организационно-правовое оформление, как органов расследования, так и прокурорского надзора за следствием, окончательно оформилось в ходе судебной реформы 60-х гг. XIX века. Появилась процессуальная фигура судебного следователя, поднадзорная в своей деятельности прокурору, что обусловило дальнейшее взаимодействие следователя и прокурора в ходе расследования преступлений.

Однако ученые констатировали, что до судебных реформ 60-х гг. XIX века прокуратура была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике» [3]. Прокуратура лишилась прокурорского участия по соблюдению законности не потому, что указанный надзор был бесполезен, а потому, что препятствовал родовой аристократии и чиновникам всесильной администрации в своих не всегда законных действиях.

Устав уголовного судопроизводства [4] (далее — УУС) установил следующие полномочия прокурора по осуществлению надзора за предварительным следствием: в соответствии со ст. 213 Учреждений судебных установлений следователи назначались на должность по представлениям прокуроров окружных судов; представления прокурора было достаточно для перевода следователя из одного округа в другой; прокуроры уполномочены осуществлять наблюдение за деятельностью судебного следователя, в том числе путем личного присутствия при всех следственных действиях (ст. ст. 278, 280 УУС); прокурор вправе предъявлять судебному следователю требования об устранении нарушений закона (ст. 281 УУС), причем следователь обязан эти требования исполнить, а если к этому встретится препятствие, он должен его преодолевать, уведомляя об этом прокурора и ожидая его разрешения (ст. 282 УУС). Заметим, что эта норма на практике вызвала много споров.

Большинство исследователей приходили к выводу, что незаконные требования прокурора не должны были ни в коей мере исполняться следователем. Однако по вопросу законности таких требований прокурора существовали разногласия [5]. Так, надзор прокурора касался применения судебным следователем мер пресечения (ст. ст. 283, 284, 285 УУС); право прокурора требовать дополнения предварительного следствия по сделанным им судебному следователю указаниям (ст. 286 УУС).

Все эти полномочия прокурора по надзору за предварительным следствием позволяли прокурору, не вмешиваясь в конкретную деятельность судебного следователя, принимать меры к обеспечению надлежащего качества предварительного следствия.

При окончании предварительного следствия следователь направлял уголовное дело прокурору для начала судебного разбирательства. Устав уголовного судопроизводства предоставлял прокурору право требовать дополнения следствия, признанного следователем окончательным, независимо от того передавал ли он его в суд для рассмотрения, или предлагал прекратить его за отсутствием признаков преступления или по другим основаниям. Заключение прокурора о передаче обвиняемого суду было в форме обвинительного акта по делам, по которым проводилось следствие. Если палата соглашалась с обвинительным актом, то в соответствии с ее определением дело направлялось в окружной суд для рассмотрения.

Прокурорский надзор за деятельностью следователей в данный период времени характеризовался наиболее широкими полномочиями прокурора в данной сфере, в обязанности следователей входило представление надзорному ведомству отчеты о своей деятельности, все прекращенные следственные производства. С 1871 г. следователи стали представлять сведения прокурору о начале следствия и окончании следствия.

В течение XIX — начале XX в. институт взаимодействия органов следствия и прокуратуры не подвергался изменениям, они действовали слажено, являясь реальной силой по борьбе с преступностью.

В советский период незыблемым оставался прокурорский надзор за следствием, процессуальное руководство деятельностью следователей со стороны прокуроров. Суть данного руководства и взаимодействия заключалась в том, что это сотрудничество являлось эффективным в сфере противодействия преступности.

По результатам изложенного можно констатировать, что на протяжении длительного времени в нашей стране действовал хорошо отлаженный механизм взаимодействия органов расследования и прокуратуры, позволяющий успешно противодействовать преступности.

Несмотря на многие трудности, смены режимов и формы государств, прокуратура продолжает выступать одним из важнейших механизмов реализации государственной власти, обеспечивающих верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Литература:

  1. Именной указ Сенату от 08.09.1802 «О правах и обязанностях Сената» // Полное собрание законов Российской империи. Т. XXVII. № 20405.
  2. Беляев В. П., Гусакова Ю. С., Ларина О. Г. Взаимодействие органов расследования и прокуратуры России в XVIII — начале XX в. Курск: Изд-во Юго-Запад. гос. ун-та, 2012.
  3. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922–1991 годы) // Журнал российского права. 2002. № 12. С. 121.
  4. Устав уголовного судопроизводства от 20 нояб. 1864 г. // Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 8. Судебная реформа / отв. ред. Б. В. Вилинский. М.: Юрид. лит., 1991. С. 155.
  5. Буцковский Н. А. Очерки судебных порядков по уставам 20 ноября 1864 года. СПб., 1874. С. 425.

Похожие статьи

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

К вопросу о необходимости расширения полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

В статье автор исследует полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Прокурорский надзор в сфере деятельности судебных приставов

В статье рассматривается сущностное назначение прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений.

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Рассмотрены определенные проблемы и вопросы его как участника уголовного процесса

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

В настоящей статье рассматриваются полномочия прокурора за производством предварительного следствия, изучены причины неэффективности деятельности органов предварительного следствия в ряде аспектов.

Актуальные проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматриваются основные функции прокурора в уголовном судопроизводстве и приводится анализ вытекающих из этих полномочий проблем и противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства.

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Похожие статьи

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

К вопросу о необходимости расширения полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

В статье автор исследует полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Прокурорский надзор в сфере деятельности судебных приставов

В статье рассматривается сущностное назначение прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений.

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Рассмотрены определенные проблемы и вопросы его как участника уголовного процесса

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

В настоящей статье рассматриваются полномочия прокурора за производством предварительного следствия, изучены причины неэффективности деятельности органов предварительного следствия в ряде аспектов.

Актуальные проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматриваются основные функции прокурора в уголовном судопроизводстве и приводится анализ вытекающих из этих полномочий проблем и противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства.

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Задать вопрос